Что делать, если ты троечник, сидящий в школе на последней парте и следящий пустым взглядом за тем, как стрелка часов медленно перемещается по кругу? Если в тебя уже не верят не только родители и учителя, но и ты сам?
- Ребята, кто из вас готов взять на себя обязательство окончить колледж с отличием? – спрашивает юная красавица Инэсса Венидиктова, обводя взглядом первокурсников. Вчерашние девятиклассники в ответ хохочут.
- Да какие из нас отличники, - отвечают парни.
- Нужно поставить цель, - отвечает преподаватель, которая на тот момент была младше некоторых своих студентов. – Если не будет цели, то ни к чему и не придёте. Может, тогда здесь есть те, кто планируют окончить колледж хорошистами?
На этот раз никто не засмеялся. Поднялась одна рука, вторая… Так набралась половина группа. Половина ребят из только что смеявшейся группы вдруг поверили в то, что они способны на нечто большее, чем им казалось до этого.
- Школы были рады избавиться от таких учеников, - вспоминает Инэсса Ивановна. – А мы их брали. И у нас они становились другими. Потому что у нас к ним другое отношение было. Мы общались с ними как с равными, оставаясь при этом их преподавателями. Родители студентов часто говорили: «Наш сын стал совсем другой». Да и сами ребята порой удивлялись тому, какими они, оказываются, могут быть. Но всё это лишь на словах звучит так просто. За всем этим стоял большой труд. В том числе мой. Потому что часто школьные преподаватели были не виноваты в том, что происходило с этими ребятами. Виновата была лень-матушка. Поэтому нужно было много работать с ними и их семьями. Но это того стоило. Для меня важно было выпустить их из колледжа не только профессионалами, но и людьми, которые уважают и ценят себя, и верят, что они могут достигать то, что им подчас кажется нереальным.
В обаятельного преподавателя сварки с точёной фигуркой и длинной светлой косой неминуемо влюблялись почти все студенты. И даже звали Инэссу замуж.
А вот в саму сварку влюблены были далеко не все студенты. Город маленький, выбор профессий скромный, а идти куда-то, покинув школу, нужно. Вот и шли ребята порой учиться тому, к чему душа на самом деле не лежала.
Но Инэсса Ивановна всегда говорила своим студентам: «Сварка – это кусок хлеба с маслом. Гарантия того, что ваша семья всегда будет обеспечена. Но вы можете не останавливаться на сварке. Можете получить среднее образование и профессию, а потом пойти дальше. Куда угодно». Она убедила родителей одного парнишки, считавших, что колледж - это непрестижно, отдать-таки сына в него. И они потом были благодарны ей за этот совет.
Многие студенты Инэссы Венидиктовой полюбили сварку и стали сварщиками. Но есть и те, кто выбрали впоследствии для себя другой путь. Среди взращенных Инэссой Ивановной ребят есть и военные, и артисты, и даже один гинеколог.
- Однажды я встретила одного своего студента, - делится Инэсса Ивановна. – И он рассказал, что стал айтишником, руководителем отдела. Он сказал мне: «Если бы не вы, я бы таким не стал». Я ему ответила, что он сам всего добился. А он сказал: «Нет, это вы меня вырастили. Я помню, каким пришел – затюканным троечником. Я точно знаю, что у меня ничего этого не получилось бы, если бы не вы». Эти его слова запали мне в душу.
Возможно, Инэсса Венидиктова не внушала своим студентам, что «давиться» теперь всю жизнь профессией не по вкусу – это неизбежность, необходимость, потому что сама однажды ощутила однажды всю глубину двух простых слов «не моё».
Когда-то она поступила в горно-металлургический техникум, считавшийся в то время на Урале очень серьезным учебным заведением. На одно место в этом техникуме претендовали по тридцать человек. Брали в основном отличников. Инэсса отличницей после восьмого класса не была, но вступительные экзамены сдала на высший балл. К тому же она была активисткой с прекрасной характеристикой. Так она прошла конкурс. Ей предстояло учиться на химика-аналитика. Но однажды она почувствовала то самое «не моё».
- После первого семестра я ушла, - рассказывает Инэсса Ивановна. – Буквально все взрослые, в том числе педагоги, соседи, пытались меня остановить. Но каждого человека в жизни цепляет что-то свое. Меня зацепила сварка. Грустно, когда человек всю жизнь занимается не тем, чем хочет. Мне повезло – я занималась и занимаюсь тем.
На момент побега из техникума о том, что такое сварка, Инэсса и знать не знала. Но она состояла в клубе собаководов, которым руководил мастер профессионального обучения из ГПТУ. Преподавал он сварку. Узнав о том, что Инэсса бросила техникум, он сказал ей: «Приходи ко мне».
