Найти тему
Малахитовая шкатулка

"Что имеем не храним". Утраченная техника обработки золота и серебра "Самородок"

Оглавление

Необычные предметы из серебра и золота, сделанные мастерами из России, с эффектной текстурой обнаружила я на днях. Для меня техника обработки металла "Самородок" - открытие, надеюсь и вам, драгоценные читатели она будет интересна.

Золотых и серебряных дел русские мастера создавали уникальные творения вплоть до 17-года, когда переворот смёл все эти труды с самими умельцами волной кровавых и трагических событий.

Золотой портсигар Фаберже, украшенный драгоценными камнями, Москва, 1899-1908 гг.
Золотой портсигар Фаберже, украшенный драгоценными камнями, Москва, 1899-1908 гг.

Давным давно одна из первых моих статей на канале была именно о таких произведениях:

Хлебников, Москва, 1908-1917 гг.
Хлебников, Москва, 1908-1917 гг.

Надо сказать, что этот вид искусства в исполнении русских мастеров ценился за границей даже больше, чем на родине.

Англичане и французы умилялись серебряным предметам "а ля рюсс", с национальными мотивами и искусно выполненной драпировкой:

-3

Русские слова "ковш", "Чарка", "братина", перекочевали в иностранную речь вместе с предметами из серебра

Сазиков, Москва, 1883 г.
Сазиков, Москва, 1883 г.

Ковш из серебра с эмалью, Егор Черятов, Москва, 1908-1917 гг.
Ковш из серебра с эмалью, Егор Черятов, Москва, 1908-1917 гг.

Серебряные предметы мастеров фирмы Фаберже - разговор отдельный...

Серебряная солонка Фаберже в виде дельфина, мастер Юлиус Раппопорт, Санкт-Петербург, 1908-1917 гг.
Серебряная солонка Фаберже в виде дельфина, мастер Юлиус Раппопорт, Санкт-Петербург, 1908-1917 гг.

Техник обработки, декора и литья металлов у нас было невероятное количество, как и мастеров (поспособствовало такому размаху разрешение, выданное государством, на самостоятельную добычу ископаемых)

Ивот, обнаруживаю я такую вещичку, называется "Русский кейс из серебра" и приписано к нему слово -Samorodok

  • К чести иностранцев - надо сказать, за несколько лет я обнаруживаю к предметам русского дореволюционного искусства такое внимание, трепет, интерес, какого, порой, от наших сограждан не увидишь...

Выглядит поверхность, выполненная в технике "Самородок" таким образом:

В серебре

Портсигар Россия Москва 1908/1917 годы серебро золото драгоценные камни
Портсигар Россия Москва 1908/1917 годы серебро золото драгоценные камни

В золоте

-8

Получается имитация ткани и просматривается даже стихийно полученный растительный рисунок:

-9

Техника самородок (сетка) дает текстурированный эффект самородка, имитирующий расплавленную поверхность.

Этот результат достигается путем нагревания золота или серебра до температуры, близкой к температуре плавления, и резкого охлаждения его в воде.

Высоким мастерством всегда считалось сделать так, чтобы один материал выглядел, как другой материал, так, вот эта коробочка словно сделана из кожи или другого материала, но не металла, правда?

В. ГОРДОН, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ПОСЛЕ 1908 ГОДА
В. ГОРДОН, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ПОСЛЕ 1908 ГОДА

Ещё примеры интересных текстур из серебра в технике "Самородок":

-11
-12

Количество предметов из серебра и золота от русских мастеров для повседневного пользования - огромное количество и обладали такими не только представители Царской семьи и буржуазии, многие могли себе такое позволить..Россия была богатейшей страной

..И не только богатой ресурсами, но и талантами, смотрите публикацию о русском серебре прошлого

и настоящего времени

Важное дополнение.

Сравним современные произведения в похожей технике ретикуляции:

-14

Современные украшения:

-15

И работы мастеров прошлого:

Портсигар Фаберже

-16
-17

Надеюсь, мои читателе видят различия в мастерстве изготовления? До революции техника называлась "Самородок", так как поверхность становилась похожа на поверхность самородного золота или серебра:

-18

Старинные предметы, выполненные в этой технике, не называют "ретикуляция". Именно "самородок", отдавая тем самым дань мастерству ювелиров прошлого.

Это подтверждено описаниями в официальных реестрах сокровищ из России.