Понемногу выныриваю из темного омута, где вместо людей функции, вместо эмоций справки, где одна буква может погубить или, наоборот, даровать жизнь. Из мира долгих дорог через весь город вместе с такими же просителями, которые, впрочем, в отличие от тебя, пытаются оставить свой мир и переместиться в чужой, тогда как ты пытаешься из Зазеркалья вернуться к себе, в мир своих.
Это выныривание проходит не быстро, как выздоровление после болезни.
Сначала ты просто лежишь, потом тихонько встаешь и видишь, что Москва — это не только бескрайние поля с внезапными человейниками, что твой любимый теплый и родной город никуда не исчез и никогда не исчезнет.
И любимые друзья все здесь, и долгожданные встречи состоятся, и разговорам не будет конца. Именно так, как мечталось.
А сюрпризом сверх всяких ожиданий станет чудесный маленький спектакль в доме-музее Ивана Тургенева.
Есть в самом центре Москвы, на уютной Остоженке дивный особняк, где когда-то жила матушка братьев Тургеневых. Именно этот дом описан в «Муму». А вздорная барыня, говорят, списана Иваном Сергеевичем с собственной матери. У них были сложные отношения. Но сейчас не об этом.
Дом этот восстановлен с любовью и тщанием, со всей его атмосферой спокойной и неспешной московской барской жизни девятнадцатого века. Кажется, что хозяева не ушли навсегда, а просто вышли ненадолго, и вот-вот вернутся, чтобы пить чай с домашним вареньем и вести разговоры о видах на урожай. Не покидает ощущение, что ты здесь просто гость, кому позволили
заглянуть в идущую своим чередом жизнь, и ты сам легко можешь стать частью этой жизни.
А в одной из комнат этого живого дома нам, гостям , был приготовлен сюрприз — спектакль по двум рассказам из «Охотничьих рассказов» И. С. Тургенева. Называются они «Чертопханов и Недопюскин» и «Конец Чертопханова».
Тончайшая история о непредсказуемости русской души инсценирована и поставлена Андреем Беркутовым (увы, не пережившим пандемию), а исполненная , виртуозно и, порой, неожиданно, талантливейшими актерами, братьями-близнецами Павлом и Данилой Россомахиными.
Признаюсь, никогда раньше не слыхала этих имён, а сегодня бы вписала их в списки первых — так тонко, так точно, с такой любовью и сочувствием к своим персонажам работали артисты.
Минимум декораций (основная декорация здесь — сам дом) , самая малость реквизита, скупо и точно стилизованные костюмы — всё это было лишь помощью к воплощению глубокой внутренней человеческой драмы, к перевоплощению актеров.
Вот сумасброд-помещик, вот тихий приживал, и красавица-цыганка, и надменный немец, вот уникальный конь, способный чувствовать, как человек, а вот другой конь, похожий на первого, но ненастоящий.
Здесь мы увидели довольно редкое нынче явление, когда сценическое воплощение превосходит литературную основу (простите, Иван Сергеевич!) , а ещё увидели , что великий принцип , на котором основан русский театр, а именно «жизнь духа» — жив. Что театр — это не о компьютерах и микрофонах, не об освоении средств, а именно о душе. И именно этим русский театр отличается от лезущего на русскую сцену западного «энтертейнтмента» со всеми его компьютерными чудесами.
Хочется сказать очень большое спасибо руководителю проекта, директору музеев А. С. Пушкина и И. С. Тургенева лауреату Госпремии РФ Евгению Анатольевичу Богатыреву. И всему большому коллективу, принимавшему участие в проекте, и, конечно, нашей любимой подруге Веронике Кирсановой, в чьи обязанности входит связь с общественностью и которая неустанно эту общественность (и нас в том числе) вовлекает в удивительную жизнь русского Золотого века.
В общем, что я хочу сказать. Пока есть люди, которым для жизни необходима живая русская культура, будет жива и Россия. А значит, и мы , русские. Любой национальности и этнической группы.
Значит, нам есть что любить, что защищать и к чему стремиться.
Елена Фрумина-Ситникова
#москва2023