Мы продолжаем рассматривать живопись эпохи Средневековья. По сравнению с предыдущим периодом Средневековое искусство кажется более скованным религиозной догмой, однако оно принесло новое восприятие мира. Если в Античное время внимание уделялось, прежде всего, красоте физической, то в Средние века большое значение приобретает духовная красота. И после Каролингского периода наступил Романский стиль живописи (X-XII вв.).
Романский стиль (от лат. romanus — римский) — художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в X-XII веках (в ряде мест — и в XIII в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства.
В изобразительном искусстве наибольшее развитие получила живопись. Отныне чётко выделялось несколько направлений и способов написания картин. Романский период высокого средневековья был охарактеризован слабым развитием живописи. Этому виду искусства отводилась роль малярства, то есть вспомогательной обработке стен храмов. Но к началу тринадцатого века отношение к художникам изменилось. Во Франции создавались ордена живописцев. Они разукрашивали престолы в храмах и создавали панно, фрески, иконы.
Художники занялись систематизацией своих умений. Появились новые приёмы. Например, понятие глубины и перспективы. Придание объектам объёмности и реальности стало самой сложной задачей для средневековых мастеров. В полной мере овладеть навыком глубины им так и не удалось. Это способствовало созданию общепринятого стиля, который позже назовут готическим. Живопись и иконопись постепенно вытесняли фрески. Этот вид искусства был крайне трудным и долгим. Кроме того, на создание одной небольшой фрески требовались значительные ресурсы. И многие, исповедующие смиренность и жизнь в нищете, ордены просто не могли себе такого позволить.
Романское искусство формировалось в сложное время, когда Западная Европа распалась на мелкие феодальные государства, враждовавшие между собой. На территории бывшего Франкского государства начали формироваться нации: французы, итальянцы, немцы. Слабо развиты были ремесло и торговля — все необходимое для жизни изготовлялось в феодальных усадьбах или в крестьянских домах.
Большую роль в развитии искусства сыграли крестовые походы, которые познакомили народы Западной Европы с культурными традициями арабского Востока.
Немногие западноевропейские церкви смогли сохранить фрески того времени, хотя настенная живопись была очень популярна. Росписями украшалось почти все внутреннее пространство храма, даже оконные стекла (витражи).
Витражная живопись сочетала две основные техники: роспись по наборному цветному стеклу и роспись гризайль — по бесцветному стеклу красками темных тонов, в основном серой и черной. Для скрепления отдельных частей использовали свинцовые перегородки.
Росписи, украшавшие стены храмов, теперь кажутся нам наивными и примитивными. В изображениях отсутствуют объемы, светотеневая моделировка. Живопись подчинялась исключительно религиозной тематике и имела свои характерные особенности: она была условна, стилизованна и аллегорична. Неправильные пропорции человеческих фигур, неестественные складки одежды, отсутствие перспективы — все это следствие мироощущения, царившего в ту эпоху.
Сюжеты росписей, изображавших в основном библейские события Ветхого и Нового Завета, носили поучительный характер. Церковь ставила перед живописью задачу — привлечь городское и сельское население в храм. С целью устрашения грешной паствы художники создавали всевозможных чудовищ и ужасных, не существующих в реальности животных. Нечистая сила в образе чертей, свиней и сирен глядела на прихожан со стен церквей.
Ярким примером романской монументальной живописи являются многочисленные фрески, обнаруженные в храмах Франции под более поздними слоями росписей. Французскую фресковую живопись романской эпохи можно разделить на два основных направления, названные Школой светлых фонов и Школой синих фонов. Первая характерна для центральных и западных районов страны, вторая была распространена на юго-востоке Франции и в Бургундии и отражала влияние искусства Византии.
