Найти тему
Открытый Город

Неутомимый строитель

Среди объектов «Открытого города» – несколько зданий, построенных архитектором Дмитрием Андреевичем Крыжановским: доходный дом П.М. Станового, доходный дом Р.И. Берштейна, один из корпусов доходного дома И.В. Галунова. Сегодня расскажем об этом крупном зодчем, построившим в городе на Неве десятки многоэтажных зданий.

Д.А. Крыжановский. Фото 1930-х годов. Из книги: Чепель А.И. Архитектор Дмитрий Крыжановский. СПб., 2021
Д.А. Крыжановский. Фото 1930-х годов. Из книги: Чепель А.И. Архитектор Дмитрий Крыжановский. СПб., 2021

В январе 2022 года исполнилось 80 лет со дня смерти русского зодчего Дмитрия Андреевича Крыжановского, оставившего после себя богатое наследие. За свою полувековую карьеру архитектор выстроил более 90 крупных зданий в Петербурге-Ленинграде и других городах России и зарубежья, причем более 60 из них – многоэтажные петербургские доходные дома.

Будущий зодчий родился 24 мая 1871 года в Киеве. Его отец – дворянин, подпоручик, – безнадёжно заболел, когда Дмитрию едва исполнилось 14 лет, и подростку пришлось взять на себя заботу о семье. Сформированные в юности качества – трудолюбие, неутомимость, ответственность – Д.А. Крыжановский пронёс через всю жизнь.

Иркутское техническое училище
Иркутское техническое училище

Получив основательное образование в Иркутском техническом училище (позже сменило название), юноша столь же добросовестно продолжил обучение в Академии художеств в Петербурге. Ещё в статусе академиста (учащегося Академии художеств) Д.А. Крыжановский начал строительную практику – сначала в качестве помощника у видных столичных зодчих, затем самостоятельно. Становление мастера пришлось на период поздней эклектики, когда смешение стилей достигло апогея. Это позволило начинающему архитектору практически освоить широкую палитру стилей прошлого, а затем успешно применять эти навыки при смене трендов – в эпоху модерна. Ведь «новый стиль» не слишком-то сопротивлялся мотивам архитектуры прошедших эпох, трансформировал, заострял их – и рождал модерновые композиции, пронизанные тоской по седой старине.

Доходный дом В.Е. и Г.Е. Овчинниковых. Большая Зеленина ул., 21. Зодчий. 1906.
Доходный дом В.Е. и Г.Е. Овчинниковых. Большая Зеленина ул., 21. Зодчий. 1906.

Умение стремительно менять почерк и манеру проектирования было важным козырем Д.А. Крыжановского в конкурентной борьбе на строительном рынке, помогало оперативно реагировать на придирчивые запросы заказчиков. В начальный период самостоятельного творчества он увлечённо разрабатывал тему «готического модерна», насыщая фасады средневековыми аллюзиями. Позже столь же легко создавал «барочные», «ренессансные», «древнерусские» постройки. При этом зодчий нередко сочетал в своих строениях современные новаторские планировки и конструктивные решения с пронизанным романтикой экспрессивным обликом.

-4

Работоспособность Д.А. Крыжановского поражает. Ведь за 1895–1916 годы за его подписью в Санкт-Петербургскую городскую управу было подано более полутора сотен заявок на самые разнообразные строительные работы. Здесь и строительство многоэтажных доходных домов, и надстройки-реконструкции существующих зданий, и возведение служебных построек, и разнообразные ремонтные работы. Его профессионализм ценился высоко: состоятельные заказчики неоднократно обращались к его услугам, он застраивал для них участок за участком.

Доходный дом Р.И. Берштейна. Каменноостровский пр., 54.
Доходный дом Р.И. Берштейна. Каменноостровский пр., 54.

Особой сферой его деятельности были кинематографы, которые всё больше входили в моду. Д.А. Крыжановский участвовал в составлении правил для кинематографов, разрабатывал собственные варианты этих общественных зданий, строил их в виде отдельных павильонов, переоборудовал под зрелищные заведения этажи доходных домов.

Кинематограф. Большой пр. П.С., 62. 1913 г. ЦГИА СПб.
Кинематограф. Большой пр. П.С., 62. 1913 г. ЦГИА СПб.

Строил зодчий и дачи, которые, в большинстве своём, не сохранились.

