Найти тему

Как успешно справится с переменами? Памятка первокурснику.

Адаптация первокурсников связана с освоением действующих правил. Скорость её зависит от индивидуальных особенностей и характера человека: степени его открытости и общительности, умения находить контакт с людьми, восприятия внешнего мира и новых правил, навыков по следованию установленным требованиям и границам и пр.

Попадая в новую среду или коллектив, каждый переживает это событие, поэтому начало новой работы осложняется эмоциональным стрессом, необходимостью установления новых контактов, познавания правил.

Что новое начинает происходить в жизни?

· Форма и продолжительность занятий,

· Требования к студентам (внешний вид, поведение и пр.),

· Новые педагоги и их требования к предмету,

· Новый коллектив (группа), с которым предстоит пройти (как минимум!) 4-х летнюю подготовку по выбранной образовательной программе и т.д.

В связи с этим необходимо выстраивать новые партнерские отношения, самостоятельно разрешать конфликты с однокурсниками, соседями по общежитию, преподавателями.

-2

Советы по адаптации первокурсников к студенческой жизни:

Совет №1. Изучите вуз изнутри как можно раньше и быстрее.

Проведение ознакомительной экскурсии в вузе позволяет посмотреть на ситуацию собственными глазами, лично увидеть: где предстоит учиться, что предлагает вуз, поговорить со студентами и узнать условия обучения (требования педагогов, сложность обучения и пр.).

Совет №2. Тайм-менеджмент и расписание занятий.

В каждом учебном заведении действует свое расписание занятий, подвергаемое коррективам. Если в школе оно утверждается на учебный год, то в вузах действует 2 расписания – по четной и нечетной неделе. И студентам важно еженедельно перестраиваться (каждую неделю новый график).

Будьте готовы к планированию времени и сил с учетом учебной нагрузки.

· Составьте список задач. Ежедневно создавайте список дел, указывая приоритет каждой задачи. Это поможет вам ясно видеть, что нужно сделать, и помочь вам сосредоточиться на самых значимых заданиях.

· Установите реалистичные сроки при распределении времени на задач. Не перегружайте себя и оставляйте достаточно времени на каждую задачу, чтобы сделать её качественно.

· Используйте техники управления временем, которые помогают управлять временем эффективнее. Некоторые из них включают метод "Помидора", делегирование задач, планирование блоков времени и т.д. Исследуйте эти техники и выберите те, которые подходят вам лучше всего.

· Избегайте отвлекающих факторов. Отключите все уведомления на телефоне и компьютере во время работы. Если нужно, создайте блокировщики сайтов, чтобы избежать соблазна проверить социальные сети или почту. Уделите нужное вам время и пространство для работы.

Совет №3. Важно серьезно относиться ко всем дисциплинам, не обращая внимания на их роль (основная или вспомогательная). Самая распространенная ошибка первокурсников – это невнимательность и непосещение общеразвивающих или неосновных дисциплин, которые на первый взгляд никак не связаны с выбранной профессией.

Поэтому посещаемость и активность на занятиях значимы всегда. Это важно и для образования, и для собственной эрудиции.

Совет №4. Конспектируйте емко и кратко.
Распространенной ошибкой первокурсника является старание записать слова педагога на лекции дословно. Иногда первокурсники воспринимают лекцию, как диктант.

Миссия лекции – прояснить существенные и сложные моменты в рамках конкретной дисциплины или темы.

При этом студент должен фиксировать лишь отдельные моменты: термины, определения, формулы, алгоритмы, методики, чтобы в дальнейшем вспомнить детали и воспользоваться ими на практике.

Используйте в ходе конспектирования сокращения. Можно создать свой «словарь сокращений» и вести его в конце тетради. Скорость конспектирования возрастет в разы.

Совет №5. Развивайте дружеские отношения, новые знакомства и вливайтесь в новый коллектив. Данный этап неизбежен. Вам придется сидеть с кем-то за одной партой, работать в команде, общаться и взаимодействовать.