Представление о живописи Школы светлых фонов дают нам фрески церкви Сен-Савен сюр Гартан в Пуату, дошедшие до нас почти в первозданном виде. Несмотря на отсутствие объемов и перспективы, эти росписи отличаются динамикой и большой выразительностью. Замечательна «Битва архангела Михаила с драконом». Хотя фигуры выглядят несколько неестественно, стремительность движений всадников и их вдохновенные лица говорят о скорой победе над ужасным чудовищем. Не обладая многими умениями, свойственными художникам более позднего времени, живописец, исполнивший эту фреску, сумел донести до современников и далеких потомков идеалы добра и справедливости, ради которых он и создавал свое произведение.
Говоря о романской живописи, невозможно обойти вниманием знаменитый ковер из собора в Байё, выполненный по живописным картонам около 1120 г. На льняном полотне длиной почти семьдесят метров изображены сцены похода Вильгельма Завоевателя в Англию. Ковер настолько точно и правдиво рассказывает о событиях, снаряжении, одежде и оружии того времени, что по нему можно изучать историю. В то же время это произведение имеет и чисто декоративные элементы — по краям изображение обрамляет орнамент. Поражает раскраска фигур воинов и коней: мастер представил их зелеными, синими, розовыми. Как и у большинства фресок романской эпохи, композиция ковра линейно-плоскостная.
Яркие представители Романского периода живописи - это итальянский фрескист Берлингьеро Берлингьери (ок. 1175 - 1235/1236) и испанский Мастер из Тауля (XII век). Время их активности приходится на самый расцвет романского искусства - тот период, когда установленные каноны успели закрепиться и получить дальнейшее развитие. И каждый из этих живописцев является представителем страны, испытавшей влияние других традиций. Италия практически на протяжении всего тысячелетия была раздираема междоусобицами и вторжениями иноземных завоевателей. Испания тоже пережила нашествие - нашествие мавров.
Наиболее сильное влияние на европейское искусство оказала Византия. Эта держава стала прямой преемницей культурного наследия Древнего Мира. Однако византийское искусство преодолело непростой этап иконоборчества, когда запрещалось изображение Бога в человеческом образе: это приравнивалось к замене живого Бога рукотворным кумиром, а потому почиталось как богохульство. К XII веку иконоборчество почти сошло на нет, преследования художников-иконописцев прекратились, однако иконоборчество повлекло за собой жёсткие художественные ограничения. Главной особенностью византийской школы надолго становится условность и символичность образов.
Диапазон тем, пришедших в романскую живопись из византийского канона, не отличался широтой. В основном, это были сюжеты из Нового и Ветхого Завета. В «Распятии» из Лукки Берлингьери использует сюжет Христа-Триумфатора. Здесь Христос кажется живым. Тело его распрямлено, глаза направлены на зрителя, лицо бесстрастно, как у человека, который, победив смерть, больше не испытывает боли и страданий. Образ воплощает в себе Божественное начало, которое торжествует над смертью. Это один из распространённых сюжетов, позаимствованных в византийской живописи.
Человеческие фигуры «Распятия» подчинены строгой иерархии. Фигура Христа крупнее прочих: таким образом выделяется главный персонаж действа. Художник не стремится к анатомической точности - головы действующих лиц несоразмерно велики.
Так отразились в искусстве отголоски уходящего иконоборчества. Кроме того, персонажи лишены движения, что делает образы незыблемыми и вечными.
Границы мандорлы напоминают арабеску - это уже прямое заимствование из традиции мусульманской. Усиливает эффект и полоса с растительным узором.
Другое заимствование из арабской традиции - асимметрия и динамика композиции. Эта черта противоречит византийскому канону. Асимметрия композиции заметна, если посмотреть на четырёх евангелистов вокруг Христа. Художник представляет апостолов в движении и позволяет зрителю увидеть лишь одну сторону их лиц. Определённая вольность допускается при изображении второстепенного персонажа - Лазаря. Его поза явно не соответствует строгим религиозным предписаниям Византии. Близки к мусульманской традиции и складки одеяний: византийский канон делал их параллельными, не согласуясь с естественной позой или жестом. Складки, нарисованные Мастером из Тауля, хоть и в общих чертах, но передают пластику человеческого тела.
