Максим Горький написал «Детство» — первую часть автобиографической трилогии, включающей произведения «В людях» и «Мои университеты». Книги представляют собой художественное жизнеописание от лица ребенка, в котором нашлось место для множества событий, поступков, мыслей и чувств как самого героя, так и тех, кто его окружает. Писателю удается умело переносить читателя в мир детства, где каждая страница наполнена теплом, ностальгией и мудростью. Это произведение входит в пантеон классики русской литературы не просто так: в нем собрано множество выдающихся высказываний, которые вдохновляют, наводят на размышления и помогают жизни обрести смысл. Ниже мы собрали подборку лучших афоризмов и цитат из повести «Детство» Горького. Каждая фраза раскрывает перед вами всю глубину человеческих чувств и размышлений, заложенных в этот литературный шедевр.
100. «— А зачем французы нас воевали? — Ну, война — дело царское, нам это недоступно понять».
99. «В детстве я представляю сам себя ульем, куда разные простые, серые люди сносили, как пчелы, мед своих знаний и дум о жизни, щедро обогащая душу мою, кто чем мог. Часто мед этот бывал грязен и горек, но всякое знание — все-таки мед».
98. «Все, что я видел в этом доме, тянулось сквозь меня, как зимний обоз по улице, и давило, уничтожало».
97. «С того дня у нас возникла молчаливая, злая война: он старался будто нечаянно толкнуть меня, задеть вожжами, выпускал моих птиц, однажды стравил их кошке и по всякому поводу жаловался на меня деду, всегда привирая, а мне всё чаще казалось, что он такой же мальчишка, как я, только наряжен стариком».
96. «И так все это хорошо у него, что ангелы веселятся, плещут крыльями и поют ему бесперечь: «Слава тебе, господи, слава тебе!» А он, милый, только улыбается им — дескать, ладно уж!».
95. «Он умел делать фокусы с картами, деньгами, кричал больше всех детей и почти ничем не отличался от них».
94. «Это очень полезно, что ты учишься сам для себя устраивать, как лучше».
93. «Под эту музыку становилось жалко всех и себя самого, большие казались тоже маленькими, и все сидели неподвижно».
92. «Он умел делать фокусы с картами, деньгами, кричал больше всех детей и почти ничем не отличался от них».
91. «Проиграла гармоника, прозвучал женский смех, гремит сабля по кирпичу тротуара, взвизгнула собака — все это не нужно, это падают последние листья отцветшего дня».
90. «Дураку ни ног, ни рук не надо, он и глупостью своей сытно кормится. Глупого всякий любит, глупость безобидна. Сказано: и дьяк и повытчик, коли дурак — так не обидчик».
89. «Нет, всякому зверю поверю, — собаке, ежу, — а тебе погожу!».
88. «Ну, так я тебе скажу: будь хитер, это лучше, а простодушность — та же глупость, понял? Баран простодушен. Запомни! Айда, гуляй…».
87. «Говоря о боге, рае, ангелах, она становилась маленькой и кроткой, лицо ее молодело, влажные глаза струили особенно теплый свет».
86. «Любит воровать, баловник! Раз попробовал, — ладно вышло, а дома посмеялись, похвалили за удачу, он и взял воровство в обычай».
85. «Дедушка хотел было Ванюшку-то в полицию нести, да я отговорила: возьмем, мол, себе; это бог нам послал в тех место, которые померли».
84. «Бедность все, Олеша; такая бывает бедность, что и говорить нельзя!».
83. «И не надувайся, дыши вовсю, кричи благим матом, — ты это помни, это хорошо!».
82. «На пустом лице и царапина — украшение…».
81. «Бога видеть человеку не дано, — ослепнешь».
«Детство» Горького цитаты дарит о том, как формируется личность в ранние годы жизни.
80. «А вот ангелов видела я; они показываются, когда душа чиста».
79. «Было ясно, что он не верит человеку, всегда ждет покаяния и любит наказывать».
78. «Очень рано понял, что у деда — один бог, а у бабушки — другой».
77. «А чиновник озорнику подобен, придет и все законы порушит».
76. «Надо бы нас учить, ум точить, а точила тоже нет настоящего».
75. «Бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни».
74. «Тут и я, не стерпев больше, весь вскипел слезами, соскочил с печи и бросился к ним, рыдая от радости, что вот они так говорят невиданно хорошо, от горя за них и оттого, что мать приехала, и оттого, что они равноправно приняли меня в свой плач, обнимают меня оба, тискают, кропя слезами, а дед шепчет в уши и глаза мне».
73. «И есть другая, более положительная причина, понуждающая меня рисовать эти мерзости. Хотя они и противны, хотя и давят нас, до смерти расплющивая множество прекрасных душ, — русский человек все-таки настолько еще здоров и молод душою, что преодолевает и преодолеет их».
