Найти тему
Порцелиновый фан

Кожин П.М. (1904-1975). Скульптор. Дулёво.

"Своим" Павла Михайловича Кожина считают на нескольких предприятиях. В меньшей степени такое утверждение верно для Вербилок, в наибольшей, памятуя о том, что он с 1938-го года официально трудоустроился в качестве скульптора на Дулёвский завод, - к Дулёво. Если же считать по общему количеству созданных им произведений, вышедших в тираж, то Конаковский "ЗиК" опережает все остальные керамические предприятия, с которыми он сотрудничал, на две головы. Это были десятки и десятки скульптур. В эстетике также можно заметить его тяготение к майолике и фаянсу, и этом смысле его скульптуры в фарфоре кажутся немножко "корявыми" и статичными, зато в майолике - наиболее завершёнными. Как скульптор, Павел Михайлович был невероятно плодовит. Особенно плодотворными для него были 1950-е и 1960-е годы. В данной статье будет рассмотрены его произведения "дулёвского цикла".

П.М. Кожин со своими работами. Фото взято из свободного доступа в интернете.
П.М. Кожин со своими работами. Фото взято из свободного доступа в интернете.

Если верить Википедии, Кожин Павел Михайлович родился 4 января 1904 года в деревне Быковка Нижегородской губернии (затем - Марийская АССР). Первоначальное образование получил в местном сельском начальном училище, после 1917 года - в Нижегородской школе-коммуне, которую окончил в 1924-м году. Одновременно с обучением в школе состоял вольнослушателем Нижегородского художественного техникума. Затем отправился в Москву, где поступил на работу учеником-печатником в Первую Образцовую типографию. В 1926-м поступил во ВХУТЕИН (на базе ВХУТЕМАСа, Москва, Мясницкая, 21). Учился у И.М. Чайкова, ИС. Ефимова, В.Е. Татлина. "Теорию композиции" читал В.А. Фаворский. Одним из учителей живописи был П.В. Кузнецов, творчеству которого на канале была посвящена отдельная статья (здесь https://dzen.ru/media/id/616a8e08cfb5f23bf687e3de/kuznecov-pavel-varfolomeevich-18781968-646512c336f02f082405690a ).

Проходил производственную практику в первой художественно-керамической лаборатории, существовавшей при музее керамики в Москве (в Кусково). В 1931-м году был командирован на Дмитровский фарфоровый завод (Вербилки) в составе бригады художников.

В 1932-м-1933-м годах работал заведующим лабораторией НИИ художественной промышленности НКМП, в этот период им были выполнены работы в цветном стекле (табакерки "Горный баран" и "Всадник", 1932).

С довоенного периода П.М. Кожин зарекомендовал себя прежде всего как художник-анималист. Фигурки рыб, зверей и птиц он делал и для предприятия в Конаково, и для Дулёвского завода им. газеты "Правда". Но делал и композиции в плакатно-агитационной стилистике. Таковой стала композиция "Гражданская война" 1939-го года. Поскольку расписывал он большинство своих работ подглазурными солями, которые расплывались, создаётся ощущение "грубоватости" в росписи, характерной не для фарфора, а для майолики.

"Гражданская война", 1939. Высота 10,8 см.  Номер в Госкаталоге 29909469. Предмет находится в  
Областном государственном бюджетном учреждении культуры "Ульяновский областной художественный музей". Изображение взято с сайта Госкаталог(точка)РФ.
"Гражданская война", 1939. Высота 10,8 см. Номер в Госкаталоге 29909469. Предмет находится в Областном государственном бюджетном учреждении культуры "Ульяновский областной художественный музей". Изображение взято с сайта Госкаталог(точка)РФ.
"Сом", 1938-1940. Музей-усадьба "Кусково", Москва. Изображения для коллажа взяты с сайта Госкаталог(точка)РФ.
"Сом", 1938-1940. Музей-усадьба "Кусково", Москва. Изображения для коллажа взяты с сайта Госкаталог(точка)РФ.

Фигурка Тукан создана в 1944-м году. Во всяком случае, об этом уверенно сообщается на сайте Госкаталог(точка)РФ. Похожую скульптуру в 1960-е годы П.М. Кожин создаст и для завода в Конаково ("ЗиК").

"Тукан", 1944. Роспись надглазурная, позолота. Размеры: 13,5*10,5*24,7 см. 
Номер в Госкаталоге 27345851. Предмет находится в Государственном бюджетном учреждении культуры города Москвы "Музей-усадьба "Кусково". Изображения для коллажа взяты с сайта Госкаталог(точка)РФ.
"Тукан", 1944. Роспись надглазурная, позолота. Размеры: 13,5*10,5*24,7 см. Номер в Госкаталоге 27345851. Предмет находится в Государственном бюджетном учреждении культуры города Москвы "Музей-усадьба "Кусково". Изображения для коллажа взяты с сайта Госкаталог(точка)РФ.

