Найти тему
BFM.ru

С какими аргументами Реджеп Эрдоган приедет в гости к Владимиру Путину? Комментарий Георгия Бовта

   Георгий Бовт.Михаил Фомичев/ТАСС
Георгий Бовт.Михаил Фомичев/ТАСС

В понедельник, 4 сентября, в Сочи пройдет встреча президентов России и Турции Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана.

Встреча в Сочи 4 сентября была официально подтверждена Кремлем только после переговоров на минувшей неделе глав МИД России и Турции. Хакан Фидан привез в Москву некие новые предложения по возобновлению зерновой сделки. Судя по всему, визит был, по крайней мере частично, результативным. Хотя Сергей Лавров, будучи опытным дипломатом, не мог не выразить скепсис насчет перспектив соглашения накануне встречи президентов: надо, чтобы сохранялась возможность именно после Сочи сообщить если не о прорыве, то об относительном успехе. Вряд ли Эрдоган уедет совсем с пустыми руками после стольких уговоров приехать в Россию, а не Путину ехать в Турцию. Это же будет скандал.

Ранее Фидан посетил Киев, где встречался с руководством Украины, включая президента Зеленского. Судя по всему, в Киеве открыты к каким-то соглашениям. А сам Фидан по итогам переговоров в Киеве заявил, что продление существующей зерновой сделки — это приоритет Анкары и что альтернативные соглашения не смогут ее заменить.

По сообщениям турецких СМИ, пакет предложений ООН по зерновой сделке подразумевает переподключение одной из европейских «дочек» Россельхозбанка к системе SWIFT, а также разморозку активов российских компаний — производителей минеральных удобрений, возможно, даже ремонт взорванного аммиакопровода «Тольятти — Одесса».

Удивительным образом ровно в эти дни в британской Financial Times выходит пространное интервью с сооснователем одного из ведущих производителей минеральных удобрений в России «Еврохим» Андреем Мельниченко, хотя, будучи под санкциями, он вышел из совета директоров. В интервью Мельниченко, мягко говоря, критически высказывается о действиях России на Украине, намекая на снятие санкций. Но взято интервью было, судя по контексту, несколько недель назад.

Также стоит заметить, что подключение к SWIFT некоей европейской структуры Россельхозбанка, но не его самого, фигурировало еще до выхода России из зерновой сделки в качестве одной из опций ЕС. Но Москву это не устроило. Впрочем, она указывала и на невыполнение других ее требований, над которыми, впрочем, ни Турция, ни ООН не властны, а те, кто властны, молчат.

С российской стороны упоминалась возможность организовать некую альтернативу зерновой сделке. В частности, МИД РФ называл в качестве «оптимальной рабочей альтернативы» претворение в жизнь инициативы Владимира Путина об организации поставок в Турцию 1 млн тонн российского зерна по льготной цене при финансовом обеспечении Катара для последующей переработки на турецких предприятиях и отправки в наиболее нуждающиеся страны. Возможно, это и есть альтернатива, но никак не в таких более чем скромных объемах. Все же экспортный потенциал России по зерну раз в 60 больше. Насчет Катара были смутные слухи, что он может выступить неким финансовым гарантом поставок зерна в бедные страны. Однако и тут все упирается в объемы. Они не могут быть и по этой линии сколько-нибудь масштабными. Встречались рассуждения насчет экспорта российского зерна через Каспий и далее через Иран. Но на деле там нет адекватной инфраструктуры, способной заменить для России Причерноморье.

Украина со своей стороны при содействии ЕС также работает над альтернативными путями торговых поставок. Накануне встречи в Сочи президент Владимир Зеленский объявил о прохождении еще двух судов через временный коридор в Черном море. Из порта Южный близ Одессы вышли два балкера, которые находились в порту с февраля прошлого года — под флагом Либерии и Маршалловых островов. С чугуном и железорудным концентратом они направились к Босфору.

По данным Еврокомиссии, с весны прошлого года альтернативными Черному морю путями через страны ЕС по так называемым коридорам солидарности было экспортировано более 45 млн тонн продовольствия из Украины, плюс еще 36 млн тонн непродовольственных товаров, что принесло в совокупности Киеву 35,6 млрд долларов.

Однако в украинских портах еще остаются около 60 судов, застрявших там с начала СВО. А российское Минобороны, тоже накануне встречи в Сочи, дало понять, что беспроблемным альтернативный маршрут не будет, нанеся удары дронами по портовой инфраструктуре как раз в районе Одессы. По замыслу Киева, суда, выйдя из украинских портов, должны почти сразу заходить в территориальные воды Румынии, а далее Болгарии и Турции. Но от ударов по портам это не защитит.

Впрочем, и для России угроза торговому судоходству со стороны беспилотников существенна, в том числе для экспорта нефти танкерами из Новороссийска, который лишь к середине августа заработал в штатном режиме после ударов украинскими дронами. Так что вопрос безопасности судоходства на Черном море актуален как для Москвы, так и для Киева. Турция могла бы выступить в роли определенного гаранта. Вопрос в том, удастся ли Эрдогану уговорить Путина в какой-то форме возобновить зерновую сделку без явных гарантий со стороны ЕС и США. Хотя с их стороны может быть некое понимание лишь не усиливать санкционное давление, затрагивающее аграрную сферу.