Найти в Дзене
СТЕРЕОПАНОРАМА

"Звезды без пафоса": Муслим Магомаев

Жизнь и творчество Муслима Магомаева самый яркий пример того, как можно одновременно быть одной из ярчайших эстрадных (и не только эстрадных) звëзд и, в то же самое время, быть требовательным к себе самому и с уважением и любовью относиться к людям, пришедшим на твои концерты. Впрочем как и к устроителям этих концертов (с которыми некоторые "звёзды" порой особо не церемонятся). Оставив сцену в 56 лет, посчитав, что твой голос уже не тот, что раньше - назовите кого-то другого, кто вот так бы смог - всё эти 70+ летние (а кому-то уже и за 80) цепляются за любую возможность оставаться на сцене до последнего даже не думая о том, что ты уже никому по-настоящему не интересен, а твой голос стал жалким подобием того, что было. И при этом устраивают нескончаемые юбилеи. 40 лет на эстраде, 50,60... А Муслим Магомаев даже свой 60-летний юбилей не стал праздновать на сцене. Впрочем, он и раньше не был большим любителем пафосных мероприятий. Даже свою свадьбу с Тамарой Синявский устраивать не хотел: влюблённые планировали тихо расписаться и отметить событие в узком кругу, но тут вмешались многочисленные родственники, которые решили, что для такого события надо арендовать банкетный зал в одном из самых престижных столичных ресторанов.

В общем я, надеюсь, убедительно объяснил своё решение опубликовать статью о Муслиме Магометовиче в рубрике "Звëзды без пафоса" - он действительно таким и был: настоящей ЗВЕЗДОЙ лишённой каких бы то ни было амбиций кроме творческих. В связи с этим хочется процитировать фрагмент текста (не моего) о недавних гастролях Земфиры по Казахстану:

"...команда звезды вела себя безобразно: помимо того что в райдере содержались требования даже к цвету коврика в ванной комнате и штор в гримёрке, на ходу постоянно добавлялись новые "хотелки". Перед началом концерта появилось обновление по контракту: мол, нужен элитный коньяк определённой марки. Не увидев бутылки, которая заранее не была обговорена, певица устроила скандал. Крики продолжались вплоть до момента, пока не привезли алкоголь..."

Даже в самых бредовых фантазиях я не смог бы представить на месте Земфиры - Магомаева. Г-жа Рамазанова конечно талантлива и популярна, но между её талантом и популярностью и талантом и популярностью Муслима Магомаева - пропасть. Да что там Земфира, если даже те "звезды", которые по сути никто и звать их никак, позволяют себе подобные, а то и ещё более резонансные выходки. Извините, но накипело.

Конечно это не значит что на советской эстраде такого не было - было, но реже и в более скромных масштабах. Я лично помню лишь связанные с именем АБП - то машину не ту прислали ("Волгу" вместо "Чайки"), то номер в гостинице не угодил. Но, опять же, подобного в отношении Магомаева -хоть убей, не припомню. Ни в 70-е, ни в 80-90-е. А ведь кто, как не он, имел на это право, будучи по факту Звездой мировой величины. Но, давайте вспомним, как всё начиналось.

Родившийся в самые трудные военные годы (17 августа 1942 года - в то время колонны немецких войск рвались к Сталинграду и далее на Кавказ) в Баку, Муслим даже отца своего не помнит: Магомет Магомаев, до войны работавший в театре художником, ушёл на фронт и погиб, не дожив до победы всего пару недель. Мама Муслима, Айшет Магомаева, служила актрисой в том же самом театре, в котором работал отец выступала под псевдонимом Кинжалова. Среди её предков были адыгейцы, турки и русские, а сам Муслим впоследствии не уставал повторять, что считает Азербайджан своим отцом, а Россия для него всегда ассоциировалась с образом матери.

Но если родители Муслима были связаны с театром, то дед по отцовской линии был азербайджанским композитором: Абдул-Муслим Магомаев, стоял у истоков зарождения национальной классической музыки.

