Что может быть харизматичнее слова “Урал”, если мы говорим о советских гитарах? В этих четырёх буквах заключено всё – Уродливость формы, Разъём din с нелепыми штырьками, Атвратительный звук и совсем не «Лёгкий» вес.
Приобретя за два десятилетия гитаризма (в тяжелой форме) самые лучшие произведения Fender, Gibson, Rickenbacker и Ibanez, я как-то позабыл свой неописуемый восторг при первом прикосновении к электрогитаре. А первой, или первым, был именно «Урал», без струн и рычага, но с 22-мя ладами (что впечатляло на фоне 20-ти акустических), тонким грифом (вспомните, как мучились брать баррэ!) и возможностью подключения напрямую в магнитофон.
Звучание моей школьной рок-группы после обретения «Урала» изменилось кардинально, и кем бы я был сейчас, если бы этого не произошло!
Но мы не для этого собрались. Итак. Волею случая недавно в мои руки попал «Урал», а правильнее сказать – его корпус и гриф.
Крепёжные шурупы и бридж отсутствовали. Из колков крутились только два, из трёх звукоснимателей признаки жизни подавал один. Диагноз напрашивался: выбросить или отдать в музей наследия СССР. Но вдруг что-то в моей душе щёлкнуло, может, «Гостья из Будущего», а может, Васечкин с Петровым – и я решил преобразить культовый инструмент, дать ему новую жизнь.
Тут важно добавить – я вовсе не какой-то там гитарный мастер. Просто у меня накопилось изрядное количество комплектующих : звукосниматели, колки, фурнитура- снятая либо заменённая с других современных инструментов.
С чего начать ? С «кишков». Или правильнее «кишок»? Да какая разница ! Нет, не с них. Сначала надо было вернуть гитаре её гитарность. Гриф «Урала» крепился на четырёх «болтах», но стратовские не подошли – слишком тонкие. Каким-то чудом я нашёл в магазине три подходящих, а ещё один снял позже с какого-то безголового баса. С бриджем всё обстояло сложнее.
Родной не крепился к деке никак – прижимался струнами. Вариантов было немного. Для установки стратовскиго пришлось бы фрезеровать корпус. Станка у меня нет, и знакомых пролетариев тоже. Гибсоновская классика Tune-o-matic\ hardtail требовала четырёх дырок в корпусе. Поэтому я выбрал Wraparound.
Был наслышан, что «Урал» изготавливали из нескольких кусков фанеры. Ложь, господа! Вскрытие показало в деке монолитный кусок дерева, светлое, без выраженного рисунка – как выяснилось позже, бук. Тем не менее, сверлил с опаской. Однако ничего не лопнуло.
Струбцины забил полностью с помощью молотка и увесистого тома «юридического словаря». При установке бриджа главное – не ошибиться с мензурой. Я ориентировался просто по месту расположения предшественника, а о геометрической точности не заботился : во всех Wraparound бриджах имеются винтики точной подстройки. Не говоря о том, что седло каждой струны тоже регулируется.
Далее – колки. Родные никуда не годились – просто прокручивались. Ржавчины я не заметил, но механизм работал только на двух. Смазки было полно, так что не знаю, в чем дело. Колки закрытого типа, но внутри всё - как на советских акустиках.
Бывает, что на восточноевропейских гитарах невозможно установить современные колки – либо «перо» башки слишком толстое, либо дырки мелкие. К «Уралу» локовые колки Shaller тоже не подошли – пришлось рассверливать дырочки в башке.
Не всё прошло гладко. У верхней дырки откололся довольно большой кусок краски. Впоследствии я его благополучно приклеил, а сначала просто прижал шайбой колка.
Порожек и ритейнер я решил не менять. Они вполне справлялись со своей функцией. Без начинки «Урал» выглядел, как полуакустика, или даже холлоубади. Звучал достаточно громко – то есть настолько, чтобы пьяненько попеть на кухне классику русского рока закадычным друзьям и подругам.
