Паромы на Балтийскую косу отходят каждые два часа, преодолевая расстояние в 700 метров за десять минут. Можно использовать для этого и катер-такси, заплатив чуть больше, но не привязывая себя ко времени. Я же отправился на пароме с интересным названием «Вистула». Отплытие задержали минут на 15. Было много машин, что и явилось причиной задержки.
С воды береговая линия удаляющегося Балтийска смотрелась совсем иначе, впрочем, в этом нет ничего удивительного.
Оказавшись на косе, я отделился от основной группы, которая направилась в сторону форта Западный, и пошёл строго налево, где когда-то находился немецкий аэродром Нойтиф. Он был построен в 1939 году и по сути представлял собой полноценную структуру, в состав которой входили обычные колёсные самолёты и гидросамолёты, ремонтные мастерские и казармы для пилотов и техников. Как ни странно, несмотря на ожесточённые бои на косе, сам аэродром пострадал незначительно. После войны он достался СССР практически в целом состоянии и использовался гидроавиацией и истребителями, затем был реконструирован, и здесь базировалась противолодочная авиация. В 1995 году воинские части гарнизона были выведены, аэродром брошен и пребывает в этом бесхозном состоянии до сих пор.
За те пятнадцать минут, которые заняла дорога, мне несколько раз попадались памятные знаки и братские могилы как грустное подтверждение тяжелых боев в этих местах в последние дни войны.
По тем ангарным конструкциям, которые предстали моему взору, можно было представить, насколько капитально здесь всё было организовано много-много лет тому назад.
Береговая линия с этой стороны косы оказалась сильно изрезанной и слегка заболоченной. То тут, то там стояли мёртвые лодки и небольшие катера, добавляя ощущение заброшенности этому месту.
Я направился в сторону взлётно-посадочной полосы, чтобы, пройдя по ней, развернуться и отправиться в обратный путь.
К сожалению, с Интернетом были проблемы, и я не мог толком сориентироваться на местности. Путь к ВПП оказался куда более долгим, чем я предполагал.
В самом её начале меня поджидал неожиданный приятный сюрприз в виде нескольких красивых беззаботно пасущихся лошадей.
Не могу точно назвать длину самой взлетно-посадочной полосы (думаю, километра четыре), но шёл я долго, до упора, после чего свернул налево и вышел к морю.
Несмотря на то что день был рабочим, на берегу, в тени деревьев и кустарников, было много автотуристов, которые, если судить по палаткам, приехали сюда не на несколько часов.
Я шёл по небольшой улице, пока не наткнулся на щит с грозным предупреждением о том, что далее начинается запретная зона. Обида нахлынула не меня.
Я огляделся. Неподалёку от меня группа ребят с помощью автокрана выгружала с прицепа бетонные сваи. Как оказалось, здесь будут устанавливать столбы для подачи электроэнергии. Мои же худшие опасения подтвердились. Мне придётся выбираться отсюда той же дорогой, какой я и пришёл сюда. Впрочем, нет худа без добра. Ребята предложили подбросить меня практически до причала после того, как разгрузят сваи. Этот процесс занял минут двадцать, после чего ещё минут десять машина с длиннющим прицепом буквально сантиметр за сантиметром разворачивались на узкой улице.
Обратный путь запомнится мне надолго. Прицеп, где я находился, отказавшись сесть в кабину, капитально трясло, в то время как я вёл диалог с Алексеем, приятным парнем из Черняховска, приехавшим сюда подзаработать под началом своего брата.
Вскоре я уже был на развалинах форта Западный – месте, которое в обязательном порядке посещают все те, кто оказывается на Балтийской косе.
Он был возведён в 1869–1891 годах для совместной с цитаделью Пиллау защиты входа в морской канал. С тыла форт был окружен рвом.
После войны в основании расположенного на Балтийской косе Южного мола (до которого я так и не добрался) до лета 1960 года стоял зенитно-артиллерийский полк, а в помещениях форта квартировался личный состав. Потом полк перебазировался в город Неман Калининградской области. Форт опустел и начал медленно, но верно разрушаться под воздействием сил природы и варваров, бросив вызов табличке перед входом на его территорию, на которой написано, что он является памятником федерального значения и охраняется государством.
Море отвоевало земляной накат перед фортом, поглотило северо-западный капонир и ров вокруг него и практически полностью разрушило метровые стены из обожжённого красного кирпича и бетона. Переходы, которые когда-то вели в укреплённые подземелья, «прозрели» и теперь смотрят на море, предоставляя отличную возможность туристам сфотографироваться на морском фоне. Впрочем, мне трудно представить, чтобы эта действительность по-настоящему радовала всех тех, кто приезжает сюда.
В форте было достаточно многолюдно. Самостоятельные туристы чередовались с организованными малочисленными группами, и мне интересно было отметить подъехавший ГАЗ-69 с гидом за рулём и тремя туристами в автомобиле.
Тучи набежали как-то незаметно, обрушив на землю водный поток. Мелкие капли в мгновение ока переросли в прерывистые струйки, а те, в свою очередь, быстро превратились в сплошные линии дождя. Настоящий летний ливень, который всё-таки разродился.
Слегка заштормило, и я, очарованный суровыми красками неба и моря, скрытый от дождя в переходе форта, сделал несколько снимков, используя для этого те самые окна в стенах, о которых написал чуть выше.
Дождь, следуя классическому летнему сценарию, прекратился так же неожиданно, как и начался. Я оставил свое убежище и направился в сторону причала.
Слева от меня открылась узкая протока Балтийского моря, а справа стояли отдельные дома, в основном двухэтажные, разменявшие не одно десятилетие. Перед многими из них были цветники, где-то стояли небольшие столики и скамейки, на которых сидели бабушки, напомнив мне картины детства. Отдельные вкрапления в виде брошенных автомобилей (так и не решился их сфотографировать) и произвольных свалок наводили на грустные размышления о какой-то безысходности и остановке времени. И ещё мне запомнилось лицо старика, который сидел на лавочке около своего дома и курил. Наши взгляды встретились, и в его глазах открыто сквозила глубокая тоска.
Статья и содержащийся в ней материал (текст и фотографии) носят исключительно познавательный характер. Автор не использовал, не использует и не будет использовать их ни в рекламных, ни в коммерческих целях (монетизация не активирована).
# Балтийск # Балтийская коса # Балтика # города России # природа # рассказы #