После окончания войны мама Муслима получила место в одном из театров Вышнего Волочка и перевезла сына на новое место жительства. На протяжении года он посещал местную музыкальную школу, нашел себе новых друзей среди одноклассников. Муслим первым предложил создать школьный кукольный театр и ровесники с радостью поддержали его идею. Все куклы, задействованные в постановках, были выполнены руками Муслима. Однако так продолжалось недолго, мама решила, что сыну нужно получать более качественное музыкальное образование и отправила мальчика в Баку, где Муслим поселился у родного дяди – Джамала Магомаева. Мама в это время перебралась в Мурманск, устроилась в местный драматический театр. Ей удалось снова устроить свою личную жизнь, женщина вышла замуж и во втором браке родила двух детей – сына Юрия и дочь Татьяну.

Источник: https://biographe.ru/znamenitosti/muslim-magomaev

Упорство, с которым Муслим Магомаев занимался музыкой, граничило с какой-то фантастической одержимостью. Даже когда он сам не пел, то не переставал слушать других, в чём ему помогали пластинки, по большей части "трофейные". С голосами прославленных певцов Маттиа Баттистини, Энрико Карузо, Титты Руффо - Муслим познакомился впервые именно так.

А ещё дядиным соседом был известный азербайджанский певец Бюльбюль и Муслим каждое утро слушал, как он распевается. А вскоре он подружился и с его сыном, Поладом (кем впоследствии стал Полад Бюль-бюль-оглы думаю известно всем).

Муслим продолжал посещать музыкальную школу при Бакинской консерватории, однако похвастаться успехами мог только наполовину. Если занятия сольфеджио, фортепиано и вокалом оценивались по высшему балу, то успехами по химии, физике и математике он похвастаться не мог. Как говорил сам Муслим, во время этих занятий у него как будто бы происходило отключение мозга.

Зато Магомаев приглянулся профессору и виолончелисту Владимиру Аншелевичу, который и взял шефство над талантливым учеником. С помощью наставника Магомаев научился филировать голос. Благодаря этому умению начинающий певец справился с предложенной ему партией Фигаро из оперы «Севильский цирюльник».

На протяжении всего времени, что Муслим учился в музыкальном училище, он занимался совершенствованием своего вокала. Он учился у концертмейстера Тамары Кретинген, которая занималась с талантливым учеником все свое свободное время и у Александра Милованова. В 1959 году Муслим Магомаев получил диплом об окончании музыкального училища.

Источник: https://biographe.ru/znamenitosti/muslim-magomaev

Если диплом юный Муслим получил в возрасте 17 лет, то его творческая биография берёт начало двумя годами ранее. Уже в 15-ти летнем возрасте он начал выходит на сцену Бакинского Дома культуры, срывая первые в своей жизни овации. Родные пытались запретить ему столь ранние выступления опасаясь что он сорвёт голос, но он продолжать выходить на сцену иногда даже тайком от близких. Муслиму повезло что подростковая мутация голоса его не коснулась.

Дебют Магомаева в качестве профессионального певца состоялся в 1961-м году, когда он выступал вместе с ансамблем песни и пляски Бакинского военного округа. Спустя год в репертуаре Магомаева появилась композиция «Бухенвальдский набат», с которой он вышел на сцену молодежного фестиваля в Хельсинки. Чуть позже, но в том же, 1962-м году, к певцу пришла всесоюзная слава. Это случилось после его участия в фестивале азербайджанского искусства, который проходил на сцене Кремлевского дворца.

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=xbPnt0AJ9PY

Свой первый сольный концерт, теперь уже известный певец, дал в 1963-м. Для дебютного выступления он выбрал концертный зал им.Чайковского. По счастью мы и сегодня можем увидеть этот концерт пусть и в не очень хорошем качестве, но не забывайте: это было 60 лет(!) назад:

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=7Yj4m1C3Lgw

В то же самое время Магомаева принимают на службу в Азербайджанский театр оперы и балета им. Ахундова в качестве солиста. А уже в 1964-м он отправился в Италию, где на протяжении двух лет стажировался в миланском театре Ла-Скала.

Уже к середине 60-х с музыкальными спектаклями "Севильский цирюльник" и "Тоска"(ударение на "О") Муслим Магометович с невероятным успехом гастролировал по городам Советского Союза и даже получил приглашение выступать в труппе Большого театра. Однако рамками оперной сцены он себя ограничивать не хотел, к большой радости огромной армии своих поклонников. Ведь именно песни сделали из него истинно Народного артиста, а при всём уважении к опере стоит всё же признать, что это не самый народный жанр.

