23 июня в Москве открылся IX международный фестиваль документального кино «Докер». Кроме основного конкурса, зрителей ждут показы в рамках секций «Док терапия» (где после просмотра можно будет обсудить увиденное с профессиональными психологами), Dokershorts и «Док станция» (фильмы режиссеров со всей России). Один из девизов фестиваля оформлен как хештег: #докспасетмир. Молодые авторки «Искусства кино» Виктория Сёмка и Екатерина Путилина проанализировали обширную программу «Докера», чтобы выделить остальные ключевые слова этого года.Полное расписание можно найти на официальном сайте фестиваля www.midff.ru
#конфликт
Фильмы, действие которых разворачивается на фоне масштабных смертоносных событий: войн, терактов, эпидемий. Главные герои — рабочие, военные и жертвы обстоятельств — по-своему переживают происходящее.
«Горькие дни» (реж. Паскале Аппора-Гнекинди, Нингуи Сун)
В фокусе режиссеров — африканец, добытчик речного песка для строительства местного банка. На заработанные деньги он хочет купить детям рождественские подарки, но, так как он единственный кормилец в семье, это едва ли осуществимо. В мыслях о мечте проходит каждый день героя.
Житейские проблемы «маленького» человека должны были потеряться на фоне глобальных политических событий — гражданской войны. Все, однако, наоборот: бедность — одна из причин восстания, которая волнует и героя тоже. Только вместо протестов он продолжает работать. Контраст, созданный авторами, усиливается самим героем: чем тяжелее физический труд, тем легче и задорнее он напевает песни.
«Дозор» (реж. Грегорис Рентис)
Пираты сомалийского побережья не дремлют и готовы напасть в любой момент, поэтому мимо проходящие корабли нанимают специально обученных охранников. В фильме показаны три этапа из жизни таких работников: как они приходят в профессию, чем именно занимаются и как проходит их пенсия. В море может произойти все что угодно — нужно быть готовым к любым испытаниям.
«Ландшафт» (реж. Даниэль Кёттер)
Своеобразное роуд-муви, посвященное военному конфликту в восточной части Армении. На фоне живописных пейзажей герои рассказывают о своем укладе в период длительного территориального спора. Мы не видим тех, кто говорит, а только смотрим на окружающую местных жителей природу. Это создает яркий аудиовизуальный контраст.
«После моста» (реж. Давиде Риццо, Марция Тоскано)
Сложно быть матерью, потерявшей сына, но еще сложнее — узнать, что он был террористом. Мы наблюдаем за душевными сломами героини, ее сомнениями и страхами. За тем, как трансформируются или, наоборот, остаются неизменными чувства матери к сыну на фоне ужасной трагедии.
«В Россию пешком, или Как закончить фильм» (реж. Александра Лусникова, Никита Аксенов)
Француз Жан-Эльдар отправляется пешком в Россию, чтобы встретиться с семьей. Ему помогает режиссерка, но в процессе пути связь с героем обрывается. Тогда Лусникова решает сама отправиться в Астрахань, чтобы разыскать мать и сестру Жан-Эльдара. Так фильм из сентиментального портрета превращается в полноценное расследованием, которое зритель проводит вместе со съемочной группой.
#родные
Тема, которая объединяет эти фильмы, — взаимоотношения героев с семьей и собой. В одной истории мужчина бежит от близких, в другой — готов от всего отказаться ради них, а кто-то и вовсе обретает родных среди незнакомцев.
«Долгая дорога домой» (реж. Вэньцянь Чжан)
В традиционной китайской семье подрастает дочь, чье мировоззрение отличается от родительского. Их хрупкие отношения показаны через быт и разговоры: фильм построен на наблюдении за родителями, требующими от ребенка следовать определенному пути. Дорога к взаимопониманию внутри семьи, где новые конфликты переплетаются с теми, что тянутся из далекого прошлого, и правда обещает быть долгой.