В 1940-е годы сразу после ВОВ скульптор возвращается к анималистической теме. В это время он создаёт статуэтки "Бизон", "Морж", "Мангуст", "Росомаха" и др.

Особняком стоит бюст И.В. Сталина. Стилистика, характерная для послевоенного времени: фарфор, бесцветная глазурь, минимальная позолота на постаменте, рельеф и т.д. Всё очень стандартно и очень непохоже на технику П.М. Кожина. Возможно, таковы были требования заказчика, а от такого предложения он вряд ли мог отказаться - игнорирование образа вождя вызывало бы подозрение у "компетентных органов".

Интерес представляют и композиции с людьми, созданные в те же годы. Роспись подглазурная - солями металлов.

С середины 1950-х у Кожина просыпается интерес к ваянию фантастических псевдоисторических существ - различных "завров", а также всяческой экзотичной живности.

В те же годы были созданы растиражированные, и потому, очень известные статуэтки: "Дары хозяйки Медной горы" (1950-е), "Речной окунь" (1950-е), "Карп" (1959-е), "Грач" ("Ворон", 1956), "Царевна-лебедь" (1949), "Иванушка на лебеде" (1950-е) и др.

"Голубка", 1956(7). Это, конечно, "фестивальная" фигурка. Хрущёвские искусствоведы души не чаяли в Пикассо. Его графика с "голубями мира" настолько восхитила Советских культурологов, что они спустили сверху чуть не для всех скульпторов страны "пожелание" изобразить голубя мира. Результат: со второй половины 1950-х годов магазины страны были засижены (загажены) этими голубями в различных вариантах. Глаза покупателей сувенирной продукции на них просто не смотрели! Фарфор, роспись подглазурная, люстр, золочение. Размеры: 8,5х6х4,0 см. Номер в Госкаталоге 6956875. Государственное автономное учреждение культуры Новосибирской области "Новосибирский государственный художественный музей". Изображения взято с сайта Госкаталог(точка)РФ.
"Голубка", 1956(7). Это, конечно, "фестивальная" фигурка. Хрущёвские искусствоведы души не чаяли в Пикассо. Его графика с "голубями мира" настолько восхитила Советских культурологов, что они спустили сверху чуть не для всех скульпторов страны "пожелание" изобразить голубя мира. Результат: со второй половины 1950-х годов магазины страны были засижены (загажены) этими голубями в различных вариантах. Глаза покупателей сувенирной продукции на них просто не смотрели! Фарфор, роспись подглазурная, люстр, золочение. Размеры: 8,5х6х4,0 см. Номер в Госкаталоге 6956875. Государственное автономное учреждение культуры Новосибирской области "Новосибирский государственный художественный музей". Изображения взято с сайта Госкаталог(точка)РФ.

Ещё одна "фестивальная" штучка - ваза. Конечно, с "голубями мира" (как же без них!). Напомню - летом 1957-го года в Москве прошло знаменательное событие, потрясшее тогда всю страну - VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов. СССР ради этого мероприятия посетили 34-е тысячи гостей из 131-й страны. Моссовет разработал специальную культурную программу, в которую вошли экскурсии по Москве, выставки, концерты, а также дискуссии в молодежных клубах по интересам. До того таких глобальных слётов страна не знала!

Вазочка "Москва", 1956.
Вазочка "Москва", 1956.

Некоторые произведения тех лет сделаны в виде керамических подставок для ламп - ночника и бра. Тут уже твёрдо можно сказать, что это - декоративно-ПРИКЛАДНОЕ искусство... Ничего удивительного в таком разветвлении интересов художника нет: П.М. Кожин также участвовал в декорировании известного ресторана "Арагви" (Москва, Тверская, 6), а также в украшении станции "Таганская"-кольцевая Московского метрополитена.

Редкая вещица тех же лет (вторая половина 1950-х, возможно, начало 1960-х) - пепельница с рельефным рисунком горностая в естественной среде обитания.

"Пепельница с горностаем". Размеры: 2,0*10,5*7,0 см. Номер в Госкаталоге 24037866. Предмет находится в Государственном бюджетном учреждении культуры Республики Марий Эл "Республиканский музей изобразительных искусств".  Изображения взято с сайта Госкаталог(точка)РФ.
"Пепельница с горностаем". Размеры: 2,0*10,5*7,0 см. Номер в Госкаталоге 24037866. Предмет находится в Государственном бюджетном учреждении культуры Республики Марий Эл "Республиканский музей изобразительных искусств". Изображения взято с сайта Госкаталог(точка)РФ.

