Введение
Темы бим завтрака [1], который прошёл 02.09.2023, можно разделить на несколько групп:
- Функции бим-менеджера;
- Бим на стройке;
- 5Д и классификаторы;
Невозможно описать полный опыт работы на данные темы за 5 часов 6-ти спикерам, поэтому до слушателей доводят основные концепции и методологии, давая пищу для размышления и анализа процессов в вашей компании. В статье опишу тезисы, которые я выделила для себя.
«Как добавить данные и потерять прибыль» — Андрей Дермейко
Начну с третьего спикера, который напомнил: зачем же нужен бим-менеджер в компании. Три кита внедрения:
Найти баланс между насыщенностью модели (атрибутами и элементами) и её достаточностью для последующего управления информацией.
Основная проблема, на мой взгляд, шаблонные EIRы без обоснования. Получая такие документы, проектировщики не стремятся ознакомиться с ними и применять практике. Не знаю, получится ли сделать оптимальные требования по объему и содержания, без лишнего, которые будут прочитаны подрядчиками на старте, но это реализуемо.
Адаптировать современные бим тенденции под бизнес процессы компании, шаблоны и чужие наработки не работают.
Подписываюсь под данным пунктом 100%. На мой взгляд это относится, как к штатным бим сотрудникам, так и компаниям, осуществляющим услуги консалтинга.
Важно реализовывать проверки модели, чтобы не терять данные.
При этом часть из них требует обязательного визуального/ручного контроля.
Про мои проверки можно почитать статьи про "Реестр Замечаний" [2] и "Топ 5 проверок модели" [3].
«Управление фронтами СМР с использованием ТИМ» — Александр Полянкин
Александр донес мысль, что важно работать совместно не только на этапе проектирования, но и выполняя строительно-монтажные работы. Как же это обеспечить в условиях последовательного выпуска документации, стройки с листа и без интернета на площадке?
Александр предлагает выдавать скомпонованную документацию в зоне работ по всем разделам, так называемый паспорт помещения. При этом использование BIM-технологий позволит это реализовать в новом качестве и разрезах за счет 3д схем с разводкой труб и т.д..
Информационная модель, как база данных, позволяет получать любые метрики с делением по зонам (в зависимости от приемки работ, последовательности выполнения СМР) при корректном заполнении соответствующих атрибутов: если заполнить у всех элементов параметры принадлежности к помещению, то можно сгенерировать на базе систем BI-аналитики ведомость объемов отделки на каждое помещение.
На мой взгляд данное решение может помочь с вечной проблемой: кто первый зашёл на стройплощадку, того и тапки. Более подробно можно ознакомиться, посмотрев бим завтрак в записи.
«Проблемы и предлагаемое решение при переходе на BIM 5D» — Алексей Ковальчук, Максим Икрянов
Алексей рассказал про опыт формирования смет на основе ГЭСН с использованием ПО "5D Смета" [4] и выделил проблемы, с которыми столкнулся при переходе на 5д:
- ИМ не подходит для получения смет;
- Существующие бизнес процессы классического проектирования могут не работать. Сметчики и Проектировщики не знаю, как правильно работать в 5д;
- Функциональные ограничения ПО для 5д;
- Сметное ПО не работает напрямую с бим системами. Сметная нормативная база не учитывает особенности бима.
Особенность методики работы Алексея заключается в том, что данные должны храниться в модели, в том числе и расценки.
Схема процесса такова: получаем исходные данные из ПО для моделирования и экселя, экспортируем в 5д Смету, где назначаются сметные нормы, сохраняя в .xml для последующей работы в сметной программе.
Также Алексей и Максим готовят серию бесплатных вебинаров "Как перейти на технологию BIM Смет", подробности тут.
«Калькуляция из BIM, как протащить данные по всей цепочке» — Алексей Павлов
Алексей рассказал про разработку компании (Брусника), которую сравнил с конвейером, позволяющим выпускать необходимый продукт, не распыляясь на посторонние задачи.