«Судьба» (реж. Ясер Талеби)
Сахар — молодая иранка, которая хочет поступить в престижный университет. Однако в случае успешной сдачи экзаменов девушке придется оставить больного отца, за которым, как она считает, больше некому присмотреть. Девушка остается наедине со сложным выбором: исполнить мечту — или пожертвовать ей ради отца.
«Ветреная женщина» (реж. Изабель Пюто)
Короткометражный фильм, в котором француженка Пюто рассказывает историю трагической гибели двоюродной бабушки Генриетты. Как письма и вырезки из газет в фильме помогают воссоздать картину случившегося в 1933 году, так частная трагедия здесь служит ключом к пониманию застарелого конфликта внутри семьи.
«Мы им доверяем» (реж. Светлана Макеева)
Героини фильма — девушки, которые в детстве подверглись сексуальному насилию со стороны родственников. В фокусе — не подробности произошедшего, а безответная реакция родителей. Это фильм о молчании и о том, что оно влечет за собой. Рассказы героинь режиссерка дополняет постановочными сценами, в которых персонажи носят белые маски, что метафорично иллюстрирует безмолвие семьи.
«Король бакланов» (реж. Дарья Разумникова)
В семье орнитологов растет мальчик, который убежден, что знает язык птиц. Фильм посвящен губительному воздействию человечества на окружающую среду, а также тому, что именно люди могут эту природу спасти. Главное — найти верный подход, подобрать правильный «язык», что и оказывается по силам не взрослому ученому, а маленькому мечтателю.
#эксперимент
Фильмы, чьи авторы играют с формой, монтажом, рамкой кадра. Здесь можно встретить как анимацию, так и ожившую газетную хронику.
«В Европу с Бидоном» (реж. Самюэль Альбарик, Тома Трише)
Анимадок повторяет реальную историю нигерийца Бидона, который прошел долгий путь, чтобы оказаться во Франции. Его путешествие балансирует на грани реальности и вымысла. Когда океан превращается в пустыню, а индийский слон из игрушки в настоящего зверя, сложно понять, где подлинные переживания и события, а где фантазия.
«Груз безмолвия» (реж. Мануэль Охеда)
Размышления режиссера о том, в какой момент вещи становятся ненужными. Медитативные долгие планы позволяют зрителю прочувствовать каждый увиденный предмет: будь то книжная полка, стул, статуя или крест. Музыка придает кадрам мистический эффект, а просмотр фильма начинает походить на спиритический сеанс.
«Формальдегид» (реж. Огюз Йенен)
История пожилого рыбака-лодочника, смонтированная из старой хроники. Серость рутины рифмуется с цветовой палитрой фильма, а хаотичный порядок сцен — с воспоминаниями, пролетающими перед глазами на смертном одре. «Немота» видеоряда тоже концептуальна: чтобы прочувствовать отчужденность и покой, слова не нужны.
#профессиячеловек
Объект исследования этих фильмов — человек, точнее — его дело, профессия, вера и страсти. Будь то охотница, порноактриса, священник, врач — каждый человек уникален, а его жизненный опыт не похож ни на чей другой.
«Наталия» (реж. Элизабет Сильвия Мирзайе)
После многих лет разгульной жизни Наталия решает стать монахиней католической церкви, постепенно отдаляясь от родных и былых привычек. Вроде косметики или ванильного милкшейка. Быт послушниц показан с неожиданной стороны: девушки иронизируют друг над другом, играют с детьми во дворе и слушают невоцерковленную музыку. Разговоры о вере и служении перемещаются из церкви в студию звукозаписи, а интимные размышления превращаются в топик для подкаста.
«Святая дилемма» (реж. Джулианна Угрин, Мартон Визкелети)
Католический священник ведет двойную жизнь, скрывая семейный статус: днем он проводит время в церкви, а ночью — с женой и детьми. «В церкви я лгу, потому что отрицаю, что отец. А дома я лгу, потому что отрицаю, что священник».
«Ева» (реж. Ольга Смирнова)
Бывшая учительница литературы, а ныне — порноактриса Ева Бергер честно и местами иронично размышляет о жизни и профессии, пытаясь понять, в какой момент что-то пошло не так. Режиссерка обогащает ее монологи визуальными подсказками, превращая биографию в экзистенциальный детектив.
