Раз уж мы вчера начали говорить о Полифеме, то давайте вспомним и разберём серьёзно весь блестящий план Одиссея по освобождению. А те, кто прекрасно знает о чём идёт речь, могут попробовать, вслед за автором заняться серьёзным анализом. Из этой истории можно извлечь несколько интересных лайфхаков.
Итак, в прошлый раз мы с вами убедились, что Полифем высказал грубейшее пренебрежение писанным и неписанным нормам «международного права» существовавшим на тот момент. Может быть кто-то после этого скажет, что наказание (жестокое ослепление) было слишком тяжёлым?
Афинодо, Агесандр и Полидор. Ослепление Полифема. Реконструкция скульптурной группы
Взяв греков в плен, циклоп разделил их на группы по 2 человека, каждой из которых он в буквальном смысле закусывал на один из приёмов пищи (завтрак, ужин). По-прежнему уверены, что с ним стоило церемониться?
Но, как я уже написал в первой части, Полифем является символом не только жестокости и пренебрежения общепринятыми правилами, но ещё и грубой силы. А что ты с ним сделаешь? Он действительно легко пальцем мог перешибить как любого из спутников Одиссея по-отдельности, так и всех их вместе. Кроме того, нажравшись заваливался спать. Конечно, его можно было бы атаковать в этот момент (что и будет сделано), но остаётся вопрос – а кто сдвинет огромный камень, прикрывающий вход в пещеру? В общем, против лома нет приёма.
Раннеатическая амфора, 7 век до н. э.
Есть. Конечно есть и вы все его прекрасно знаете. Вопрос не в этом, а в том, что столкнувшись с таким явлением (жестокость, абсолютная беспринципность и ставка только на грубую силу) человеку бесполезно пытаться ответить тем же. С таким противником не играют по его правилам, проигрыш гарантирован. Только зря свернёшь себе шею. Как действовать? Как минимум есть два обязательных условия – первое, стряхнуть любые сомнения, и, как бы это жёстко ни звучало, остатки совести. Тут или ты выживешь, или тебя сожрут. Пусть потом враги обвиняют в хитрости, коварстве и проч. (что, кстати и произойдёт) – плевать. Второе - никаких стандартных ходов, выброси жалость и напряги ум – вот он, рецепт победы над Полифемом.
До простого вывода – надо атаковать тогда, когда он спит, додумался бы почти любой. Но Одиссей, неспроста считался гением стратегии и самым хитрым из греков. Он придумал хитроумнейшую комбинацию аж из четырёх ходов. Я уверен, что все вы их помните, но разбираю так подробно, чтобы вы не проскочили мимо, обратили внимание.
Чёрнофигурная гидрия, 6 век до н. э.
Первое – он становится дружелюбным, втирается в доверие к циклопу. Рассказывает ему анекдоты, травит байки. За это чудище «милостиво» обещает съесть Одиссея последним. Что тут скажешь, «гуманизм». Но, есть один интересный нюанс. На вопрос, как его зовут, Одиссей отвечает – Никто. Говоря нашим языком – аноним. Зачем доверять лишнюю информацию тому, кто хочет тебя сожрать? Ври, изворачивайся, придумывай что угодно, обмани его – и не сомневайся, не раскаивайся. Это просто первый шаг к победе.
После этого, в некоторых вариантах пересказа, Полифема начали поить. То есть спаивать. Несмотря на то, что эта часть комбинации встречается не везде, она вполне логично вписывается в общий замысел. Надо притупить бдительность врага. Кроме того, и без того почти отсутствующий мозг от воздействия алкоголя почти перестаёт функционировать.
Константин Хансен (Дания) Одиссей и Полифем. 1835
Наконец, следует собственно ослепление. Помимо простого, физического смысла этой истории, в ней есть ещё один, довольно интересный подтекст. Как я уже говорил – Полифем символизирует грубую и необузданную силу. А с другой стороны, у него, даже без вмешательства Одиссея сотоварищи, всего один глаз. А ведь два глаза связаны с очень многим – стерео-восприятие мира и вообще, куда более богатая информация о реальности. То, что видит циклоп и без того редуцированно. Соответственно его сознание работает совершенно иначе, на куда более примитивном уровне. Он живёт в мире своего плоского восприятия действительности.
Кроме того, этот единственный глаз оказывается самым слабым и уязвимым местом. Связь с реальностью, контроль, осмысленные действия, планирование, и без того находящиеся на примитивном уровне, могут быть выключены в один момент если…Хлоп! И полная темнота.
Якоб Йорданс (Фландрия). Одиссей и его спутники ускользают из пещеры Полифема. 1630-е
Осталась последняя часть блистательной операции – выбраться из пещеры. И тут содержание всем известно. Одиссей и его спутники оказались снаружи, спрятавшись под козами и овцами. Именно стада побудили циклопа откатить камень, а вот «на проходной» пришлось осуществлять контроль путём ощупывания. И снова попробуем поискать смысл в этом мифе. Системы, основанные на грубом насилии и лишённые нормального восприятия действительности «видят» совсем не то, что есть на самом деле.
Римская статуя 2 века до н. э.
Одиссей ускользнул последним.
Кристофер Экерсберг (Дания) Одиссей, покидающий пещеру Полифема. 1812
Взбешённый Полифем начал орать. Так, что отовсюду сбежались его кореша. Такие же «пацанчики», как и он сам – злые, беспринципные, с бицухами вместо мозгов.
- Кто ослепил и обидел тебя?
- Никто – был ответ.
Вот здесь становится понятен замысел Одиссея во всей его сложности. Вот и гоняйтесь теперь за «Никто». Пришлось разойтись.
Так была закончена операция по самоспасению. Снова зададим вопрос, а как быть с моралью? Можно ли было так жестоко поступить с Полифемом, оставив его навсегда изувеченным. Задавая этот вопрос, я в который раз отвечаю на него – да. Это миф не об отношениях между людьми, это история о столкновении человека с жестокой и беспринципной стихией, стихией, которая заведомо сильнее и легко может пожрать тебя. В этом случае не до принципов, церемоний и правил честной борьбы.
Жан-Леон Жером (Франция) Полифем
А Полифем, насколько нам всем известно, устроил последний акт бешенства. Он швырял в море огромные камни, и орал на всё Средиземное море о том, что с ним поступили нечестно.
Арнольд Бёклин. Полифем и Одиссей. 1896
Но мы уже поняли, что нам его не жалко. Пусть бесится.