Есть в Твери одна интересная неформальная достопримечательность - казармы Рождественской мануфактуры Берга.
Место это среди туристов мало известно. Слава Морозовского городка, расположенного всего в 15 минутах ходьбы от казарм Берга, позволяет последним оставаться в тени.
Казармы Берга - то немногое, что осталось от дореволюционного фабричного городка, построенного для рабочих одного из старейших в Твери предприятий текстильной промышленности.
В начале 20 века городок фабрики Берга (помимо казарм) включал в себя баню, котельную, административные здания и другие постройки.
Казармы Берга, по сути, были социальным экспериментом - Павел Васильевич Берг решил обеспечить доступным жильем рабочих и их семьи. Он приглашает известного архитектора Карла Карловича Шмидта (он, например, являлся одним из архитекторов, принимавших участие в строительстве особняка Кельха на Чайковской улице в Санкт-Петербурге), который в период с 1901 по 1905 гг возводит три одинаковых здания из красного кирпича.
Эффектные снаружи, внутри они были оснащены водопроводом и канализацией.
Казармы Берга не долго оставались образцом комфортного жилья. Социальный эксперимент провалился и в скором времени дома превратились в ночлежку с ужасными условиями
И в наше время в бывших рабочих казармах продолжают жить люди.
Если зайти внутрь, можно увидеть, что в каждом из трех корпусов лестничная клетка выдержана в своей цветовой гамме. Для всех подъездов характерны высокие лестничные пролеты.
Лестницы с металлическими ограждениями, но деревянными ступенями.
Готические черты, так явно видные на фасаде зданий, прослеживаются и во внутренних интерьерах.
Самый примечательный элемент как снаружи, так и внутри здания - окна. От них невозможно оторвать взгляд.
Как видно по фотографиям, состояние, в котором сейчас находятся дома, иначе как запущенным назвать нельзя. Стекла выбиты, крыши протекают, стены в плесени.
В интернете можно найти фотографии, иллюстрирующие, как выглядят в этих домах общественные зоны - туалеты, кухни и тд.
Сложно себе представить, как в таких условиях можно жить. Но люди живут - годами, вместе с детьми, по всей видимости, уже потеряв надежду на то, что что-то может измениться.