72. «Не только тем изумительна жизнь наша, что в ней так плодовит и жирен пласт всякой скотской дряни, но тем, что сквозь этот пласт все-таки победно прорастает яркое, здоровое и творческое, растет доброе — человечье, возбуждая несокрушимую надежду на возрождение наше к жизни светлой, человеческой».
71. «Вся она — темная, но светилась изнутри — через глаза — неугасимым, веселым и теплым светом».
70. «Говорила она, как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные».
69. «Ты знай: когда свой, родной бьет, — это не обида, а наука!».
68. «Эти «потом», положенные ею одно за другим, казались мне лестницею куда-то глубоко вниз и прочь от нее, в темноту, в одиночество, — не обрадовала меня такая лестница».
67. «Трепетная радуга тех чувств, которые именуются любовью, выцветала в душе моей, всё чаще вспыхивали угарные синие огоньки злости на всё, тлело в сердце чувство тяжкого недовольства, сознание одиночества в этой серой, безжизненной».
66. «Желание скорее встать, что-то делать и жить в дружбе со всем живым вокруг».
65. «Синяки и ссадины не обижали, но неизменно возмущала жестокость уличных забав, — жестокость, слишком знакомая мне».
64. «Тех дней у меня явилось беспокойное внимание к людям, и, точно мне содрали кожу с сердца, оно стало невыносимо чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой».
63. «Слишком обильна жестокостью темная жизнь «неумного племени».
62. «Когда в глаза мне лгали, я терялся и глупел от удивления».
61. «Много раз сидел я на дереве над забором, ожидая, что вот они позовут меня играть с ними, — а они не звали».
Цитаты из повести «Детство» Горького — это как окно в прошлое, через которое мы видим мир детства, переживания и надежды юного Максима. Эти афоризмы пронизаны искренностью и глубокими чувствами.
60. «Когда свой, родной бьет, — это не обида, а наука!».
59. «Чиновник суть законоед, он законы жрет».
58. «Да как выдумал, что нет его умнее, с той поры и озлился и глупым стал».
57. «Невидимо высоко звенит жаворонок, и все цвета, звуки росою просачиваются в грудь, вызывая спокойную радость, будя желание скорее встать, что-то делать и жить в дружбе со всем живым вокруг».
56. «Оба они как будто долго бежали, утомились, всё на них смялось, вытерлось, и ничего им не нужно, а только бы лечь да отдохнуть».
55. «И слезы, и крики их, и все взаимные мучения, вспыхивая часто, угасая быстро, становились привычны мне, всё меньше возбуждали меня, всё слабее трогали сердце».
54. «Господь — скуповат, он за года минутами платит… Он процента не признает».
53. «Он — ничего. Дураку ни ног, ни рук не надо, он и глупостью своей сытно кормится. Глупого всякий любит, глупость безобидна. Сказано: и дьяк и повытчик, коли дурак — так не обидчик».
52. «Дед говорил: — Это очень полезно, что ты учишься сам для себя устраивать как лучше».
51. «Я видел, как изменилось, опрокинулось его лицо, когда он сказал «страшно один», — в этих словах было что-то понятное мне, тронувшее меня за сердце, и я пошел за ним».
50. «Было ясно, что он не верит человеку, всегда ждет покаяния и любит наказывать».
49. «Мать должна быть справедлива больше всех, как в сказках».
48. «Труднее всего понимать весь мир».
47. «Молодость берет все вперед, старость отпускает все назад».
46. «Бессмысленное старание есть пустая трата времени».
45. «— Отчего они не любят тебя никто? Он обнял меня, прижал к себе и ответил, подмигнув: — Чужой — понимаешь? Вот за это самое. Не такой».
44. «Ты, брат, на этих случаях не останавливайся, — это нехорошо запоминать! — сказал он».
43. «Подлая правда, она не издохла и по сей день. Это та правда, которую необходимо знать до корня, чтобы с корнем же и выдрать ее из памяти, из души человека, из всей жизни нашей, тяжкой и позорной».
42. «Дети были тихи, незаметны; они прибиты к земле, как пыль дождем».
41. «В доме, битком набитом людьми, он жил одиноко, любил сидеть в полутемных углах, а вечером у окна. С ним хорошо было молчать — сидеть у окна, тесно прижавшись к нему, и молчать целый час».
Цитаты из «Детства» Горького — это слова, которые оживляют воспоминания о юности, о мечтах и судьбе, о красоте и тяжелых испытаниях детских лет. В этих цитатах звучит голос автора, открывающий перед нами его мир и душу.
40. «В детстве я представляю сам себя ульем, куда разные простые, серые люди сносили, как пчелы, мед своих знаний и дум о жизни, щедро обогащая душу мою, кто чем мог. Часто мед этот бывал грязен и горек, но всякое знание — все-таки мед».
39. «— Ты гляди, не помереть бы мне! — Не бойся, догляжу. — То-то! Теперь помереть — это будет как бы вовсе и не жил, — всё прахом пойдет!».