Всё в той же середине 60-х Магомаев оказался на зарубежных гастролях в Париже где восхищённый его талантом Брюно Кокатрикс (директор знаменитой "Олимпии") предложил ему контракт. Возможно Муслим и принял бы это предложение, но Министерство культуры СССР оказалось против, посчитав что Магомаев незаменим на правительственных концертах.

К тому же так совпало (или было подстроено) что как раз в это самое время против Магомаева было возбуждено самое настоящее уголовное дело по линии ОБХСС. Это было по поводу выступления в поддержку Ансамбля песни и пляски донских казаков. Тогда певец выступил в Ростове-на-Дону с концертом на 45-тысячном стадионе. Вместо одного запланированного отделения Магомаев провел на сцене больше двух часов. Ему заплатили тройной оклад, уверяя, что нарушения закона нет и ставка одобрена Министерством культуры. И как раз во время французских гастролей Магомаев узнал об этом уголовном деле. Кто-нибудь другой на его месте возможно и струсил бы возвращаться туда, где тебя не ждёт ничего хорошего в случае если дело дойдёт до суда, но как человек благородный Магомаев вернулся, не желая подставлять под удар родных. Если бы он остался,то тем самым автоматически бы признал свою вину, но он вины за собой не чувствовал.

К счастью до суда дело так и не дошло - в итоге долгих разбирательств Магомаеву просто запретили выступать за пределами Азербайджана, по сути применив меру пресечения "домашний арест" или "ссылка по месту жительства". Но Муслим это вынужденное "заточение" использовал с пользой и окончил Бакинскую консерваторию по классу пения. А после звонка председателя КГБ СССР Юрия Андропова министру культуры Екатерине Фурцевой с приглашением Магомаева на юбилейный концерт ведомства, период опалы благополучно завершился.

В 1969 году, на музыкальном фестивале в Сопоте, считавшемся тогда самым престижным фестивалем для эстрадных исполнителей из стран соцлагеря - Магомаев завоёвывает первую премию. В том же году в Каннах ему был вручён «Золотой диск» за миллионный (!!!) тираж грампластинок.

А в 1973 году в репертуаре Магомаева появляется легендарная «Мелодия» написанная Александрой Пахмутовой на стихи Николая Добронравова. И хотя до и после "Мелодии" в репертуаре Магомаева было много замечательных песен, но для многих его поклонников именно "Мелодия" -самая-самая.

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=iNV2zE-k4kY

А ещё в 1973 году Муслиму Магомаева было присвоено звание Народного артиста СССР - по сути высшее звание, которого он достиг всего за 10 с небольшим лет. А ведь иные исполнители даже звание Заслуженного артиста получают не так быстро.

Творческий потенциал Муслима Магомаева не был ограничен виртуозным исполнением вокальных произведений практически всех жанров. Он руководил Азербайджанским Государственным эстрадно-симфоническим оркестром (1978-1987), в совершенстве владел игрой на фортепиано, прекрасно рисовал, написал интересные книги о творчестве Марио Ланца и собственном пути в искусстве, подготовил цикл радиопередач о выдающихся певцах, сыграл заглавную роль в фильме "Низами", озвучил сразу несколько персонажей мультфильма "По следам Бременских музыкантов.

Муслим Магомаев добился признания и в качестве незаурядного композитора - автора ярких песен и музыки к кинофильмам и спектаклям.

Магомаеву как композитору принадлежит авторство более 30 песен. Среди них такие как "Элегия"(Н.Добронравов), "Баллада о маленьком человеке"(Р.Рождественский), "Тревога рыбачки"(А.Горохов) и др.

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=QVGeBKWN1SY

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=eyl7X2WB3k4

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=m2zhV3vfjmg

Но всё таки самые известные и популярные песни из репертуара Муслима Магомаева написаны другими советскими композиторами Арно Бабаджаняном, Александрой Пахмутовой, Алексеем Мажуковым, Оскаром Фельцманом, Давидом Тухмановым, Тихоном Хренниковым, Аркадием Островским...Перечислить всех просто невозможно - лично у меня стойкое ощущение того, что каждый советский композитор старался чтобы хоть одну его песню исполнил Муслим Магометович.

Видеоролики большинства этих песен уже не раз и не два были в публикациях канала посвященных либо музыке 60-70-х, либо их авторам: композиторам и поэтам. Поэтому повторы-неизбежны. Но хорошие песни можно слушать до бесконечности - хорошего много не бывает.

