Найти в Дзене
Metamorphoses/bmm.ru

«Эстетика выше этики»: интервью с главредом Metamorphoses Инной Моисеевой

1. Расскажите подробно, о том, как возникло издательство Metamorphoses?
Это как-то с тем, что вы не находили среди существующих книг, тех, которые хотели прочесть?

Скорее, наоборот, мы не находили среди книг те, которые хотели бы издать именно мы и, которые, как нам казалось, «требовал» читатель. Издательство зародилось несколько лет назад внутри Торгового Дома БММ (самая крупная в РФ оптовая компания по продаже книг — прим. ред). Мы, наш будущий основной состав редакции, работая в торговле, очень четко оценивали спрос на те или иные сегменты книг и могли понимать, что в топе и где дефицит.

В общем, то, чего нам не хватало в ассортименте, мы решили делать сами. Сначала на базе издательства нашего холдинга «Омега-Л» (которое многие годы занималось нормативной и учебной литературой), значительно расширив тематику выпускаемых книг: от православия до классики, от прикладных пособий до биографий. Но красивые подарочные книги и топовая зарубежная художественная литература были в нашем поле зрения (и в издательском плане). А, поскольку в «Омеге», всего за год, оказалась слишком широкая линейка разножанровых книг, то для всех зарубежных эксклюзивов: арт-буки, книги по искусству, премиальные детективы и триллеры, а также изумительная серия иллюстрированных книг, мы создали отдельный импринт Metamorphoses.

Первые книги начали выходить в августе 2022 года. И многие из них за это время стали хитами, что, конечно, радует.

-2

2. По каким принципам работает ваше издательство?

«Эстетика выше этики», если возьмем формулировку классика (О. Уайльд / И. Бродский — прим. ред.).

3. Можете ли вы нарисовать портрет аудитории вашего издательства? Кто
читает книги издательства Metamorphoses?

Я надеюсь, что это очень разные люди. К счастью, у нас не так много направлений, но читатели могут совершенно не пересекаться. Кого-то чарует классика с иллюстрациями, кого-то — иллюстрация как таковая, кто-то привержен тематике, а другие — с удовольствием прочтут хороший детектив. Но мы точно знаем, что за нашими новинками следят и очень их ждут. Все, кто, так или иначе, прикоснулся к каким-либо нашим изданиям.

-3

4. Как вы для себя определяете «хорошую книгу»?

Та, с которой ты продолжаешь вести диалог какое-то время. Которая волнует, причем, причины, по которым волнует, не всегда ясны, порой это ощущается где-то на уровне глубинных эмоций. Слово, фраза, настроение…Если этот диалог на несколько дней — удача, если годы — победа.

5. Как в современной литературе сочетается качество и коммерческая перспектива книги? Доводилось ли вам иметь дело с хорошими книгами, которые «не выстрелили»? Если да, то что было причиной?

Я не знаю, можно ли говорить про качество в сугубо определенном ключе, ведь литература как таковая очень многофункциональна, и качество соответствует той функции, какую она выполняет в данный момент (массовая литература, к примеру, незаменима в плане развлечения, отвлечения от реальности и, конечно, надежды).

В каждой нише свои качественные представители, очень точно попадающие в свои законы жанра. И оттого вполне перспективные.

Что касается второй части вопроса, то это «Искусство войны» Сунь-Цзы. Великолепно иллюстрированная книга в переводе Николая Конрада, одного из лучших советских переводчиков с китайского и японского. Текст сам по себе ошеломительный и безумно поэтичный, применимый как к законам мира вообще, так и к жизни в частности. Он настолько красив и точен одновременно, что плюсом к двух с половиной тысячам лет от времени, когда он был написан, еще несколько десятков тысяч лет популярности ему явно не избежать.

Но тут даже сложно сказать, что книга не выстрелила, просто она продается медленнее, чем были наши ожидания. Объяснение этому тоже есть, этот текст представлен на рынке в массе изданий, и в самых разных ценовых сегментах. Есть из чего выбрать! Что тоже, в сущности, неплохо.

-4

«Искусство войны» Сунь-цзы, (пер. Станислав Мухамеджанов), 2022

6. Есть ли у книги неизвестного автора шанс пробиться в бестселлеры без рекламной поддержки со стороны издательства?

Абсолютно. Я долгое время занималась непосредственно рекламой и продвижением книг, поэтому опыт можно прикладывать. Иногда с одной книгой ты делаешь все, а с другой, казалось бы, ничего, и вот когда эта, другая, вдруг начинает «лететь», то понимаешь, что тут не без магии. Поскольку никаких, казалось бы, явных причин этого полета проследить невозможно. Поэтому шанс есть всегда.

7. Назовите книгу с самым неожиданным успехом

Безусловно, арт-буки Николетты Чекколи, книги, где вообще нет никакого текста, кроме визуального. Эта итальянская художница рисует девочек тонкого переходного возраста в окружении игрушек, сладостей, различных детских забав, таких юных-юных Лолит, на первый взгляд, совершенно безэмоциональных и непроницаемых, с холодными лицами, но за этой детскостью скрывается бездна. Поэтому каждую из этих картин можно открывать для себя много-много раз, настолько они неоднозначны и непредсказуемы.

Три книги, которые мы издали, «Прелестные кошмары», «Дневные грезы» и «Поиграй со мной», представляют собой тематически сложенные изображения этих девочек, полностью и фрагментарно. Это, конечно, был эксперимент, практически неизвестная в России художница (некоторые зрители, правда, успели проникнуться ее работами на выставке в петербургском музее Эрарта, которая проходила осенью 2021 года); книги, состоящие из набора иллюстраций; противоречивые героини и странная, но очень манящая манера рисования. Мы в редакции, если честно, влюбились сразу и во всё, как только увидели. Опять же, необязательно наша любовь могла быть созвучна российскому читателю. Но она такой стала. Чекколи великолепна, ее книги тоже, если вдруг вы еще не видели, посмотрите непременно.

-5

Недетские сказки Николетты Чекколи (комплект из 3-х книг) (пер.Елена Климович), 2022

8. Какой самый любимый момент в издании книги — сдача в печать, выход, первые продажи?

Момент очень ситуативен. Иногда — находишь книгу, и оказывается, что права на нее свободны. Иногда сталкиваешься с очень сложными техническими моментами в печати книги — и находишь типографию, которая может все это осуществить. Иногда получаешь тираж из типографии и понимаешь, насколько это все божественно красиво. И абсолютно всегда — когда читатели и посетители выставок листают наши книги и приходят в восторг.

Все книги издательства Metamorphoses можно купить со скидкой -15%, применив промокод AMOR при заказе на нашем сайте. Только до 15 сентября.