"Своим" Павла Михайловича Кожина считают на нескольких предприятиях. В меньшей степени такое утверждение верно для Вербилок, в наибольшей, памятуя о том, что он с 1938-го года официально трудоустроился в качестве скульптора на Дулёвский завод, - к Дулёво. Если же считать по общему количеству созданных им произведений, вышедших в тираж, то Конаковский "ЗиК" опережает все остальные керамические предприятия, с которыми он сотрудничал, на две головы. Это были десятки и десятки скульптур. В эстетике также можно заметить его тяготение к майолике и фаянсу, и этом смысле его скульптуры в фарфоре кажутся немножко "корявыми" и статичными, зато в майолике - наиболее завершёнными. Как скульптор, Павел Михайлович был невероятно плодовит. Особенно плодотворными для него были 1950-е и 1960-е годы. В данной статье будет рассмотрены его произведения "дулёвского цикла".
Если верить Википедии, Кожин Павел Михайлович родился 4 января 1904 года в деревне Быковка Нижегородской губернии (затем - Марийская АССР). Первоначальное образование получил в местном сельском начальном училище, после 1917 года - в Нижегородской школе-коммуне, которую окончил в 1924-м году. Одновременно с обучением в школе состоял вольнослушателем Нижегородского художественного техникума. Затем отправился в Москву, где поступил на работу учеником-печатником в Первую Образцовую типографию. В 1926-м поступил во ВХУТЕИН (на базе ВХУТЕМАСа, Москва, Мясницкая, 21). Учился у И.М. Чайкова, ИС. Ефимова, В.Е. Татлина. "Теорию композиции" читал В.А. Фаворский. Одним из учителей живописи был П.В. Кузнецов, творчеству которого на канале была посвящена отдельная статья (здесь https://dzen.ru/media/id/616a8e08cfb5f23bf687e3de/kuznecov-pavel-varfolomeevich-18781968-646512c336f02f082405690a ).
Проходил производственную практику в первой художественно-керамической лаборатории, существовавшей при музее керамики в Москве (в Кусково). В 1931-м году был командирован на Дмитровский фарфоровый завод (Вербилки) в составе бригады художников.
В 1932-м-1933-м годах работал заведующим лабораторией НИИ художественной промышленности НКМП, в этот период им были выполнены работы в цветном стекле (табакерки "Горный баран" и "Всадник", 1932).
С довоенного периода П.М. Кожин зарекомендовал себя прежде всего как художник-анималист. Фигурки рыб, зверей и птиц он делал и для предприятия в Конаково, и для Дулёвского завода им. газеты "Правда". Но делал и композиции в плакатно-агитационной стилистике. Таковой стала композиция "Гражданская война" 1939-го года. Поскольку расписывал он большинство своих работ подглазурными солями, которые расплывались, создаётся ощущение "грубоватости" в росписи, характерной не для фарфора, а для майолики.
Фигурка Тукан создана в 1944-м году. Во всяком случае, об этом уверенно сообщается на сайте Госкаталог(точка)РФ. Похожую скульптуру в 1960-е годы П.М. Кожин создаст и для завода в Конаково ("ЗиК").
В 1940-е годы сразу после ВОВ скульптор возвращается к анималистической теме. В это время он создаёт статуэтки "Бизон", "Морж", "Мангуст", "Росомаха" и др.
Особняком стоит бюст И.В. Сталина. Стилистика, характерная для послевоенного времени: фарфор, бесцветная глазурь, минимальная позолота на постаменте, рельеф и т.д. Всё очень стандартно и очень непохоже на технику П.М. Кожина. Возможно, таковы были требования заказчика, а от такого предложения он вряд ли мог отказаться - игнорирование образа вождя вызывало бы подозрение у "компетентных органов".
Интерес представляют и композиции с людьми, созданные в те же годы. Роспись подглазурная - солями металлов.
С середины 1950-х у Кожина просыпается интерес к ваянию фантастических псевдоисторических существ - различных "завров", а также всяческой экзотичной живности.
В те же годы были созданы растиражированные, и потому, очень известные статуэтки: "Дары хозяйки Медной горы" (1950-е), "Речной окунь" (1950-е), "Карп" (1959-е), "Грач" ("Ворон", 1956), "Царевна-лебедь" (1949), "Иванушка на лебеде" (1950-е) и др.
Ещё одна "фестивальная" штучка - ваза. Конечно, с "голубями мира" (как же без них!). Напомню - летом 1957-го года в Москве прошло знаменательное событие, потрясшее тогда всю страну - VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов. СССР ради этого мероприятия посетили 34-е тысячи гостей из 131-й страны. Моссовет разработал специальную культурную программу, в которую вошли экскурсии по Москве, выставки, концерты, а также дискуссии в молодежных клубах по интересам. До того таких глобальных слётов страна не знала!