Создано несколько систем:
- Конструктор библиотеки тех. решений,
- Валидатор информации;
- И последний, где прослеживается весь путь от моделирования бим элемента до приемки.
Основная проблема выбранной методики заключается в бесконечно пополняющемся справочнике номенклатуры материалов, а вместе с тем:
- Требуется ресурс бим отдела на пополнение BIM-классов;
- Требуется ручная аналитика бим отдела Заказчика валидности данных;
- Материалы на рынке имеют различное описание.
Полученные преимущества за счет использования Бим-модели, как базы данных, на которой строятся все бизнес процессы:
- Автоматическое формирование календарного графика, смет и договоров, КС-2;
- Единое место хранения информации;
- Быстрый доступ к информации через базы данных по любому вопросу, без открытия рабочей документации;
- Гарантия того, что строительство идет по модели;
- Упорядочивание работы Заказчика, Генподрячика, Подрядчика;
- Отслеживание изменений в модели.
Лично я после прослушивания доклада задумалась о том, насколько удобно и просто использовать конечному пользователю (Проектировщику), так называемые библиотеки ресурсов. Они разрабатываются на стороне Заказчика, где создаются все необходимые типоразмеры, назначаются классификаторы, и направляются Проектировщику для работы. При создании новых элементов Проектировщик совместно с Заказчиком дорабатывает базу (бесконечную..) и, таким образом, получается жестко ограниченный перечень используемых элементов по EIR.
«Применение объектно-ориентированной модели при составлении ведомостей объемов работ» — Роман Григорьев
Роман поделился опытом компании «Атом», у которой 150+ проектировщиков работаю в бим по разделам АР, КЖ, ВК, ОВ.
В отличие от опыта большинства:
- Не назначают параметры «Код по классификатору», «Описание по классификатору» на элементы модели;
- Выгружают данные из модели с привязкой к параметрам из спецификаций и фильтрам оформленных видов;
- Используют Tangl Value для связки классификации и элементов Бим модели по перечню параметров из таблицы идентификации;
- Получают график производства работ и материалов за счет передачи перечня экземпляров GET- методом AnalysisData в формате .json в MS Project.
Недостаток текущего способа: жесткая привязка к ПО разработки и требованиям к модели, что принуждает Проектировщика к следованию лишь по 1 тропе для получения результата.
Роман отметил преимущество Tangl Value: программный интерфейс приложения позволяет взаимодействовать с другими приложениями за счет большой библиотеки методов.
«Классификация, автоматическая генерация бюджета и календарного графика на основе модели» — Александр Попов
Александр привел методику классификации, как альтернативу предложенным ранее.
Главное отличие- коды работ не вписываются в элементы модели/материала, уровень вложенности классификатора до 3-х.
Ознакомиться с примерами классификаторов строительных элементов можно здесь [6].
Для календарного планирования предложено следующее: копирование и мониторингом создается строительная модель, где Генподрядчик будет делить модель на захватки непосредственно перед этапом строительства, когда уже сформировано понимание процесса.
Главное преимущество использования классификации- унификация всех моделей и отсутствие ограничений Проектировщика по наименованиям и категориям элементов, параметрам. Для организаций, у которых есть внешние проектировщики- это единственный рабочий вариант.
Заключение
Несмотря на то что тема управления данными из модели давно обсуждается, на мой взгляд, каждому полезно послушать про успешные методики внедрения. Лично я благодаря бим завтракам пересматриваю взгляды на некоторые вещи, нахожу новые пути решения тех или иных задач, а также получаю мощный заряд энергии после общения с коллегами.
В компании, где я работаю, мы идём по пути классификации Брусники, но после выступления Александра Попова я решила подумать над альтернативными решениями. Делитесь в комментариях, какую методику классификации элементов выбрали вы?)
Присоединяйтесь к нам, предлагайте темы для выступления (контакт для связи).