Ещё одна редкая вещь (прежде всего - по предназначению) - фарфоровая скульптура для декора фонтана.

От наиболее модной темы в искусстве "шестидесятых" - МИНИМАЛИЗМА - Кожин уйти не мог. В эти годы появляются его новые сильно стилизованные скульптуры. Наиболее характерные из них - "Баклан" и горельеф "Сокол с птенцами".

Фигурка "Играющая выдра" 1963-го года выполнена с более высокой степени приближения к пластике животного, чем это наблюдалось у художника прежде.

"Играющая выдра", 1963. Размеры: 3,0х11,0х3,5 см. Номер в Госкаталоге 3473031. Предмет хранится в Федеральном государственном бюджетное учреждении культуры "Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства".
"Играющая выдра", 1963. Размеры: 3,0х11,0х3,5 см. Номер в Госкаталоге 3473031. Предмет хранится в Федеральном государственном бюджетное учреждении культуры "Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства".

Работы, представленные в галерее ниже, как и "Играющая выдра", созданы в стилистике реализма, и по качеству работы вполне могут поспорить с такими знаменитыми анималистами ЛФЗ, как Б.Я. Воробьёв и И.И. Ризнич (каждому из них были посвящены статьи на канале).

Следующая статуэтка расписана яркими красками с богатой позолотой, при этом много внимания уделено деталям. Называется "Лось с корзинами". Удивительно, но до сего момента не знал, что лось может использоваться как домашнее животное. Это ж не верблюд! До сих пор сомневаюсь, и полагаю, что здесь фантазия автора зашла уж слишком далеко.

В "шестидесятые" художник проявил немалый интерес и к посуде - к выстраиванию архитектуры посудных ансамблей в новом ключе - ЛАКОНИКО-ФУТУРИЗМА. В отличие от Западного МИНИМАЛИЗМА в посуде, дулёвские (и не только!) сервизы тяготели к как бы "детским" - с как бы "детскими" рисунками и с как бы "детской" формой. Конечно, это не так - это была просто стилизация, характерная именно для Советского фарфора того времени. На самом деле Советские скульпторы делали совершенно новые фасоны, и понимание этой новизны взгляда художника подчас приходит к потребителям тогда, когда художников на свете нет. Прямо по В.С. Высоцкому: "Не скажу о живых, а покойников мы бережём..." Сейчас такие сервизы будут отлично смотреться и в городе, и в загородном доме, и в музее, и в собрании коллекционера.

Впрочем, забота о детях была также отличительной чертой того времени. Открывались кружки при Домах и Дворцах пионеров, где совершенно бесплатно детей обучали чему угодно: управлению автомобилем, рисованию, лепке, игре на музыкальных инструментах, и пр., и пр. Забота о детях была настолько всепоглощающей, что новые разнеженные поколения, родившиеся в 1960-х и в 1970-х годах, к 1980-м и к 1990-м представляли из себя толпу инфантильных и меркантильных эгоистов, и этой толпой, как оказалось, было легко управлять через разговоры о свободе (самовыражения) и недооценки "обществом" их "великих" трудов. Сейчас подобные сентенции с плевками в сторону матери-Родины мы всё чаще слышим от артистов ("и нашим и вашим, и споём и спляшем") и от спортсменов, привыкших к безумным гонорарам непонятно за что. Такие за "просто так" и пальцем не пошевельнут ("но за деньги - да, за деньги - да, за деньги-да...").