Некоторые произведения тех лет сделаны в виде керамических подставок для ламп - ночника и бра. Тут уже твёрдо можно сказать, что это - декоративно-ПРИКЛАДНОЕ искусство... Ничего удивительного в таком разветвлении интересов художника нет: П.М. Кожин также участвовал в декорировании известного ресторана "Арагви" (Москва, Тверская, 6), а также в украшении станции "Таганская"-кольцевая Московского метрополитена.
Редкая вещица тех же лет (вторая половина 1950-х, возможно, начало 1960-х) - пепельница с рельефным рисунком горностая в естественной среде обитания.
Ещё одна редкая вещь (прежде всего - по предназначению) - фарфоровая скульптура для декора фонтана.
От наиболее модной темы в искусстве "шестидесятых" - МИНИМАЛИЗМА - Кожин уйти не мог. В эти годы появляются его новые сильно стилизованные скульптуры. Наиболее характерные из них - "Баклан" и горельеф "Сокол с птенцами".
Фигурка "Играющая выдра" 1963-го года выполнена с более высокой степени приближения к пластике животного, чем это наблюдалось у художника прежде.
Работы, представленные в галерее ниже, как и "Играющая выдра", созданы в стилистике реализма, и по качеству работы вполне могут поспорить с такими знаменитыми анималистами ЛФЗ, как Б.Я. Воробьёв и И.И. Ризнич (каждому из них были посвящены статьи на канале).
Следующая статуэтка расписана яркими красками с богатой позолотой, при этом много внимания уделено деталям. Называется "Лось с корзинами". Удивительно, но до сего момента не знал, что лось может использоваться как домашнее животное. Это ж не верблюд! До сих пор сомневаюсь, и полагаю, что здесь фантазия автора зашла уж слишком далеко.
В "шестидесятые" художник проявил немалый интерес и к посуде - к выстраиванию архитектуры посудных ансамблей в новом ключе - ЛАКОНИКО-ФУТУРИЗМА. В отличие от Западного МИНИМАЛИЗМА в посуде, дулёвские (и не только!) сервизы тяготели к как бы "детским" - с как бы "детскими" рисунками и с как бы "детской" формой. Конечно, это не так - это была просто стилизация, характерная именно для Советского фарфора того времени. На самом деле Советские скульпторы делали совершенно новые фасоны, и понимание этой новизны взгляда художника подчас приходит к потребителям тогда, когда художников на свете нет. Прямо по В.С. Высоцкому: "Не скажу о живых, а покойников мы бережём..." Сейчас такие сервизы будут отлично смотреться и в городе, и в загородном доме, и в музее, и в собрании коллекционера.
Впрочем, забота о детях была также отличительной чертой того времени. Открывались кружки при Домах и Дворцах пионеров, где совершенно бесплатно детей обучали чему угодно: управлению автомобилем, рисованию, лепке, игре на музыкальных инструментах, и пр., и пр. Забота о детях была настолько всепоглощающей, что новые разнеженные поколения, родившиеся в 1960-х и в 1970-х годах, к 1980-м и к 1990-м представляли из себя толпу инфантильных и меркантильных эгоистов, и этой толпой, как оказалось, было легко управлять через разговоры о свободе (самовыражения) и недооценки "обществом" их "великих" трудов. Сейчас подобные сентенции с плевками в сторону матери-Родины мы всё чаще слышим от артистов ("и нашим и вашим, и споём и спляшем") и от спортсменов, привыкших к безумным гонорарам непонятно за что. Такие за "просто так" и пальцем не пошевельнут ("но за деньги - да, за деньги - да, за деньги-да...").
В Дулёво "своего" скульптора любили, посвящали ему панегирические статьи в местной многотиражке, и даже добрые карикатуры на него делали...
С 1962-го года Павел Михайлович совмещал собственно работу художника-скульптора с преподавательской деятельностью в МВХПУ ("Строгановке"). Скончался в 1975-м году в Москве. На Дулёвском фарфоровом заводе до сих пор выпускаются скульптуры П. М. Кожина.
В заключение спешу отметить, что в данной статье представлены изображения работ (опять-таки, далеко не всех!), сделанных мастером для Дулёвского завода. Сотрудничеству П.М. Кожина с заводом "ЗиК" (Конаково), для которого он сделал в разы больше скульптур, нежели для Дулёво, будет посвящена отдельная статья.
Благодарю всех, кто дочитал. Всех, кому интересен фарфор. Не как материал, не как, собственно, посуда, не как статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой, желаете подискутировать или оставить отзыв - подписывайтесь. Помощь каналу - карта Сбера 5469 3800 2742 6328.
P.S. Не забываем подписываться на группу "Порцелиновый фан" ВКонтакте https://vk.com/club221912172 .