38. «Все, что я видел в этом доме, тянулось сквозь меня, как зимний обоз по улице, и давило, уничтожало».
37. «А хороший указчик дороже десяти работников».
36. «Даже масло для лампадки пред образом каждый покупал свое, - это после полусотни лет совместного труда!».
35. «— Вот — пришло время умирать. С какой рожей пред богом встанем? Что скажем? А ведь весь век суетились, чего-то делали... До чего дошли?».
34. «Все, что я видел в этом доме, тянулось сквозь меня, как зимний обоз по улице, и давило, уничтожало…».
33. «Да, поди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!».
32. «Мне будет очень любопытно видеть человека, который имеет смелость ни во что не верить».
31. «Нельзя жить чужой совестью».
30. «Мать должна быть справедлива больше всех, как в сказках».
29. «Всё, что я видел в этом доме, тянулось сквозь меня, как зимний обоз по улице, и давило, уничтожало».
28. «В детстве я представляю себя ульем, куда разные простые, серые люди сносили, как пчелы, мед своих знаний и дум о жизни, щедро обогащая душу мою, кто чем мог. Часто мед этот бывал грязен и горек, но всякое знание — все таки мед».
27. «Дураку ни ног, ни рук не надо, он и глупостью своей сытно кормится».
26. «Господь — скуповат, он за года минутами платит. Он процента не признает».
25. «У меня нестерпимо заныло сердце. — Отчего они не любят тебя никто? Он обнял меня, прижал к себе и ответил, подмигнув: — Чужой — понимаешь? Вот за это самое. Не такой».
24. «— Хитер ты али простодушен, а? — Не знаю... — Не знаешь? Ну, так я тебе скажу: будь хитер, это лучше, а простодушность — та же глупость, понял? Баран простодушен».
23. «— А кто лучше: французы или русские? — Ну, как это знать? Я ведь не видал, каково французы у себя дома живут, — сердито ворчит он и добавляет: — В своей норе и хорёк хорош».
22. «Люди, что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой».
21. «Ночами, бессонно глядя сквозь синие окна, как медленно плывут по небу звезды, я выдумывал какие-то печальные истории, — главное место в них занимал отец, он всегда шел куда-то, один, с палкой в руке, и — мохнатая собака сзади его».
20. «Слишком обильна жестокостью темная жизнь «неумного племени».
19. «Осетр сому не товарищ, стерлядь селедке не подруга».
18. «Скорлупы у нас много; взглянешь — человек, а узнаешь, — скорлупа одна, ядра-то нет, съедено».
17. «Велик ли грех наплевать человеку на голову? Я многократно слышал и сам видел, что с ним поступают гораздо хуже, и, конечно, я честно выполнил взятую на себя задачу».
16. «Говорил он лениво, безнадежно, мне было неловко слушать эту ненужную, неуклюжую ложь, и я очень удивлялся его упрямству».
15. «Я и любил Ивана и удивлялся ему до немоты».
14. «Смолоду все узнаешь — под старость и спросить не о чем будет».
13. «Дни нездоровья были для меня большими днями жизни. В течение их я, должно быть, сильно вырос и почувствовал что-то особенное. С тех дней у меня явилось беспокойное внимание к людям, и, точно мне содрали кожу с сердца, оно стало невыносимо чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой».
12. «Дом деда был наполнен горячим туманом взаимной вражды всех со всеми».
11. «Это ему в наказанье дано: Злого бы приказу не слушался, За чужую совесть не прятался!».
10. «Дураку ни ног, ни рук не надо, он и глупостью своей сытно кормится».
9. «Все было страшно интересно, всё держало меня в напряжении, и от всего просачивалась в сердце какая-то тихая, неутомляющая грусть.
8. «Началась и потекла со страшной быстротой густая, пестрая, невыразимо странная жизнь. Она вспоминается мне, как суровая сказка, хорошо рассказанная добрым, но мучительно правдивым гением».
7. «И грусть и радость жили в людях рядом, нераздельно почти, заменяя одна другую с неуловимой, непонятной быстротой».
6. «Хорошо сидеть одному на краю снежного поля, слушая, как в хрустальной тишине морозного дня щебечут птицы, а где-то далеко поет, улетая, колокольчик проезжей тройки, грустный жаворонок русской зимы».
5. «Он так часто и грустно говорил: было, была, бывало, точно прожил на земле сто лет, а не одиннадцать».
4. «Долго спустя я понял, что русские люди, по нищете и скудости жизни своей, вообще любят забавляться горем, играют им, как дети, и редко стыдятся быть несчастными».
3. «До нее как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет, связала всё вокруг меня в непрерывную нить, сплела всё в разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком, — это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни».
2. «Правил у нас много, а правды нет».
1. «Умереть — не велика мудрость, ты бы вот жить умела».
Еще больше интересных материалов – в нашем Telegram-канале!