С праздником, уважаемые читатели! На изображениях какого святого есть то секира, то меч? Не надо вспоминать святых воинов, написанных во всеоружии. Это святой, который был воином духа, больший из рожденных женами (Мф. 11:11). Предтеча и Пророк Иоанн Креститель.
Святой Иоанн Предтеча всегда изображается со скатанными кудрявыми волосами, что указывает на его аскезу и жизнь вне цивилизации. Выглядел он настолько своеобразно, что его одежда упомянута в Евангелии: «Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих...» (Мк. 1, 6). Как мученик он держит в левой руке посох с навершием в виде Креста.
В его свитке - символе учительства - могут быть разные тексты:«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3, 2); «Я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу» (Ин. 1, 23); «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня» (Ин. 1, 29, 30).
Секира, или просто топор, тоже упоминается в Евангелии: "Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь". (Лк. 3:9). Так евангелист цитирует слова проповеди святого Иоанна Предтечи. Иконописцы не могли пройти мимо такого яркого образа, тем более что и другие пророки: Даниил, Иезекииль и Исайя использовали образ срубленного древа. А самое главное, образ использовался в проповеди Самого Господа: "Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь". (Мф. 7:19).
Икона с секирой имеет и еще другие особенности, поэтому получила свое специальное название "Святой Иоанн Предтеча Ангел пустыни"
Сначала с десятого века было изображение «Моление святого Иоанна Предтечи в пустыне», где святой обращался к Богу на фоне гор с небольшим количеством растений. С одиннадцатого века этот образ и дополнили секирой у корней дерева. При этом на свитке были написаны именно эти слова. В двенадцатом веке появились образы «Святой Иоанн Предтеча в пустыне», на которых были и пустыня, и секира на неплодном дереве, и свиток с соответствующим текстом, и глава в сосуде.
И только с конца тринадцатого века образ дополняется изображением крыльев. Вероятно, это результат осмысления пророчества Малахии: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною...» (Мал 3. 1). С четырнадцатого по семнадцатый век такой образ был очень широко распространен в русской иконописи.
Обратили внимание, что иногда святой пророк на иконах без чаши, а иногда с чашей, в которой его глава (указание на мученичество), а иногда в чаше Богомладенец (указание на Крещение Господне и Евхаристию)? Так с помощью деталей иконописцы расставляют акценты на изображении.
А теперь сюжет с мечем: "Усекновение главы святого Иоанна Предтечи".
Казнь пророка совершается мечем. С одной стороны, это соответствует фактам. С другой стороны, секира и меч в истории святого Иоанна Предтечи противопоставляются друг другу. Секира - для тех, кто не принес духовного плода, а меч - мученикам, которые тем самым приносят плод духовный.
Важно и то, что в православных изображениях этого события, в отличии от реалистичных западных образов, глава святого изображена дважды. Целостность образа пророка при этом не нарушается, но наличие дополнительной главы подчеркивает, что казнь свершилась. Кроме того, отрубленная глава изображена либо в провале земли, либо в чаше. И то, и другое соответствует преданиям. Глава была сначала закопана, а потом выкопана благочестивой женщиной и положена в сосуд и перезахоронена на Елеонской горе.
Пожалуйста, ставьте лайки, если вам понравился материал, так я буду знать, что мои статьи нужны моим читателям. Возможно, у вас есть вопросы, ответы на которые вы хотели бы видеть в блоге? Жду обратной связи!