Поведение человека зависит от того, в каких условиях он жил и воспитывался до 12—14лет. Именно до этого возраста у нас формируется собственная система ценностей, которую мы потом и проносим через всю жизнь. Сборник правил, свод не подлежащих сомнению аксиом. В варианте, переработанном нашими социологами, картина выглядит так. «МОЛЧАЛИВОЕ» ПОКОЛЕНИЕ, «художники» Годы рождения: 1920–1930-е Основные ценности: преданность, стойкость, соблюдение правил и законов, честь, терпение, уважение к должности и статусу, жертвенность, экономность. Это поколение пережило в детстве много лишений – войну, репрессии, именно трудности сформировали его характер. Кроме того, оно (как и все поколения «художников») дало нашей стране множество выдающихся людей искусства – актеров, писателей, музыкантов. ПОКОЛЕНИЕ «БЕБИ-БУМЕРОВ», «идеалисты» Годы рождения: 1940–1950-е Основные ценности: оптимизм, идеализм, культ успеха, молодости и здоровья, заинтересованность в личностном росте и вознаграждении, в то же время коллективизм и желание работать в команде. «Бумеры» получили свое название в честь бума рождаемости, который произошел в Советском Союзе в эти десятилетия. Это дети супердержавы, покорившей космос и чуть было не построившей коммунизм. Они и сейчас хотят быть участниками процессов, а не сторонними наблюдателями. ПОКОЛЕНИЕ Х («НЕИЗВЕСТНОЕ» ПОКОЛЕНИЕ), «кочевники» Годы рождения: 1960–1970-е Основные ценности: готовность к изменениям, профессионализм, индивидуальность, стремление учиться в течение всей жизни, умение мыслить нестандартно, возможность выбора, прагматизм, надежда прежде всего на себя, равноправие полов. Психологи называют поколение Х «детьми с ключами на шее». Их родители много работали, и дети Х рано привыкли к самостоятельности. На их детство и юность пришлось крушение советского мира, и умение думать и действовать без подсказок оказалось крайне востребовано. Чужая душа – потемки, и это поколение, как наиболее закрытое, себе на уме, психологи назвали «неизвестным». Поколение Y (ПОКОЛЕНИЕ «МИЛЛЕНИУМ»), «герои» Годы рождения: 1980–1990-е Основные ценности: общительность, уверенность в себе, глобальная информированность, чувство долга, ответственность, семья, планирование, умение подчиняться, стремление к немедленному вознаграждению. Кроме всех этих качеств, старшим это поколение кажется более наивным и чрезмерно открытым. Их удивляет откровенность, с которой Y делятся своими проблемами в интернете. Это действительно первое поколение, не боящееся искренне и открыто говорить о себе. Вот они – все четыре типа. Мы собраны тут почти все, почти все современное российское общество. Кроме тех, о ком пока еще можно только гадать – какими они будут? ТОТ, КТО ИДЕТ ЗА МНОЙ Малыши Z великолепно ориентируются в океане брендов. На вопрос, какой автомобиль и телефон им нравится, 84% назвали конкретные марки автомобилей, а 70% опрошенных – модели телефонов. Годы рождения: 2000–2020-е Если верить нашей модной теории, дети, которым сейчас не больше 10 лет (а также те, кому только предстоит появиться на свет в ближайшее десятилетие) должны повторить архетип поколения своих пра-пра. Это значит, что нас ждет появление плеяды новых талантов – на землю вновь приходит поколение «художников», новых великих музыкантов, живописцев, скульпторов и поэтов, как это было в поколении «молчаливых». Z должны создать (просто обязаны!) новое изобразительное искусство, новую литературу, кино, театр. И это искусство будет новым во всех смыслах – с использованием немыслимых компьютерных и медиатехнологий, которых пока мы даже не можем себе представить – как не могли вообразить в нашем детстве мобильного телефона или интернета. Для всех очевидно: с компьютером поколение Z умеет обращаться, еще не скинув памперсов. Интернет кардинально изменил сознание детей, поэтому психологи и социологи называют Z поколением «других». Интересуясь судьбой птеродактилей или марками автомобилей, теперешние малыши чаще задают вопросы Google, чем собственным родителям. Девочки больше не хотят стать учительницами, а мальчики – найти древний клад. Они привыкли к мысли, что все знания и прочие сокровища спрятаны исключительно в поисковых системах. По прогнозам футурологов, поколение Z вырастет в весьма своеобразных людей – идеалистов-прагматиков. Уже сейчас первоклассники знают, что такое глобальное потепление, терроризм, экологические проблемы. Вполне вероятно, что именно они, наконец, найдут способ избавить планету от этих бед. Даже и те из Z, кто случайно не родился гением, будут активно доверять своему непосредственному восприятию, своей внутренней правде. Личность, индивидуальность, непохожесть станут основными ценностями этого поколения. Причем эти ребята не будут ждать зрелости для того, чтобы взять ситуацию в мире под свой контроль – взросление произойдет рано. Специалисты отмечают, что по уровню психологического развития многих нынешних «десятилеток» вполне можно назвать подростками. Для поколения Z не только нет разницы между миром реальным и виртуальным – виртуальный мир для них более реален: там они уже сейчас чувствуют себя взрослыми и самостоятельными. С серьезностью Z столкнулись и маркетологи – дети из младших классов не хотят носить футболки с утятами и играть в куклу Барби, когда-то обожаемую нынешними поклонни цами гламура. Продажи Барби вместе со всем ее хозяйством – одеждой, мебелью, домами и мужем Кеном – стремительно падают во всем мире. При этом безумной популярностью пользуется сайт "Виртуальный мир Барби", в котором дети сами придумывают собственный образ куклы. «Другие» с малолетства стремятся создать собственное пространство, обустроить свой личный мир, а не играть в готовые игрушки. Уже сейчас их обуревает жажда творчества, и наша задача помочь им проявить себя как можно более полно. 70% 7–10-летних участников опроса сообщили, что уже вышли из детского возраста, при этом 61% заметили, что это понимают далеко не все окружающие, а 10% заявили, что такое непонимание их раздражает. Кроме того, 53% участников исследования считают, что взрослые не умеют делать детские игрушки и писать книги и что создавать их должны сами дети. Эту идею уже взяли на вооружение несколько западных корпораций – они предлагают малышам самим придумывать дизайн игрушек. Согласно исследованиям российских социологов, у 88% детей в возрасте до 10 лет сегодня есть мобильный телефон. 80% детей поколения Z никогда не пользуются инструкциями, чтобы понять, как работает новая техника, предпочитая разбираться в ней самостоятельно. (Возможно, некоторые из этих респондентов еще не умеют читать). Каждый десятый целенаправленно копит деньги на нужную ему вещь. У 18% детей есть опыт покупок через интернет игрушек, дисков и компьютерных игр.
Поколение Z («НОВЫЕ ХУДОЖНИКИ»), это необходимо учитывать!