-7

Помимо обширной строительной практики, Д.А. Крыжановcкий участвовал в архитектурных конкурcах, которые были весьма популярны в период строительного бума и позволяли зодчим как заявить о себе, так и заработать на значительных подчас премиях. Часто Д.А. Крыжановский оказывался и по другую сторону барьера, входя в состав конкурсных жюри. Забота о качестве архитектуры заставляла мастера инициировать творческие соревнования на лучшие фасады, корректировать конкурсные правила и критерии оценки представленных на конкурс работ, обсуждать нюансы замещения профессорских должностей в Академии художеств.

Конкурсный проект (совместно с М.С. Лялевичем) доходного дома Е.Г. Растеряевой и Т.Г. Кривцовой. Зодчий. 1904
Конкурсный проект (совместно с М.С. Лялевичем) доходного дома Е.Г. Растеряевой и Т.Г. Кривцовой. Зодчий. 1904

Проекты и фотографии спроектированных и возведённых Д.А. Крыжановским зданий зачастую появлялись на страницах авторитетной архитектурной периодики, что свидетельствует о востребованности зодчего, о признании его профессионального мастерства. В своих работах архитектор применял рациональную планировку, новые строительные и отделочные материалы, не отставая от новаторских санитарно-гигиенических и технических наработок своего времени.

Д.А. Крыжановcкий неизменно находил время и для широкой общественной работы. Он состоял членом Санкт-Петербургского общества архитекторов, Общества архитекторов-художников, других профессиональных объединений, а в 1909 году был избран депутатом Санкт-Петербургской городской думы. В революционном 1917 году он выступил с инициативой создания Всероссийского союза зодчих, стремясь добиться, чтобы власти прислушивались к мнению профессионалов в области архитектуры.

В неспокойное революционное время Д.А. Крыжановский взял на себя, казалось бы, совершенно не вяжущуюся с профессией архитектора функцию. Сразу после Февральской революции он занимал должность начальника городской милиции, занимаясь по мере сил и средств наведением и поддержанием порядка в наэлектризованном революционной эйфорией столичном мегаполисе.

-9

В 1920 году зодчий – впервые и единственный раз в своей жизни – надолго уехал из города на Неве, будучи выслан в административном порядке в Вологду. Здесь он заведовал отделом городского благоустройства, руководил Вологодским художественным техникумом, проектировал и начал строить Октябрьский посёлок-сад в Вологде и новый город Харовск (Луначарск) к северу от Вологды. В этих проектах зодчий проявил себя как градостроитель, развивая новаторскую дореволюционную идею города-сада, занимавшую его и ранее. В начале XX века за рубежом и в России возникают Общества городов-садов, пропагандирующие идеи «идеального города», комфортного для обитания, со светлыми квартирами, должным санитарно-гигиеническим оснащением, тенистыми садами и парками. Д.А. Крыжановский состоял членом такого общества.

В июне 1923 году Д.А. Крыжановский возвратился в Петроград. Город вступал в полосу возрождения после запустения периода революций и Гражданской войны, и архитекторы-профессионалы ему были необходимы. Многоопытный зодчий занимался реставрационной деятельностью, восстанавливал жилищный фонд Петрограда–Ленинграда, преподавал, принимал участие в различных экспертизах, проектировал и строил жилые дома.

Жилой дом. Большой Сампсониевский пр., 96. 1934–1938 гг.
Жилой дом. Большой Сампсониевский пр., 96. 1934–1938 гг.

В социалистическом Ленинграде Д.А. Крыжановский вновь окунулся и в привычную общественную деятельность. Он вступил в Ленинградское отделение Союза советских архитекторов, стал членом его правления, консультировал городские власти и своих более молодых коллег по вопросам домостроения, участвовал в составлении инструкции по содержанию и ремонту фасадов зданий.

Заботило Д.А. Крыжановского и состояние архитектурного наследия города на Неве. Он состоял в Обществе «Старый Петербург – Новый Ленинград», участвовал в изучении, сохранении и пропаганде городских ансамблей и отдельных памятников, напутствовал молодых коллег в деле защиты наследия.

Летом 1941 года Д.А. Крыжановский, как и другие зодчие осажденного города, занимался обследованием и подготовкой бомбоубежищ к ожидаемым вражеским налетам. Архитектор остался в блокированном Ленинграде, умер в январе 1942 года, точная дата смерти и место погребения неизвестны. Имя Д.А. Крыжановского упомянуто на мемориальной доске в Доме архитектора в Санкт-Петербурге в ряду имен зодчих, погибших в годы Великой Отечественной войны.

Автор: Чепель Александр Иванович, краевед, кандидат исторических наук, член Совета СПбГО ВООПИиК, ведущий авторской рубрики сайта «Открытый город».