Найти в Дзене

Непривычный Достоевский

Я очень люблю романы и повести Достоевского. Со школьной скамьи и по сей день я периодически возвращаюсь к его творчеству и нахожу для себя что-то новое. Как-то так сложилось в моем сознании (да и у нас в культуре вообще), что творчество Достоевского нагоняет депрессию и философствование. Обычно Достоевского противопоставляют Чехову, который, напротив, согласно стереотипам, "веселый". Ни то, ни другое, конечно, не исчерпывает истинного наполнения творческого наследия писателей. И вот рассказ Фёдора Михайловича Достоевского "Чужая жена и муж под кроватью" - очень яркое тому подтверждение. Стоит заметить, что изначально Достоевский задумал и написал два отдельных сатирических рассказа — «Чужая жена» и «Ревнивый муж». В 1848 году первый из них был опубликован с подзаголовком «уличная сцена» в первом номере журнала «Отечественные записки» А. Краевского. Чуть позднее в том же году было получено разрешение на публикацию рассказа «Ревнивый муж» с подзаголовком «Происшествие необыкновенное»

Я очень люблю романы и повести Достоевского. Со школьной скамьи и по сей день я периодически возвращаюсь к его творчеству и нахожу для себя что-то новое. Как-то так сложилось в моем сознании (да и у нас в культуре вообще), что творчество Достоевского нагоняет депрессию и философствование. Обычно Достоевского противопоставляют Чехову, который, напротив, согласно стереотипам, "веселый". Ни то, ни другое, конечно, не исчерпывает истинного наполнения творческого наследия писателей. И вот рассказ Фёдора Михайловича Достоевского "Чужая жена и муж под кроватью" - очень яркое тому подтверждение.

Фото автора канала
Фото автора канала

Стоит заметить, что изначально Достоевский задумал и написал два отдельных сатирических рассказа — «Чужая жена» и «Ревнивый муж».

В 1848 году первый из них был опубликован с подзаголовком «уличная сцена» в первом номере журнала «Отечественные записки» А. Краевского. Чуть позднее в том же году было получено разрешение на публикацию рассказа «Ревнивый муж» с подзаголовком «Происшествие необыкновенное».

Обложка аудиокниги на ЛитРесе
Обложка аудиокниги на ЛитРесе

Исследователи творчества Достоевского отмечали также связь двух этих произведений с рассказом «Ёлка и свадьба», что дало им основания утверждать, что все три рассказа должны были входить в цикл «Из записок неизвестного», к которому также относился рассказ «Честный вор».

Уже впоследствии, работая в 1859 году над собранием сочинений, Достоевский решил объединить два рассказа в один, немного переработав их содержание.

Обложка электронной книги на ЛитРесе
Обложка электронной книги на ЛитРесе

При жизни Достоевского критика не обратила внимания ни на публикацию первоначальных отдельных рассказов, ни на объединённый рассказ «Чужая жена и муж под кроватью». В первом номере «Отечественных записок» за 1849 год в обзоре литературы за прошлый год было лишь отмечено, что рассказ понравился публике.

А Николай Чернышевский вообще написал:

«Вчера прочитал "Ревнивый муж" <..> и это меня несколько ободрило насчёт Достоевского и других ему подобных: всё большой прогресс перед тем, что было раньше, и когда эти люди не берут вещей выше своих сил, они хороши и милы».

Что даёт нам основание думать, что Чернышевский не одобрял написанное Достоевским до этого рассказа (например, роман "Бедные люди", повести "Двойник" и "Хозяйка").

Уже в 1880-х годах Николай Михайловский указал, что в рассказе «Чужая жена и муж под кроватью» раскрылся «жестокий талант», благодаря которому даже водевильное произведение перерастает у писателя в трагикомедию.

Стоит заметить, что Достоевский действительно привнес в свой рассказ некоторые приёмы трагикомедии и водевильного жанра. Например, образ ревнивого и обманутого мужа, безумная ревность которого является сюжетообразующим элементом произведения; комичное положение под кроватью в квартире чужой жены; диалоги; игра слов; алогичные поступки; говорящие фамилии. Недаром этот рассказ так часто ставят в театре.

Само название рассказа отсылает читателя к похожим названиям водевилей 1830-1840-х годов (например, «Муж в камине, а жена в гостях» Ф. Кони).

Рассказ крайне динамичный и лёгкий. Очень кстати разбавил череду сложных и объёмных романов. Я начала с прослушивания аудиокниги в исполнении Ефима Шифрина, а затем благодаря синхронизации книг перешла на электронную книгу. Получила огромное удовольствие!

+ 50 страниц

Спасибо, что дочитали!🫶

Любите Достоевского? Что вам у него ближе - романы Пятикнижия или сатирические рассказы?