Места для электроники в корпусе более чем много. Конфигурацию выбирай-не хочу. Я решил остановиться на двух хамбакерах. С регулировками громкость\тон на каждый. Можно было бы ограничиться и тремя крутилками, но ведь в оригинале у «Урала» четыре. А я всё-таки стремился следовать оригиналу.
Хамбы, переключатель и потенциометры имелись (остатки от мексиканского страта и юговосточного Washburn). Но куда их ставить? Родная панель не годилась.
В своё время для суперстрата на базе Samick я использовал жестяную крышку от коробки с новогодним подарком дочки. Коробка была уникальной, да и получилось не слишком хорошо. Был опыт со строительным пластиком – красивый материал, но очень хрупкий и мягкий, очень быстро «товарный» вид был испорчен. К счастью, мир не стоит на месте. Вовремя попалась на глаза статья С.Тынку с упоминанием сайта guitars5150.ru. Я и не подозревал, что на просторах нашей необъятной Родины существует нечто, подобное Stewart-MacDonald. (да, на стюмаке можно какие угодно комплектующие заказать, а на warmouth вам целую гитару соберут – но я же пишу о другом). Куда меня занесло ? Да просто заказывать комплектующие на стьюмаке уж очень дорого и долго.
Приобретённый пластик еле-еле покрывал площадь оригинального контура ураловской панели. Пришлось немного скорректировать геометрию. Не критично.
Надо сказать, что сначала я потренировался «на кошках». Изготовил панель из картона, со всеми отверствиями.
Как резать 2-миллиметровый твёрдый пластик в домашних условиях ? Интернет не дал вразумительного ответа. Масса советов от квартирных ремонтников никак не помогали. Я не придумал ничего лучше, чем просверлить дырки тонким сверлом по контуру, а потом загладить напильником.
В плавных изгибах по краям возможны вариации – лишь бы гладко было, но пазы под звукосниматели должны быть идеально прямоугольными. Я не стал надеяться на свои руки – несовершенство прикроют рамки. Которые обычно используют на гитарах без накладки.
Чтобы приступить к монтажу электроники, нужно было модифицировать гнездо для подключения гитары. Родной разъём DIN был круглым, выходил на обечайку. Не знаю, стандартно ли это. Потому что точно помню, у нашего школьного «Урала» выход был на деке, как у SG. Кстати, именно такой вариант я и предпочитаю, в идеале – гнездо стратовского типа. Но принципиально менять конструкцию этого конкретного инструмента я не хотел. С помощью напильника круглое гнездо расточил под квадратный разъём.
Металлическая панель скрыла несовершенство линий.
В нэк я поставил хамбакер от Washburn, в бридж сначала хотел установить рельсы Shadow. Но для гармоничности внешнего вида все-таки заказал на всё том же сайте самый простой хамб Partsland. Стратовский 5-позиционный переключатель датчиков от мексиканца дико фонил, а может, я что-то не так спаял. Потому что после замены на трёхпозиционный лесполовский фон исчез.
Ненужные отверстия на панели пришлось закрыть декоративным винтом и наклейками от жесткого диска. Но это совсем не бросается в глаза.
Гриф довольно высок по отношению к деке. Были опасения за action. Напрасно! Даже при не самом полном завинчивании становых винтов бриджа высота струн классическая – 2 мм на 12 ладу.
А вот звучки пришлось выкрутить на максимум, чтобы были ближе к струнам.