Благодарю тебя (А.Бабаджанян - Р.Рождественский)

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=JooGs093uNU

Возвращение романса (О.Фельцман - И.Кохановский)

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=WNbdHIqIe-g

Герои спорта (А.Пахмутова - Н.Добронравов)

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=-bxnmp2bteE

Звезда рыбака (А.Пахмутова - Н.Добронравов)

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=a4U12h_oAIs&t=100s

Королева красоты (А.Бабаджанян - А.Горохов)

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=jhv5C-luerQ

Лучший город Земли (А.Бабаджанян - Л.Дербенёв)

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=GPrWON4vCzQ

Любви негромкие слова (В.Шаинский - Б.Дубровин)

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=gXxTxyTwQfE

Мир без тебя (Э.Масиас - Л.Дербенёв)

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=O8kdG1FBSGM

Мир дому твоему (О.Фельцман - И.Кохановский)

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=wDLMgKiiCaI

Не спеши (А.Бабаджанян - Е.Евтушенко)

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=SRbu_mNJZ5s

Ноктюрн (А.Бабаджанян - Р.Рождественский)

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=znBgOs1HXjk

Огонь Прометея (О.Фельцман - Н.Олев)

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=LPVG4IUFMis

Свадьба (А.Бабаджанян - Р.Рождественский)

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=Nzn3b8VoKRI

Сердце на снегу (А.Бабаджанян - А.Дмоховский)

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=iocxQ9IqCWk

Солнцем опьянённый (А.Бабаджанян - А.Горохов)

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=yQalswdiBNM

Твои следы (А.Бабаджанян - Е.Евтушенко)

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=n63t9pLqUkA

Чёртово колесо (А.Бабаджанян - Е.Евтушенко)

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=ijq6r9JbnGU&t=185s

Конечно я не могу привести здесь все песни спетые Муслимом Магометовичем. По самым скромным подсчётам их он исполнил и записал более двухсот и почти каждая достойна внимания. Но наверняка у поклонников певца все эти песни присутствуют в музыкальных коллекциях, а вот тем, кто с творчеством Муслима Магометовича не знаком (я о молодёжи жаждущей прикоснуться к прекрасному - надеюсь что среди молодых людей XXI века такие есть) - знакомство с творчеством Величайшего Певца стоит начать с самых известных и популярных его песен,часть которых я и привёл в данной публикации.

К сожалению жизнь Муслима Магомаева оказалась слишком короткой. Ослепительным болидом он пронесся над нами и исчез в "космических глубинах" ( в 1997 году, ещё при жизни певца, в его честь именем (4980) Магомаев был назван один из астероидов, известный астрономам под кодом 1974 SP).

Муслим Магометович Магомаев скончался в субботу 25 октября 2008 года в 06:49 утра на 67-м году жизни в Москве от ишемической болезни сердца в присутствии своей супруги Тамары Синявской. Соболезнования по поводу кончины артиста высказали государственные деятели России, Азербайджана, Украины, Беларуси, многие известные деятели культуры и искусства, которые близко знали певца и работали вместе с ним. 28 октября 2008 года в концертном зале имени П. Чайковского прошло прощание с певцом, в тот же день гроб с его телом доставили спецавиарейсом в столицу Азербайджана. 29 октября 2008 года церемония прощания прошла в Азербайджанской государственной филармонии им. М. Магомаева в Баку, после чего он был похоронен по мусульманским канонам на Аллее почётного захоронения рядом со своим дедом — известным советским композитором, дирижёром Муслимом Магометовичем Магомаевым. Проститься с Магомаевым пришли тысячи людей. Гроб с телом покойного вынесли под звуки написанной и исполненной им песни «Азербайджан». В траурной процессии принимали участие президент страны Ильхам Алиев, вдова певца Тамара Синявская и его дочь Марина, прилетевшая из США.

Вместе с Магомаевым ушла целая эпоха песенной классики. До сих пор не появилось никого, сопоставимого по величине таланта и при этом просто достойного сына своего Отечества, как Муслим Магомаев. Но если бы он дожил до наших дней, то я уверен что он не встал бы перед выбором и остался верным сыном своего "отца" - Азербайджана и своей "матери" - России.