Предметы сервиза "Городок", 1966. Автор росписи Борисов Н.М. Автор формы "Куропатка" (1961) - Кожин П.М. Изображения для коллажа взяты с сайта Госкаталог(точка)РФ.
Предметы сервиза "Городок", 1966. Автор росписи Борисов Н.М. Автор формы "Куропатка" (1961) - Кожин П.М. Изображения для коллажа взяты с сайта Госкаталог(точка)РФ.
Предметы чайного набора "Утро". Конец 1970-х. Предметы хранятся в Муниципальном учреждении культуры "Орехово-Зуевский городской историко-краеведческий музей".   Изображения для коллажа взяты с сайта Госкаталог(точка)РФ.
Предметы чайного набора "Утро". Конец 1970-х. Предметы хранятся в Муниципальном учреждении культуры "Орехово-Зуевский городской историко-краеведческий музей". Изображения для коллажа взяты с сайта Госкаталог(точка)РФ.
Предметы чайного сервиза "Тихая сосна", 1962. Автор формы Кожин П.М., автор росписи Шепелева-Кожина М.М. Роспись в виде стилизованных изображений домиков с красными крышами, розовых и зелёных лужаек с деревьями и голубой речки. Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы "Музей-усадьба "Кусково".  Изображения для коллажа взяты с сайта Госкаталог(точка)РФ.
Предметы чайного сервиза "Тихая сосна", 1962. Автор формы Кожин П.М., автор росписи Шепелева-Кожина М.М. Роспись в виде стилизованных изображений домиков с красными крышами, розовых и зелёных лужаек с деревьями и голубой речки. Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы "Музей-усадьба "Кусково". Изображения для коллажа взяты с сайта Госкаталог(точка)РФ.
Предметы кофейного сервиза "Золотая ромашка", 1969. Автор росписи Кожина (Шепелева) М.М (1916-1972). Предметы хранятся в Государственном бюджетном учреждении культуры "Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи". Изображения для коллажа взяты с сайта Госкаталог(точка)РФ.
Предметы кофейного сервиза "Золотая ромашка", 1969. Автор росписи Кожина (Шепелева) М.М (1916-1972). Предметы хранятся в Государственном бюджетном учреждении культуры "Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи". Изображения для коллажа взяты с сайта Госкаталог(точка)РФ.
Предметы чайного сервиза "Снегурушка", 1983 (??? - возможно, опечатка, год всё-таки 1963-й?). Форма "Лисий хвост" начала 1960-х. Предметы хранятся в Муниципальном учреждении культуры "Егорьевский историко-художественный музей".   Изображения для коллажа взяты с сайта Госкаталог(точка)РФ.
Предметы чайного сервиза "Снегурушка", 1983 (??? - возможно, опечатка, год всё-таки 1963-й?). Форма "Лисий хвост" начала 1960-х. Предметы хранятся в Муниципальном учреждении культуры "Егорьевский историко-художественный музей". Изображения для коллажа взяты с сайта Госкаталог(точка)РФ.
Предметы сервиза "Русская свадьба", 1960-е. Роспись - Кожина М.М. И всё же "Свадьба, свадьба в жизни только раз! Может, два, а может, три, но это не про нас!" Предметы находятся в Государственном бюджетном учреждении "Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой".   Изображения для коллажа взяты с сайта Госкаталог(точка)РФ.
Предметы сервиза "Русская свадьба", 1960-е. Роспись - Кожина М.М. И всё же "Свадьба, свадьба в жизни только раз! Может, два, а может, три, но это не про нас!" Предметы находятся в Государственном бюджетном учреждении "Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой". Изображения для коллажа взяты с сайта Госкаталог(точка)РФ.
Предметы чайного сервиза "Иней", 1960-е. Автор росписи - Яснецов В.К. Фарфор, подглазурная роспись трафаретом. Хваты на крышках корпусных предметов выполнены в виде стилизованной фигурки лесной птицы (куропатки). Форма "Куропатка" (видимо, первоначальный вариант). Предметы хранятся в Государственном бюджетном учреждение культуры Нижегородской области "Нижегородский государственный художественный музей".  Изображения для коллажа взяты с сайта Госкаталог(точка)РФ.
Предметы чайного сервиза "Иней", 1960-е. Автор росписи - Яснецов В.К. Фарфор, подглазурная роспись трафаретом. Хваты на крышках корпусных предметов выполнены в виде стилизованной фигурки лесной птицы (куропатки). Форма "Куропатка" (видимо, первоначальный вариант). Предметы хранятся в Государственном бюджетном учреждение культуры Нижегородской области "Нижегородский государственный художественный музей". Изображения для коллажа взяты с сайта Госкаталог(точка)РФ.

В Дулёво "своего" скульптора любили, посвящали ему панегирические статьи в местной многотиражке, и даже добрые карикатуры на него делали...

С 1962-го года Павел Михайлович совмещал собственно работу художника-скульптора с преподавательской деятельностью в МВХПУ ("Строгановке"). Скончался в 1975-м году в Москве. На Дулёвском фарфоровом заводе до сих пор выпускаются скульптуры П. М. Кожина.

В заключение спешу отметить, что в данной статье представлены изображения работ (опять-таки, далеко не всех!), сделанных мастером для Дулёвского завода. Сотрудничеству П.М. Кожина с заводом "ЗиК" (Конаково), для которого он сделал в разы больше скульптур, нежели для Дулёво, будет посвящена отдельная статья.

Благодарю всех, кто дочитал. Всех, кому интересен фарфор. Не как материал, не как, собственно, посуда, не как статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой, желаете подискутировать или оставить отзыв - подписывайтесь. Помощь каналу - карта Сбера 5469 3800 2742 6328.

P.S. Не забываем подписываться на группу "Порцелиновый фан" ВКонтакте https://vk.com/club221912172 .