Острова залива Петра Великого – изюминка приморской столицы. Неповторимые пейзажи первозданной природы, птичьи базары, лежбища морских львов, места обитания краснокнижных ларг, царские маяки, бывшие золотые прииски и батареи Владивостокской крепости. Так много секретов хранят морские земли Владивостока, и так мало возможностей туда попасть.
Острова труднодоступны не только для туристов, но и для местных жителей. С большой землёй мостом и дорогой связан только один самый большой остров – Русский. Его инфраструктуру постепенно приводят в порядок – асфальтируют дороги, обустраивают пляжи и другие общественные зоны. Интересно, что в генеральном плане Владивостока 2008 года, утверждённом Думой города, описано, как должны были развиваться островные территории. Например, Русский остров планировали связать с материком двумя мостами - одним с полуострова Шкота на о. Елены, другим - с полуострова Назимова на мыс Новосильцева. И создать стабильную, не зависящую от погодных условий, дорожную сеть:
«Через бухту Новик, глубоко рассекающую остров Русский, предусматривается строительство двух мостов с п-ова Саперный (на пос. Шигино и на пос. Экипажный). Над устьем речки Воеводиха предусматривается строительство путепровода магистрали городского значения.
С острова Русский (мыс Рогозина) на остров Попова (мыс Дарагана) через несудоходный пролив Старка предусматривается строительство низководного автодорожного моста.
С острова Попова (мыс Ликандера) на остров Рейнеке через несудоходный мелководный пролив предусматривается строительство пешеходного моста с возможностью проезда по нему микроавтобусов, микрогрузовиков и карет скорой помощи.
Автовокзалы на острове Русский разместятся в районе п. Подножье, п. Поспелово. Вокзалы морских прибрежных сообщений располагаются на острове Русский в районе п. Подножье, п. Поспелова, в бухте Воевода. Порты для туристических судов организуются в бухте Поспелово, бухте Парис, а также в бухте у островов Лаврова и Энгельма, где будет расположена крупная стоянка для маломерных судов и яхт. Канатные дороги доставят туристов на наиболее привлекательные видовые точки острова Русский», - говорится в документе.
Прошло 15 лет, но никаких мостов между островами мы не видим. Автовокзалы, порты, вокзалы прибрежных сообщений и канатные дороги могут только сниться.
На остров Попова можно попасть на барже с Русского острова или с морского вокзала Владивостока на катамаране «Москва», который также ходит на Рейнеке. На другие острова (их около 36 штук) добираются только на катере или лодке.
Тем не менее, труднодоступные острова не перестают привлекать путешественников. Кроме красивейших пейзажей они обладают интересной историей.
Попова и Рейнеке
Острова Попова и Рейнеке в конце 19 века были населены русскими, китайцами и корейцами, а в период Февральской революции оба острова служили местом ссылки недовольных государственной политикой.
В 1926 году на острове Попова Русское Географическое общество открыло на зоологический питомник, целью которого стало разведение норки, голубых песцов, серебристо-черных лисиц и пятнистых оленей. Затем здесь открыли зверосовхоз и рыбозавод. В 1970-х появились научные подразделения ТИНРО, ДВО РАН и Морского заповедника.
Сейчас никаких предприятий на островах нет, былое величие ржавеет под натиском туманов, ветров и тайфунов. Пирс в бухте Западной, где располагается основная часть посёлка на острове Попова и откуда ранее осуществлялась паромная переплава автомобилей, всё ещё ждёт ремонта…
Аскольд – царские маяки, золото и пятнистые олени
Золотые прииски на Аскольде (тогда Луфу) обнаружили ещё в середине 19 века китайские рыбаки. Затем началось строительство маяков и наблюдательного поста Владивостокской крепости. Именно маяки – «старый» царский (1879-1881 гг.) и «новый» 1917 года больше всего привлекают туристов.
Пятнистых оленей здесь разводил Михаил Янковский в 1874 – 1879 годах. Браконьерские вылазки хунхузов и манз сильно сокращали их численность, тем не менее, благородные животные до сих пор живут на острове и иногда попадаются на глаза гостям.
Конечно, не остаётся без внимания башенная батарея, птичий базар и прекрасные бухты.