«Водяная» (реж. Вилюра Исяндавлетова)
Необычная почтальонка развозит письма по всеми забытым деревням. Вместо автомобиля — моторная лодка: ведь единственный способ добраться до поселений — по воде. Сложно сказать, кто на самом деле главная героиня картины, работница почты или река, — каждая выполняет свою роль. Обе служат людям: только одна «кормит», успокаивает и «убивает» фигурально, а вторая — буквально.
«Пошлые вещи» (реж. Гурам Нармания)
Небольшая зарисовка из жизни вебкам-модели. Хаотичный быт и работа перекликаются с проблемами в отношениях и поиском душевного спокойствия. Пошлые вещи здесь можно трактовать по-разному. Кто-то увидит их в шкафчиках спальни и зеркальных отражениях, а кто-то — в мыслях о полноценном «семейном» завтраке по утрам, переезде и замужестве.
«Хороший доктор» (реж. Сергей Лукьянченко)
Фельдшер Константин приезжает в сельскую местность, чтобы лечить жителей, оторванных от города. И в жару, и в метель он обходит дома и лечит то, что для местных «просто царапина» или «не болит и ладно». Переезд в деревню меняет не только пейзаж за окном, но и отношение к жизни: то, что казалось необычным, становится нормальным.
#втораяжизнь
Ключевой вопрос, волнующий режиссеров этих фильмов: что для нас значит жизнь? К этому вопросу они подходят необычно — через возможность прожить ее заново. Благодаря современным технологиям, «целительной» силе медикаментов или жизни после смерти.
«Водяная мельница в Бади» (реж. Хабу)
Женщина из китайской провинции копит деньги, чтобы починить мельницу и купить телефон для общения с внуками. Ее попытки сохранить семейные ценности и связи показаны с теплотой и жизненной энергией. Несмотря на культурную специфику Востока, атмосфера деревни выглядит очень знакомой и близкой сердцу.
«Разбуди меня в полночь» (реж. Франческо Патьерно)
Завораживающая исповедь безымянной итальянки, которая решила покончить с собой. Героиня без утайки делится со зрителем самыми яркими и мрачными моментами жизни, постепенно объясняя, почему она выбросилась с пятого этажа. Фильм погружает нас в состояние героини. На аудиальном уровне это передается музыкой и гипнотической речью рассказчицы. На визуальном — через динамичную смену рамки кадра и изображений-метафор, дополняющих ассоциативный ряд.
«В чем моя вера» (реж. Александр Зубовленко)
Необычный и интересный взгляд на жизнь простого российского священника, отца Андрея, который имеет дело не столько с миром живых, сколько с миром мертвых.
«Коллекционер» (реж. Сергей Климов)
Анатолий работает сортировщиком мусора и демонстрирует игрушки советских времен. Герой верит, что они бессмертны: собирая их по кусочкам, он дарит им вторую жизнь.
«Тонкий мир» (реж. Александра Пустыннова)
Девушка-медиум помогает людям наладить связь с духами близких, но сама испытывает трудности в семье. Лейтмотив картины — ценность и чрезвычайная востребованность героини для одних и бесполезность, отчужденность для других. Жизнь на пересечении привычного и иного мира то удерживает героиню в равновесии, то сбивает с толку.
«Таблетки счастья» (реж. Арно Робер, Паоло Вудс)
Фильм не столько (или не только) об усиливающемся влиянии фармацевтических компаний, сколько о целебной силе таблеток: а могут ли они вообще сделать нас счастливыми? На этот вопрос помогают ответить непохожие друг на друга герои с из разных стран.
«Между отчаянием и надеждой» (реж. Анна Барсукова)
Фильм про пустеющий поселок Синегорье, его историю и судьбы жителей. На фоне холодов и морозов Магаданской области отношения людей кажутся теплее привычного. Контраст в кадре теплого и холодного подобен дихотомии любви с ненавистью, жизни со смертью, радости с болью.