От арабской стилистики следует отличать мосарабскую. Её черты также прослеживаются в росписи Сан Клементе. Мосарабы - это христиане, оказавшиеся под властью мусульман. Средневековые арабы не истребляли иноверцев и не разрушали все культовые сооружения, но запрещали строительство новых. Художникам захваченных территорий предписывались определённые запреты: среди всего прочего запрет на воспроизведение людей и других живых существ. Мосарабские мастера вынуждены были искать те изобразительные методы, которые позволяли бы им передать суть божественной идеи, не вступая, при этом, в резкие противоречия с завоевателями. Это проявилось в контурах нарисованных фигур - более чётких, чем в византийских канонах. Таким образом, сами персонажи становятся более плоскостными, приобретая условность и декоративность.
С помощью красок и чётких контуров художник акцентирует лик Христа и, прежде всего, глаза. Линии открытых бровей соединяются с переносицей, которая приводит зрителя к губам, подчёркнутых опущенными вниз усами, а узор бороды заканчивается шеей.
Помимо фресок широкое распространение получила в романскую эпоху книжная миниатюра, отличавшаяся пышностью и красочностью. В монастырях имелись специальные мастерские – скриптории, где переписывались и украшались манускрипты. Книжная миниатюра того периода стремилась к повествовательности. Изображение, как и текст, делилось на абзацы – визуальные единицы рассказа. Впрочем, были иллюстрации, носившие самостоятельный характер и отражавшие суть повествования. Или же художники вписывали текст в строгие геометрические фигуры рисунка. Большим разнообразием отличались миниатюры, которыми иллюстрировали исторические хроники.
Романская живопись в разных странах:
В Италии
Период романского искусства в Италии длился несколько дольше, чем в других странах. Быстрое развитие направления можно связать прямыми контактами с Востоком. Продолжительность обусловлена тем, что романское искусство было заключено в руках старых и известных мастеров, таких как Дуччо ди Буонинсенья, Чимабуэ и Джотто ди Бондоне, продолжавших создавать свои работы с приходом готического периода.
Во Франции
Французская живопись Средних веков была менее подвержена византийскому влиянию, чем, например, Италия и Испания. Как правило, художники этой страны придерживались традиций Каролингского возрождения.
В Испании
Нигде не найти такого обилия романской живописи, предвещающей начало готического периода, как в Испании и одном из ее регионов — Каталонии. Иконографические темы церквей и алтарей главным образом сосредотачивались на представлении Христа и Богородицы.
В Англии
Трудно дать общее представление о романской живописи Англии, так как о ней известно, по большей части, из иллюстрированных рукописей. Многие фрески, картины и другие объекты искусства до наших дней не дошли, хотя, несомненно, могли помочь в формировании оценки направления.
В Германии и Австрии
Изобразительное искусство Германии и Австрии между девятым и одиннадцатым столетием представляет собой сложную смесь романской и более ранней средневековой живописи, а почти полное исчезновение и потеря произведений искусства также добавляют сложность в анализ.
В Венгрии и Чехии
Исторически сложилось, что эти страны сыграли важную роль в развитии романского искусства. Архитектура и живопись Венгрии и Чехии отражают идеи направления и обладают ярко выраженным восточным влиянием.
А теперь вопрос на сообразительность.. Оставьте ваши догадки в комментариях. Не стесняйтесь предположить свою версию :)
В комментариях будет опубликован ответ.
В Средневековье люди не придавали большого значения развитию зоопарков, телевидения и урокам природоведения. А художники, которые львов и орлов ни разу не видели, изображали животных по рассказам очевидцев и по своему представлению.
Сейчас вы увидите часть изображения, на котором старинный живописец изобразил животное так, как его себе представлял. Здесь нет мифического существа, животное реальное, которое и сейчас водится в природе. Ваша задача — понять, кто на рисунке.
Надеемся, тест внесет нотку новизны в ваши ночные кошмары.
Вопрос: Какое животное изображено на картине Средневекового художника?
Не стесняйтесь оставить свой ответ в комментариях! :)
Подписывайтесь на наш канал Farfallino Art!
Лайки помогают развитию канала!