Путятин
Внук декабриста Бестужева Алексей Старцев поселился на острове в 1891 году и основал здесь родовое имение. Талантливый предприниматель посадил фруктовые сады, создал шелковичную и табачную плантации, построил фарфоровый и кирпичный заводы, чугунолитейные мастерские, фермерское хозяйство и конный завод.
Как хотелось бы увидеть остров именно таким, но время стёрло почти все труды Старцева. Неизменной осталась только природа: песчаные и каменистые пляжи, лотосовые озёра, скалы с фантастическим видом и названием – Дракон, Слон, Петух и кекуры Пять пальцев.
Территориально Путятин относится к ЗАТО Фокино, но Владивосток часто приезжает сюда на отдых. Транспортного сообщения с Владивостоком нет. Сейчас есть только катер, который переправляет жителей с острова в посёлок Дунай. Зимой 2023 года остров оказался в транспортной блокаде, так как старый изношенный плашкоут отправился в ремонт и остался там дольше указаных сроков. Замену ему найти не смогли и случилась трагедия, унесшая жизнь молодой женщины. Островитяне обратились к президенту, и в ситуации стал разбираться глава центрального СК России Александр Бастрыкин. Администрация ЗАТО Фокино стала фигурантом уголовного дела о халатности. Новую баржу для круглогодичного обслуживания Путятина начали строить в агусте на Ливадийской верфи. Примерный срок сдачи судна - через 2 года.
Рикорда
Самый большой необитаемый остров архипелага Императрицы Евгении в заливе Петра Великого. По словам археологов, постоянное население на Рикорда всё же было. Правда, очень давно - примерно в X-VIII— V веках до н. э. Антропологами ДВО РАН в 2014-2016 годах на острове был открыт памятник Рикорда-4 (поселение людей янковской археологической культуры), который свидетельствует о круглогодичном проживании здесь от 60 до 150 человек.
Погибшие танки острова Желтухина
Долгое время остров был без присмотра, а в советское время стал территорией военных – его использовали для стрельб из корабельных орудий. Для этого в 80-х годах на остров доставили шесть старых танков Т-34-85. Они достойно выдержали натиск стихии, времени, военных учений и простояли на Желтухина до 2017 года. Затем с разрешения командования ТОФ их стали постепенно вывозить с острова для реставрации, а некоторые даже хотели восстановить, но реализовать грандиозные планы не получилось.
Частичка острова Русский - искусственный остров Елены
Остров Елены создали в 1897 году, когда началось строительство будущего судоходного канала. Постепенно островом стали заниматься военные и здесь появились четыре береговые батареи, вооружённые 8-ми, 9-ти и 11-дюймовыми пушками и мортирами. Позже в 1930 году на острове появилась радиотехническая часть. Она существовала до 1986 года, после чего остров стал заброшенным, но гражданским нельзя было попасть на него ещё 10 лет – до 1996 года. С этого момента тут появилась метеостанция.
Сейчас остров Елены попадает под территорию реновации одного из районов Владивостока. Изначально на нём планировали построить ВКАД, а теперь в проектах появились ещё и жилые дома. Только непонятно, как будут вести грандиозные стройки, если на острове остались сооружения Владивостокской крепости, которые являются объектами культурного наследия и подлежат сохранению.
Такие необычные истории хранят острова Владивостока, такие прекрасные виды открывают их побережья и бухты. Суждено ли сбыться проектам, описанным в генеральном плане 2008 года, где все острова соединены мостами, на них построены надёжные дороги, пирсы, морские вокзалы, набережные и видовые площадки? Вероятно, остаётся только мечтать.
Ранее редакция DEITA.RU описывала всё, что хотят реализовать на острове Русский. Диснейленд, аквапарк, гостиницы, новый порт, инновационно-культурный центр, жилые микрорайоны и многое другое планируют строить на Русском в скором будущем.
Входит ли Русский и другие острова в мастер-план Владивостока, пока неясно. Вероятно, широкая общественность узнает об этом только на ВЭФ, во время презентации плана президенту России Владимиру Путину.
Информационное агентство DEITA.RU запустило собственный спецпроект «Мастер-план Владивостока»: 12 глав – 12 сфер жизни, важных для каждого жителя. Какая реновация ждёт Владивосток, поможет ли она решить старые проблемы города, как решить проблему пробок, точечной застройки, отсутствия парковочных зон и парков – говорим с экспертами, представителями власти и, конечно, жителями города, собираем образ будущего.