У Вари гостила бабушка. А когда она уехала, то оставила внучке в подарок скатерть-самобранку. Специальную детскую. От взрослой она отличалась тем, что на ней появлялись одни только сладости. Какие пожелаешь, такие и появятся. Но только один раз в день, на полдник. А то если есть сладкого слишком много, то будут болеть зубы.
И Варя созвала всех друзей к себе. Пришли и Егор, и Рина, и Василиса, и Сема. Ребята уселись вокруг стола и начали заказывать себе угощения. Егор и Василиса пожелали мороженое, Рина – шоколад с орехами, Варя – мармелад и зефир, а Сема – гору разных конфет. Как только друзья произнесли свои пожелания, перед ними тут же появились красивые цветные тарелочки. А на каждой тарелочке лежало угощение. Перед Егором и Василисой – мороженое. Только у Егора - шоколадное, а у Василисы – клубничное. Перед Риной появилась тарелочка с огромной плиткой шоколада с орехами, перед Варей – с зефиром и мармеладом, а перед Семой – с конфетами.
Все были очень довольны, кроме Семы. Он ворчал, что конфет в его тарелке мало.
-И вообще… Я люблю «Маску», а таких конфет здесь нет. – пробурчал Сема.
-Ну, так надо было говорить, что хочешь «Маску». – ответил ему Егор.
-Ладно, в следующий раз скажу.
Сема вздохнул и начал есть те конфеты, которые ему поднесла скатерть.
Вскоре все съели угощения и сказали Варе: «Спасибо». А потом поднялись из-за стола и побежали на улицу запускать воздушного змея.
На следующий день все снова собрались у Вари. Друзья вновь уселись за стол, каждый перед своей тарелкой. Правда, все тарелки сегодня были грязными, так как вчера их никто не помыл.
Ребята снова заказали угощения, но на этот раз ничего не появилось. Они попробовали еще раз, но снова ничего не вышло. Все удивились и расстроились.
-Может, она того… сломалась? – предположил Сема.
-Не знаю. – ответила Варя.
Все молчали. Егор отковыривал лапкой с тарелки засохшие остатки вчерашнего мороженого. И тут он внезапно понял, в чем дело:
-Варя, мы, наверное, что-то не так делаем. Вспомни точно, что делала твоя бабушка, когда угощала тебя.
Варя задумалась. Она наморщила лоб и закатила глаза в потолок.
-Так. Значит, она говорила: «Банановый десерт», и он появлялся. В тарелке.
-А на следующий день? Бабушка ведь тебя угощала каждый день, пока гостила? – спросил Егор.
-Да. А назавтра она сказала: «Яблочный десерт», и он опять появился. В тарелке.
-В той же тарелке? – уточнил Егор.
-Да. Только в чистой. Ее бабушка помыла.
-Точно! Надо помыть посуду! – шлепнула себя по лбу ладошкой Василиса.
Варя поднялась, собрала все тарелки и пошла отмывать. Бабушка ее учила, что хорошая хозяйка всегда должна убирать за своими гостями. А Варя очень хотела быть хорошей хозяйкой. И она принялась оттирать от посуды засохшие остатки вчерашнего угощения. Это было непросто. Крошки никак не хотели смываться. И еще Сема все время заглядывал ей через плечо и кричал:
-Ну, чего ты там возишься?! Давай быстрее!
Кое-как Варя справилась с посудой и пригласила друзей за стол. На этот раз все получилось. На чистых тарелках появились сладости. Друзья поели, встали из-за стола и побежали на речку купаться. Одна Варя осталась дома мыть посуду. Она ведь хотела быть хорошей хозяйкой, как ее учила бабушка.
На другой день все опять пришли в гости к Варе. Опять поели из чистых тарелок, Сказали: «Спасибо», и убежали на луг ловить бабочек. А Варя снова осталась дома мыть посуду.
Через четыре дня терпение у Вари закончилось, и она отправилась за советом к Мудрому Ворону. Но Мудрый Ворон спал так крепко, что Варя не смогла его разбудить. Она и кричала, и хлопала в ладоши, и даже била по сосне большой палкой. Однако все было бесполезно. Ворон спал.
Варя немного подумала и отправилась за советом к двоюродной сестре бабушки. К Русалке. Конечно, тетя Русалка была не такой мудрой, как Ворон, но она была уже взрослой и тоже знала очень много.
Варя пришла к небольшому пруду, в котором жила тетя Русалка. Варя встала на краю пруда и стала кидать в воду маленькие камушки. Когда она кинула три камушка, из пруда выплыла тетя Русалка. Она села на берегу, а хвост оставила в воде.