Можно во время «переклички», которую педагог проводит в начале занятия, запоминать лица и имена, а на переменах просто подходить и знакомиться, общаться, обмениваться опытом и интересами. Чем раньше вы изучите свое окружение, тем быстрее найдете единомышленников и друзей, поймете с кем и как можно взаимодействовать.

Обменяйтесь с одногруппниками контактами, так будет легче осваивать программу вместе: обмениваться лекциями, советоваться, готовиться к экзаменам и пр.

Совет №6. Не верьте слухам и пользуйтесь принципом «доверяй, но проверяй». Иногда первокурсники начинают «наводить справки» о преподавателях, уточняя у старшекурсников требования каждого педагога.

Не стоит слепо верить слухам. Отношения педагога со студентом индивидуальны, поэтому один может рассказать о преподавателе с положительного ракурса, а другой – негативно отозваться. Как себя покажете, так и будут строиться отношения с лектором и экзаменатором.

Обратите внимание лишь на детали: например, педагог любит задавать дополнительные вопросы (значит нужно детальнее подготовиться), учитывает посещаемость (значит, нужно меньше прогуливать или пропускать).

Совет №7. Не надейтесь на помощь одного учебника или изучение предмета за одну ночь. Готовьтесь к сессии заранее, т.к. важно хорошо разобраться в дисциплине, а на это потребуется время и силы.

Будьте готовы к работе с большим объемом информации, где доминировать будет научная литература. Идеальный вариант – периодическое повторение пройденного материала или поэтапное повторение/погружение за 3-7 дней до аттестации. Также важно научиться работать с информацией.

Совет №8. Старайтесь занимать оптимальное место на занятиях. Если у вас есть ограничения по состоянию здоровья (плохое зрение и пр.), то учитывайте этот факт. Важно все видеть и слышать, вникать в материал.

Совет №9. Задавайте вопросы. Восприятие материала, дисциплины – дело индивидуальное: что для одного студента оказывается легким, для другого может превратиться в серьезный барьер и проблему.

Из-за стеснения одногруппников или боязни показаться глупым, студенты не задают вопросы на занятиях. Задать вопрос порой важно, т.к. такой подход демонстрирует вовлеченность учащегося, активность на занятиях и стремление постигнуть предмет, а также, показывает стремление преодолеть проблему, лучше подготовиться.

Задав вопрос, можно решить возникшую проблему, не терзая себя потом изнурительными тренировками, разбором дополнительной литературы и упражнений.

Совет №10. Для студентов навык публичного выступления важен и обязателен. Работа на семинарах буквально заставляет новичка отвечать за кафедрой перед группой: рассказывать тему, решать задачу, отвечать на вопросы аудитории и педагога.

Самый простой способ преодолеть страх публичных выступлений – активно работать на всех занятиях, чаще отвечать у доски, принимать участие в научных конференциях. Это работает на 100%: студент просто привыкает к такому темпу и образу жизни.

Совет №11. Учитесь отдыхать. Порой первокурсники настолько ответственно подходят к учебе, что забывают об отдыхе – прогулках на свежем воздухе, интересах и хобби. Отдыхать важно и нужно, в противном случае будет страдать качество обучения и усвоения материала.

Для этого планируйте день, выделяя время на учебу, домашние обязанности и обязательно на отдых. Полноценный сон, правильное питание творят чудеса: укрепляют память и иммунитет, успокаивают нервную систему.

Совет №12. Постоянно развивайтесь: образовательные ресурсы и книги по управлению временем могут предложить техники и стратегии, чтобы эффективно использовать время. Инвестируйте время для развития новых навыков и методов организации.

-3

Итак, наиболее важные навыки, которыми следует овладеть:

· Управление временем (таймменеджмент).

· Коммуникативные навыки.

· Навык публичного выступления.

· Умение справляться со стрессом.

· Разрешение конфликтов.

· Умение управлять своими финансами.

И вы всегда можете обратиться к психологу для решения своих проблем.

Успехов вам, дорогие первокурсники!
Автор статьи: Чебакова Елена Константиновна, психолог Новосибирского ГАУ