- Зная, какой это замечательный человек, я доверилась ему, - вспоминает Инэсса Ивановна. – И мне сразу понравилась сварка. Первый шов, который я заварила, получился идеальным, ровным, будто нарисованным. Но это по большей части была случайность. Потом мне пришлось хорошо потрудиться, чтобы всему научиться. А вообще у девочек сварка всегда хорошо получается. И хоть женщин-сварщиц очень мало, сваривают они обычно так, будто вышивают по металлу – такими красивыми, ровными швами.
Инэсса Венидиктова в колледже была мастером производственного обучения. То есть она учила студентов практической части сварки. Теоретическим основам студентов поначалу обучал другой преподаватель. Но со временем теорию передали тоже в руки Инэссы Ивановной. Сначала только в ее группе, а потом и во всех других.
В те годы, когда Инэсса Венидиктова работала в колледже, ей присвоили звание Заслуженного учителя Якутии. Дело было во время одного из визитов тогдашнего президента республики Вячеслава Штырова.
А ведь когда-то она была восемнадцатилетней практиканткой, которой отслуживший в армии и имеющий опыт работы на производстве студент сказал: «Я не буду называть тебя Инэссой Ивановной». Но и из этой ситуации она сумела выйти достойно.
Практику наша героиня проходила на Урале. В Мирном (город в Якутии) первой группой, которая досталась Инэссе Венидиктовой, были второкурсники колледжа. Кто-то был на пару лет старше ее, кто-то – младше. Но уважали ее все одинаково сильно.
- О первой моей группе у меня сохранились только теплые воспоминания, - делится Инэсса Ивановна. – Первые это и есть первые. Конечно, не всё было идеально. Мальчишки все-таки. Всякое случалось. Но любые ситуации мы в итоге разрешали. Я всегда выстраивала со студентами строгие, деловые отношения. Не сюсюкалась с ними. И ребята вели себя соответственно. А место для тепла у нас было на мероприятиях, которые мы постоянно проводили в колледже.
Однажды, увидев, что студент совсем не занимается дома, Инэсса Ивановна оставила его после занятий. «Пока ты, Лёшка, этот материал не поймёшь, домой не пойдем», - сказала она. Для преподавателя было важно, чтобы студент именно понял изучаемое, а не зазубрил от сих до сих. Был вечер, дома преподавателя ждали двое детей. А она всё сидела над студентом Лёшкой. Тот же только вздыхал. «Давай вместе разбираться», - сказала ему Инэсса Ивановна. «Не могу я разобраться! Вы со мной так поступаете, потому что я не ваш любимчик», - выпалил тот. Услышав это, преподаватель не смогла сдержать слез. Потому что она любила всех своих студентов одинаково. Всей душой. Отличников, троечников, прилежных учеников, задир, хулиганов. И Лёшку этого любила. Всех. Инэсса Ивановна по сей день помнит имена и фамилии почти всех своих студентов. И бережно хранит групповые фотографии.
Еще одна вещь, которой Инэсса Венидиктова старалась научить своих ребят – это работа в коллективе. Чтоб умели подставлять плечо товарищам. А еще, чтоб умели подчиняться и руководить. Для этого преподаватель по очереди назначала каждого из группы «бригадиром». Придя однажды на занятия, Инэсса Ивановна увидела одного из студентов в белой рубашке. Такой стиль этому парню был не свойственен, поэтому преподаватель уж было решила, что пропустила его День рождения (именинников было принято поздравлять коллективно), но оказалось, что студент так ответственно подошёл к своему «бригадирству». Он даже признался Инэссе Ивановне, что не спал накануне от волнения всю ночь.
Наша героиня любила колледж, его дружный коллектив и, конечно, учеников. С последними, покинув спустя три десятка лет работы колледж, Инэссе Ивановне прощаться не пришлось. Ведь ушла она недалеко – в учебно-курсовой комбинат. Туда на повышение разрядов приходили ее повзрослевшие ученики.
Сегодня Инэсса Венидиктова – методист Корпоративного университета алмазодобывающей компании. Учебные программы, над которыми сейчас Инэсса Ивановна работает в Корпоративном университете, касаются не только сварки, а любых технических специальностей, в которых нуждается компания. Работа рутинная, кропотливая, требующая погружения с головой. И Инэсса Ивановна погружается, не считаясь с личными временем. Разве что на лето она дала себе обещание чаще бывать на солнышке. Впрочем, рабочие мысли все равно часто крутятся в голове в неположенное время, в том числе перед сном.
А ещё Инэсса Ивановна активно делится опытом с другими преподавателями.У неё есть не только техническое, но и педагогическое образование. Некоторые из студентов Инэссы Венидиктовой работают сейчас там же – в Корпоративном университете. Порой Инэсса Ивановна замечает, что они говорят ее словами. И гордится тем, что смогла стать для них примером.