Тетя Русалка была необычно красивой. У нее были длинные волосы, белая кожа и огромные зеленые глаз, которые она все время прищуривала. Варя подумала, что когда она вырастет, то непременно станет такой же прекрасной, как двоюродная тетя.
Русалка ласково улыбнулась Варе и спросила, что случилось. И Варя рассказала тете про скатерть, про друзей и про грязную посуду. Тетя прищурилась и сказала:
-Варечка, это неправильно. Едят все, а посуду моешь ты одна. Твои друзья просто не думают об этом. Ты должна им сказать. Пусть каждый после полдника моет за собой свою тарелку. Или мойте посуду по очереди: день - один, второй день - другой.
-Ага, а если они так не захотят?
Тетя Русалка прищурила зеленые глаза и хитро улыбнулась:
-А ты тогда подари скатерть-самобранку кому-нибудь из друзей.
-Подарить?! – удивилась Варя.
-Да, подари. И увидишь, что будет.
-Меня бабушка будет ругать. Это же ее подарок. – забеспокоилась Варя.
-Ничего, я с твоей бабушкой сама поговорю.
-Спасибо, тетя Русалка. – поблагодарила Варя за совет и побежала домой.
А дома у Вари уже собрались друзья. Они все пришли на полдник есть сладости. Варя выставила на стол чистые тарелки, а после полдника сказала ребятам:
-Давайте мыть посуду по-очереди. Или пусть каждый моет свою тарелку. Хорошо?
Все молчали. Егор ковырял ложкой в пустой тарелке, Сема болтал ногами, Варя теребила кисточки на скатерти. Даже Василиса не отвечала. Она хоть и была умной и воспитанной девочкой, но тоже страшно не любила мыть посуду.
-Я не могу. – заговорил Сема, - Я того… устал сильно. Я спать пошел.
Сема широко раскрыл рот, как будто зевает, а потом быстро убежал.
-У меня лапки короткие, мне неудобно мыть посуду. – сказал Егор и умчался за Семой.
-А мне надо морковку прополоть. – сказала Василиса.
-А я ей помогу пропалывать. – соврала Рина. Она хоть и была лучшей подругой Вари, однако посуду мыть тоже ненавидела. И девочки убежали.
На другой день утром Варя пришла к Семе со свернутой скатертью и стопкой цветных тарелок.
-Бери, я тебе ее дарю. – сказала она, положила все на стол и убежала.
Сема даже не успел сказать: «Спасибо». Он только озадаченно почесал затылок.
После обеда все собрались у Семы. Поели и убежали на речку ловить рыбу. Сема тоже убежал вместе со всеми. Они рыбачили до позднего вечера. Лишь когда на небе загорелись первые звезды, все разошлись по домам. Сема тоже пришел домой и нашел там целую гору грязной посуды. Ему хотелось спать, но он знал, что назавтра отмыть тарелки будет еще труднее. И он принялся мыть посуду.
На следующий день все повторилось. И на третий день тоже. А на четвертый день терпение Семы лопнуло. Он взял под мышку скатерть-самобранку и тарелки и отправился к Егору. Он нашел друга на полянке у дома.
-Егор, я дарю тебе скатерть! – сказал Сема и протянул ее другу.
Однако Егор почему-то не стал брать подарок. У него ведь было три умных головы. Он сразу понял, что если возьмет скатерть, то посуду придется за всеми мыть ему.
-Нет, Сема, я ее не возьму.
-Егор, ты мне друг?
-Конечно!
-Лучший?
-Лучше не бывает!
-Тогда бери!
Сема попытался вручить скатерть дракончику. Но Егор увернулся от него и сказал:
-Сема, разумеется, ты мой самый лучший друг, но я тоже страшно не люблю мыть посуду.
И Егор побежал от Семы. А Сема со скатертью и тарелками за ним. Так они бегали-бегали, пока не врезались в Варю. Она играла на лужайке в куклы с Василисой и Риной. Сначала в Варю врезался Егор, а потом Сема.
-Варя, забери, пожалуйста, скатерть назад! Я обещаю, что сам буду мыть за собой тарелку. Честно-честно! – попросил Сема.
-Да, Варя, и я тоже обещаю мыть за собой посуду. Правда! Забери, а? – поддержал друга Егор.
-И мы тоже! – сказали Василиса и Рина.
-Хорошо, давайте. Но помните – вы все обещали. – согласилась Варя.
Она взяла скатерть-самобранку и прищурила глаза. Точь-в-точь как тетя Русалка.