Небо над Берлином
Режиссер: Вим Вендерс
Страна: Германия, Франция
Год: 1987
Люди в западной части Берлина живут своей обычной жизнью. Для большей части из них много мелких повседневных проблем типа “По телевизору нечего смотреть” или “Как мне поставить сюда холодильник и стиральную машину”. Лишь у редких возникают мысли о бесконечно сложных вопросах, на которые они не знают ответа и никогда не узнают его. В конце концов, между этими двумя группами людей нет существенной разницы, потому что никто не может услышать их мысли. Никто, кроме ангелов, которые наблюдают за ними, частично издалека (небоскребы и статуи), частично непосредственно перемещаясь среди них по городским улицам.
Закутанные в темные пальто, они наблюдают за городом, прислушиваясь к сердцебиению человеческой души, прислушиваясь к их внутренним размышлениям и стремлениях. В этих нежных, поразительных сценах мы погружаемся в мысли десятков жителей Берлина, от усталых и измученных до полных надежд и молодых, пока ангелы записывают волшебные моменты для какой-нибудь небесной летописи. Но Дамиэль (Бруно Ганц) хочет прикосновений, общения, эмоциональной восторженной любви и красок человечности.
Ангелов видят только маленькие дети, которые кажутся им молчаливыми незнакомцами, в то время как для взрослых влияние Дамиэля и Кассиэля можно ощутить через мысли и эмоции — успокаивающее духовное влияние, которое надеется тонким образом изменить их внутреннее состояние. Сокровенные мысли людей всегда доступны ангелам. В каком-то смысле они знают их на более глубоком уровне, чем кто-либо. И все же это только еще больше отдаляет их от человечества.
В определенное время Дамиэль и Кассиэль встречаются, чтобы поделиться историями о том, что они наблюдали. Некоторые из них грандиозны, но большинство - это моменты, которые мы никогда не перестаем ценить. Например в одном случае Кассиэль рассказывает историю о женщине под дождем, которая сложила зонтик, чтобы промокнуть насквозь.
Дамиэль и Кассиэль проводят свои дни, пересказывая историю мира, изучая и рассказывая истории других, но не создавая собственные истории, не являются частью истории мира. Пассивные наблюдатели, никогда не участники. “Я достаточно долго был снаружи, достаточно долго отсутствовал. Я достаточно долго находился вне мира”, - говорит Дамиэль. “Я хочу войти в Мировую историю или даже просто подержать яблоко в руке”. Его отчаянная потребность в земной жизни достигает критической точки, когда он встречает Марион (Сольвейг Доммартин), воздушную гимнастку, которая очаровывает его и дарит ему единственное, что может превзойти любой план существования: любовь. Он отказывается от жизни, полной созерцания и наблюдений, чтобы самому испытать ощущения жизни.
Чтобы передать недостаточную полноту переживаний ангелов, Вендерс с самого начала знал, что его фильм в основном будет снят в черно-белом формате. Поэтический подход придает фильму ощущение транса, погружая зрителя в дезориентирующий диссонанс мыслей и создавая довольно красивое впечатление.
Переход Дамиэля к смертной жизни обрушивается на цвет, искра переносит нас в удивительно яркий реальный мир. Это тот цвет, который заставляет вас взглянуть на мир по-другому, который заставляет вас выйти на улицу и оценить синеву неба и зелень деревьев. Приземлившись в мире живых, Дамиэль получает удар своей старой ангельской броней. В его голове открывается рана. Заинтересовавшись ярким красным свечением жидкости, он пробует ее на вкус, впервые обнаруживая, что у крови вообще есть вкус.
Вкус и цвет его собственной крови - первое, что поражает Дамиэля в его новом путешествии, что позволяет понять какого это быть человеком - значит чувствовать.
Что еще интересно, Питер Фальк (который играет самого себя) оказывается падшим ангелом, когда-то похожим на Дамиэля, который может ощутить его ангельское присутствие и побудить его совершить переход. Чувствуя присутствие Дамиэля, но не имея возможности видеть его, Фальк говорит ангелу, что хотел бы посмотреть ему в лицо и сказать, как хорошо быть здесь. Курить, пить кофе, рисовать. Когда твои руки холодные, и ты потираешь их друг о друга, становится лучше. Эти простые удовольствия - именно то, к чему стремился Дамиэль.
Вендерс также дает нам серию второстепенных историй, случайно разбитых на части по ходу основного повествования фильма. Человек в метро, думающий, что он потерял все в своей жизни, мысли молодого человека-самоубийцы перед последним прыжком, простые желания одного из статистов на съёмочной площадке, страхи человека, который только что пережил дорожно-транспортное происшествие ... вот лишь некоторые из них.
Когда смотришь фильм с позиций ангела мы пролетаем мимо второстепенных сюжетов, а потом подсознательно притягиваем или отбрасываем их. Мы просто относимся к ним как ангелы. В соответствии со своими желаниями, а также ожиданиями, каждый зритель понимает, насколько важны короткие встречи и прикосновения в фильме, как они могут стать частью более масштабной истории.
Это фильм о наблюдательности, о способности лучше понимать и воспринимать мир, наблюдая и прислушиваясь ко всему, что происходит вокруг нас.