Найти в Дзене
Мир Музея

Новый год в сентябре

Оглавление

О том, что такое индикт и как давно на Руси празднуют Новый год в сентябре, рассказывает Ксения Сергазина.

Мир Музея. 2018. № 9. С. 30.

Мы венчались 14 сентября. Этот день в церковном ка­лендаре отмечен как «Нача­ло индикта сиречь новоле­тия», по старому стилю — 1 сентября. Начиная с 1492 года и до 1700 года именно в этот день на Руси отмечали Новый год, перенеся празднование с 1 марта на 1 сентября. Что же такое ин­дикт и индиктион, какая между ними связь и какая разница?

Миротворный круг

В книге «Конструктивные принципы древнерусского календаря» А. Н. Зелинский пишет, что «календарь при­шёл на Русь из Византии вместе с введением христианства и был известен под названием „миротворного круга“, „церковного круга“ или „великого ин­диктиона“; в своей основе он был юлианским календарём, который в свою очередь уходил корнями в культуру Древнего Египта». Миротворный круг включал в себя 532 года — число 532 рождалось из перемножения 19-­летнего «круга луны» (circulus lunae) и 28­-летнего «круга солнца» (circulus solis).

Смысл этого умножения заключался в том, что полученный период в 532 года «представляет собой такой цикл, по истечении которого даты пасхальных полнолуний 14 нисана падают на те же дни седмиц и числа месяцев». В Византии этот период в 532 года называли индиктионом, на Западе — «великим кругом» (circulus magnus), на Руси — «миротворным кругом». Традиция возводит его к Никейскому Вселенскому собору 325 года, на котором принимались важные для христиан всего мира решения — в первую очередь Символ веры и общая пасхалия. «И состави­ша и написаша круг великий на пять­сот на тридесять и два лета, и устави­ша праздновати Святую Пасху, такоже ныне по обычаю держим», — сказано в древнерусских святцах эпохи Алексея Михайловича о решениях Никейско­го собора.

«С астрономической точ­ки зрения, — пишет А. Н. Зелинский, — суть никейской реформы календаря заключалась в том, что в юлианскую систему летоисчисления, строго ори­ентированную по Солнцу (то есть исходящую из средней величины солнечного года в 365,25 дня), было введено „лунное течение,“ то есть движение Луны со сменой её фаз. Последнее было вызвано необходимостью точной фик­сации главного христианского празд­ника Пасхи и связанных с нею перехо­дящих двунадесятых праздников. Но Пасха христиан в свою очередь исто­рически зависела от ветхозаветной иудейской Пасхи, которая со времён Моисея праздновалась евреями толь­ко в полнолуние. Вот откуда возникла необходимость в церковном календаре христиан соединить ритм Луны с рит­мом Солнца». «По сути дела, церковный юлианский календарь и был вели­ким идиктионом, или миротворным кругом», — пишет он.

Индикт

«Великий индиктион, — по словам А. Н. Зелинского, — обладает ещё од­ним весьма примечательным свойст­вом: во всех пасхальных вычислениях присутствует одна величина — ин­дикт». Индикт — это период в 15 юли­анских лет, употребление которого в системе налогового обложения Визан­тийской империи возводят ко времени Константина Великого. По преданию, церковь в благодарность за прекращение гонений ввела индикт в пасхалию.

«Введение в великий индиктион треть­ его, независимого периода в 15 юлианских лет (помимо периода в 19 и 28 лет) превращало цикл в непериодический, как не кратный числу 15, — считает А. Н. Зелинский. — Поэтому для вос­становления полной повторяемости исходных величин (то есть 19, 28 и 15) необходимо было их перемножить. Та­ким образом получалось, что только по прошествии 15 великих индиктио­нов по 532 года каждый все исходные данные пасхального цикла вернутся на круги своя». Этот цикл в 7980 лет (532 × 15 = 7980) А. Н. Зелинский предла­гает называть «вселенским пасхаль­ным циклом», или «великим миро­творным кругом» и напоминает, что в науку о хронологии этот древний цикл вошёл только в конце XѴI века (почти одновременно с григорианской реформой календаря) под названием юлианского периода. Ввёл его хроно­лог Жозеф Скалигер (1540 – 1609), который настаивал, что «только юли­анская календарно-­хронологическая система может обеспечить непрерыв­ный счёт дней в мировой хронологии» (одно из качеств великого миротворного круга заключалось в том, что счёт дней в нем можно вести непрерывно и последовательно в течение всего периода в 7980 лет — именно поэтому счисление юлианскими днями лежит в основе всех хронологических астрономических расчетов, направлены ли они в прошлое или в будущее. «От­личие юлианского периода Скалиге­ра от великого миротворного круга, — пишет А. Н. Зелинский, — заключается лишь в том, что Скалигер выбрал от­правной точкой своего цикла 1 января 4713 года до н. э., а первый индикти­он традиционной церковной пасха­лии начинается с „Сотворения мира,“ то есть c 1 марта 5508 года до н. э.». Резюмируя главку, посвящённую «юли­анскому периоду», А. Н. Зелинский се­тует на то, что «тот самый период, без которого не может обходиться ас­трономия и хронология наших дней, был признан папой Григорием XIII не­пригодным для календаря».

Март или сентябрь?

А. Н. Зелинский отмечает, что в Визан­тии, на Руси и в Западной Европе до григорианской реформы пасхальный год начинался с 1 марта, потому что именно с мартовскими новолуниями традиционно было связано определе­ние 1 нисана иудейской Пасхи и, соот­ветственно, 14 нисана христианской Пасхи. Но, считает он, есть и ещё одна причина начинать год с 1 марта: «год, начавшийся с 1 марта, кончается 28, а в случае високосного года — 29 фев­раля, это значит, что добавочный ви­сокосный год оказывается привязан­ным не к началу года (как в календаре Юлия Цезаря), а к самому его концу, как в календаре египетских христиан — коптов, а также эфиопов». Со­гласно церковной традиции, именно 1 марта 5508 года, в пятницу, был со­творён Адам — «в он же ден согрешил» (и поэтому первый год мироздания, как считали древние хронологи, «начинался не с воскресенья, а с пятницы, потому что до грехопадения нельзя было говорить и о времени в человеческом смысле»).

На 1 сентября Новый год был пе­ренесён Иваном III в 1492 году (в 7000 году от сотворения мира), на 1 ян­варя — Петром I в 1699 году, что не только всколыхнуло волну протестов, но и породило народные представле­ния о Петре как об Антихристе. А по­следний осенний Новый год на Руси отпраздновали, таким образом, 1 сен­тября 1699 года.