Найти тему
Энергоскан

Как ускорить процесс обследования воздушных линий электропередач. И сэкономить при этом средства.

Сравниваем способы, позволяющие заблаговременно выявлять дефекты опор ЛЭП, получать точные координаты опор и проводить подробный мониторинг охранных зон.

При обслуживании протяженных и труднодоступных электоросетей специалисты, ответственные за бесперебойную работу ЛЭП, постоянно сталкиваются с многочисленными проблемами. В связи с этим компании активно ищут способы не только ускорить процесс обследования линий электропередачи, но и одновременно рассматривают возможность сократить расходы на эти работы.

При проведении различных обследований, таких как расчет площади ДКР для вырубки или обычного осмотра ЛЭП, в основном применяются стандартные методы, предполагающие привлечение человеческого ресурса. Однако, возникает проблема отсутствия какого-либо контроля получаемых данных. Как получать объективную информацию и повысить эффективность обследований? Давайте разбираться.

Одним из наиболее трудоемких методов считается проведение обследования состояния просек ВЛ и периодического мониторинга охранных зон. Их цель – выявление потенциальных нарушений в области пожарной безопасности, подсчета площади древесно-кустарниковой растительности, подлежащей вырубке, контроля за складированием мусора, предотвращение несанкционированного строительства и других неправомерных работ.

В связи с большой протяженностью объектов стандартный метод контроля, основанный на привлечении специалистов-обходчиков, уже показал низкую эффективность:

- низкая скорость, в среднем за один день электромонтер может обследовать ограниченную длину ЛЭП, его скорость сильно зависит от местных условий, где проходит линия (поля, горы, овраги, болота, пересечения с реками и т.д.).

- Недостаточное количество и невысокая квалификация персонала, профессия «электромонтер» является тяжелой и относительно низкооплачиваемой, поэтому подобрать специалистов крайне сложно.

- Невозможность объективной проверки получаемых данных из-за большой протяженности объектов. Начальники служб эксплуатации линий сталкиваются с такими сложностями, как предоставление устаревших сведений, пропущенные / необследованные участки и др.

- Субъективная оценка специалиста, например, подсчет площади ДКР под вырубку зачастую осуществляется на основе визуальной оценки. Сотрудник не может точно определить количество растительности, подлежащей вырубке, что приводит к несоответствию цифр в планах и отчетах с реальной картиной.

Для исправления данной ситуации на помощь приходит более современный метод, в котором вместо человека используется беспилотный летательный аппарат (фото 1).

Фото 1 – обследование ЛЭП с помощью беспилотника
Фото 1 – обследование ЛЭП с помощью беспилотника

К примеру, при расчете площади ДКР под вырубку специалист за день может обойти от 5 до 20-25 км в зависимости от местности, а беспилотник обследует от 80 до 100 км в день вне зависимости от рельефа. Кроме того, руководитель, ответственный за эксплуатацию ЛЭП, получит объективную информацию (изображение 2), на основе которой он сможет точно спланировать работы и требуемый бюджет на их выполнение, сократить трудозатраты персонала, исключить человеческий фактор.

Изображение 2 – контуры ДКР под вырубку с градацией по высоте
Изображение 2 – контуры ДКР под вырубку с градацией по высоте

Стандартные методы показали свою низкую эффективность и при получении географических координат опор (оцифровке) и отрисовке поопорных схем.

Даже сегодня в некоторых случаях информация хранится на бумажных носителях, где точками нанесены опоры и примерно повторяется геометрия самой ЛЭП. Данные для схем также предоставляли электромонтеры, которые подходили к опоре и с помощью gps-приемника (или обычного мобильного телефона и приложения) ставили метку, записывая ее географические координаты на устройство. Такой стандартный метод занимает массу времени и трудовых ресурсов. Кроме того, эффективно работать с такой информацией сложно, а из-за отсутствия четких координат опор невозможно быстро построить маршрут до нужного места с помощью навигатора, что не позволит, например, быстро прибыть ремонтной бригаде к месту аварии.

Что в этой ситуации предлагают беспилотники? Создание высокоточной детальной фотографической подложки – ортофотоплана. Что это дает? Получение цифровой схемы расположения опор с точными географическими координатами. Оцифровка (координирование опор) осуществляется в офисе, ортофотоплан загружается в компьютер, и специалист на нем расставляет метки опоры (изображение 3). Как следствие, сокращаются трудозатраты, высвобождается персонал, сводится к минимуму влияние человеческого фактора.

Изображение 3 – оцифрованные опоры ЛЭП
Изображение 3 – оцифрованные опоры ЛЭП

Еще один важный тип обследования – осмотр ВЛ (монтерский или инженерный). Согласно нормативным документам (ПТЭ, ТИ по эксплуатации) и внутренним стандартам организаций, осмотр состояния ВЛ (опор, фундаментов, изоляции и т.д.) должен проводиться с определенной периодичностью - не реже 1 раза в год (без подъема на опору), а также после проведения ремонтных работ, чтобы предотвратить возникновение аварийных ситуаций.

При осмотре состояния опор мы сталкиваемся с аналогичными проблемами:
- низкая эффективность осмотра,
- неосмотренные опоры, особенно в труднодоступных и непроходимых местах. Например, на опорах ЛЭП, которые стоят за рекой, осмотр проводится в 4 раза реже из-за сложности доступа (изображение 4).

Изображение 4
Изображение 4

- субъективность в выявлении дефектов, некоторые недостатки могут быть пропущены из-за невнимательности или усталости специалистов.
- наличие "слепых" зон, где с земли не видно верхних частей опор.

-5

С помощью беспилотников вы сможете:

- Повысить эффективность осмотра - с воздушного судна можно осматривать несколько опор с одной точки, необходимости в передвижении полевой бригады нет. Кроме того, для летающего дрона пересечение сложного рельефа является меньшей проблемой по сравнению с пешим электромонтером.

- Повысить объективность осмотра - фотофиксация проведенных осмотров позволяет нескольким специалистам оценить состояние опор, что уменьшает вероятность пропуска дефектов.

- Минимизировать «слепые» зоны - с беспилотника вы может обследовать верхние элементы опор с более выгодного ракурса, чем при осмотре с земли.

В итоге, вы сможете своевременно обнаружить дефекты и принять меры до того, как они приведут к авариям и экономическим потерям из-за отключения линии. Все это позволит перейти от аварийного восстановительного ремонта, который является дорогостоящим и неэффективным с экономической точки зрения, к обслуживанию линий по их действительному техническому состоянию.

Обратите внимание, что беспилотник может использоваться с различными полезными нагрузками (тепловизионными, ультрафиолетовыми и камерами многократного приближения), что позволяет производить комплексный осмотр линий и выявлять дефекты на ранних стадиях, предотвращая аварийные отключения.

Эксперты компании «Энергоскан» уже много лет оказывают услуги по обследованию энергообъектов с помощью беспилотников. Среди наших заказчиков - крупные сетевые и генерирующие компании. Наши специалисты накопили огромный опыт облетов протяженных и труднодоступных объектов, знают все нюансы отрасли и щедро делятся своими знаниями со слушателями учебно-технического центра «Энергоскан», где любой желающий может не только научиться профессионально управлять беспилотником, но и получит специальные знания для выполнения производственных задач в сфере энергетики.

Рассчитать стоимость услуги или узнать подробнее о программах обучения для ваших специалистов можно по телефону +7 343 318 01 52.