Отдельно надо сказать про «качалку». На «Урале» она «животного» фендеровского типа(Ягуар\Мустанг), работает на сжатие пружины. Такая же была на моей «Стелле» ростовского производства. О дайвбомбинге нечего и думать, но аккордики повибрировать можно. Вообще-то, вреда от такого «тремоло» намного больше, чем пользы. Была мысль демонтировать его вовсе. Но зачем ? Пустоту в корпусе уже ничем не компенсируешь. А wraparound бридж даёт выбор, который, пожалуй, редко где и не встретишь. Хочешь – натяни струны в режиме hardtail, хочешь – через рычаг. Не претендую на ноу-хау – но как вам такой вариант : пять струн закреплены жестко, а одна – первая – через «качалку». Вот взяли вы дикий бенд на 15 ладу, и можете добавить широченное вибрато рычагом! Строй при этом устойчив, уж на всех остальных струнах по крайней мере.
Так как «родного» рычага не было, я подобрал от старого страта. На фото, впрочем, не он : а «ягуаровский», гладкий, без резьбы. Тот подошёл идеально, но как только я настроил гитару, выяснилось, что при погружении рычаг упирается в крутилки. Старый стратовский имеет больший угол и более длинную «ножку», поэтому никаких проблем.
Крутилки подходили и фендеровские, и азиатские. Выбрал азиатов из-за цвета.
Ещё одной проблемой были лады. Выше десятого они выпирали из грифа и больно царапали пальцы. Страшновато было их точить надфилями, но как оказалось, они достаточно мягкие и загладить лишнее получилось без сверхусилий.
Завершающим штрихом заменил крепления для ремня. Советские антабки не имели резьбы, просто были вбиты в корпус. Можно было бы их не трогать, но из-за ничтожных размеров я не смог натянуть на них ни одного своего ремня. Выдрал эти антабки без малейшего труда. Но вкрутить просто так шурупы на прежнее место уже не получалось. Пришлось забить строительные чопики. После чего вкрутил нормальные «держалки». Уже не помню, от какой гитары. Я почти на всех своих ставил стрэплоки, поэтому у меня таких штук много.
Собственно, на этом тюнинг закончился. Я подключил гитару к комбику и… нет, чуда не произошло. Фон отсутствует, но «мяса» на перегрузе тупо не хватает. На чистом звуке всё очень даже неплохо. А почему нет – при таких-то пустотах в деке! Что касается эргономики, ставлю твёрдую «четвёрку». Гриф толстоват, но кто привык к ЛесПолам – в самый раз. Доступ к «высоким» ладам отличный. Пятка, впрочем, не зализана, и это конечно сказывается. Но в целом вполне играбельно даже по стандартам суперстартов.
Что ж, подведём итоги. Электрогитара «Урал» - имя нарицательное в гитарном мире, объект насмешек, настоящее ископаемое для неофитов – не так уж безнадёжна.
Вопреки расхожему мнению, она не весит десять тонн, я не взвешивал – но по-моему, намного легче ЛП, то есть вполне обычный вес для гитары. С нормальными звукоснимателями «Урал» звучит не хуже серийных бюджетных западных инструментов. Разумеется, у гитаристов Советского Союза не было возможности заменить датчики. Но всё остальное вполне позволяло играть рок.
Не знаю, как вы, но я осваивал гитару, делал, так скажем, первые шаги, не подключаясь – просто некуда было. Усилитель имел место быть только на репетициях, где надо было уже не заниматься, а, хм, исполнять. И в сравнении с другими советскими гитарами – а у меня был опыт игры на «Тонике», «Стелле» и «Аэлите» - «Урал» выигрывает за счёт хотя бы ровного грифа с чёткими ладами и надёжной конструкции. Я не призываю гитаристов срочно скупать сохранившиеся «Уралы», это глупо. Просто мне было интересно раскрыть потенциальные возможности самой массовой советской электрогитары.
Ну всё-таки не верю я, что «Урал» делали таким с целью отбить всякую охоту играть рок-н-ролл. Да конечно же нет, наоборот, уверен - старались, как лучше. Просто лучше не смогли.
А ещё процесс преображения этого «Урала» мне доставил большое удовольствие. Это было увлекательным путешествием. А для вас – хочется верить – занятным чтивом на десять минут.