Найти тему
Тихий океан 1/72

Seversky P-35 "Очень Гадкий утенок".

Самолет, действительно вызывающий ассоциации с персонажем известной сказки, не снискавший славы на поле брани, но превратившийся (потом) в прекрасного, но очень большого и тяжелого «Лебедя». Продукт золотого времени авиации США, когда релоканты, от безысходности бытия без Фейсбука и Твиттера, не гадили мелко Родине, а на свои кровные строили истребители и выигрывали гос-контракты. Все это о нем, об истребителе Seversky P-35 (он же SEV-1XP, он же SEV-7, он же AP1).

Наверное, лучший арт воюющего P-35 (спасибо фирме Special Hobby). Здесь Republic P-35A 34-ой эскадрильи (34th PS) над Филиппинами, декабрь 41-го. Реальные совместные действия P-35A и P-40 можно искать долго... и не найти. Почему "Репаблик", а не "Северский" - ниже.
Наверное, лучший арт воюющего P-35 (спасибо фирме Special Hobby). Здесь Republic P-35A 34-ой эскадрильи (34th PS) над Филиппинами, декабрь 41-го. Реальные совместные действия P-35A и P-40 можно искать долго... и не найти. Почему "Репаблик", а не "Северский" - ниже.

Самолет, созданный в инициативном порядке на молодой фирме Seversky, был не просто продвинутой для середины 30-х конструкцией, но и победителем конкурса Армии на новый истребитель, опередив в 1936 году на повороте не кого-нибудь, а метра, фирму Curtiss: так уж получилось, что у конструкции последней, «Модели 75» (будущего P-36), проблем с двигателем на конкурсных испытаниях было куда больше чем у машины Северского.

Новинка с заводским обозначением SEV-1XP, получившая в серии армейское обозначение P-35, оснащалась двигателем Pratt-Whitney R-1830-9 «Twin Wasp» мощностью 850 л.с, была вооружена двумя синхронными пулеметами (один - крупнокалиберный) и разгонялась до 454 км/ч (это ниже контрактной, но везде указана именно такая, совсем не рекордная скорость). Всего было поставлено 76 серийных машин (последняя, семьдесят седьмая, стала прототипом истребителя XP-41, то есть, до "P-43 и далее" был один шаг). Самая большая «ложка дегтя», всплывшая в ходе эксплуатации, была врожденным недостатком машины: классических топливных баков на самолете не было, таковыми служили внутренние полости крыльев. Это экономило вес и теоретически ограничивало объем баков внутренним объемом крыльев, но требовало высокого технологического уровня герметизации. В общем, со временем баки начинали протекать.

Фирма «Seversky Aircraft Company» была создана в 1931 году выходцем из России, покинувшим страну после Революции, Александром Прокофьевым-Северским, талантливым пилотом, организатором, конструктором и проч. И через пять лет такой успех. Главным конструктором на фирме был тоже почти наш человек – Александр Картвели, с впечатляющим будущим конструкторским «портфолио». Здесь Seversky P-35 1-ой группы (1th PG – Pursuit Group – «группы перехватчиков»), 1940-ой год. За немногочисленностью, самолеты поступали на вооружение всего двух групп: 1-ой и 31-ой.
Фирма «Seversky Aircraft Company» была создана в 1931 году выходцем из России, покинувшим страну после Революции, Александром Прокофьевым-Северским, талантливым пилотом, организатором, конструктором и проч. И через пять лет такой успех. Главным конструктором на фирме был тоже почти наш человек – Александр Картвели, с впечатляющим будущим конструкторским «портфолио». Здесь Seversky P-35 1-ой группы (1th PG – Pursuit Group – «группы перехватчиков»), 1940-ой год. За немногочисленностью, самолеты поступали на вооружение всего двух групп: 1-ой и 31-ой.

Но финансовый успех – штука переменчивая и пролонгацию контракта в 37-ом году Северский не получил: доподлинно неизвестно из-за чего, технических проблем, затягиванием с поставками серийных машин, или просто «рынок порешал», но Армия стала закупать более дешевую в серии машину конкурента, Curtiss P-36A, у которого, на самом деле, своих технических проблем было выше крыши.

С коммерческими начинаниями у Северского вообще было все туго. В 38-ом году удалось продать бывшей Родине ("пусть кричат уродина"), СССР, «на посмотреть», всего два экземпляра самолета 2PA, фактически многоцелевой, двухместной версии истребителя P-35. А единственный успешная коммерческая поставка того же 38-го года закончилась не так чтобы очень удачно, а именно принудительной отставкой в апреле 39-го года Северского, как главы фирмы, и переименованием фирмы «Seversky» в «Republic»: продажа через левую контору в Сиаме двадцати уже упоминавшихся двухместных 2PA японцам, к тому времени уже заслужившим почетное звание «вероятный противник», было не самой лучшей затеей. Рынок рынком, но некоторые вещи государственная машина не понимает и не прощает. О заказах от Армии при Северском можно было забыть.

Seversky A8V1, 12-ый корпус (12th Kokutai), 1938-39 год. Заводское обозначение 2PA-B3. Он же могильщик карьеры Северского в авиапроме, он же «Сonvoy fighter»   - истребитель сопровождения с декларируемой дальностью полета около 1000 км. Насколько известно, как «эскортник» и закупался японцами. Про марку двигателя и ЛТХ ничего неизвестно, как и про боевые операции по сопровождению бомбардировщиков. Единственное упоминание боевой работы – разведывательные полеты в центральном Китае в конце 30-х. После начала Тихоокеанской войны получил от янки кодовое имя “Dick”. И зря, фактов использования против «страны происхождения» нет.
Seversky A8V1, 12-ый корпус (12th Kokutai), 1938-39 год. Заводское обозначение 2PA-B3. Он же могильщик карьеры Северского в авиапроме, он же «Сonvoy fighter» - истребитель сопровождения с декларируемой дальностью полета около 1000 км. Насколько известно, как «эскортник» и закупался японцами. Про марку двигателя и ЛТХ ничего неизвестно, как и про боевые операции по сопровождению бомбардировщиков. Единственное упоминание боевой работы – разведывательные полеты в центральном Китае в конце 30-х. После начала Тихоокеанской войны получил от янки кодовое имя “Dick”. И зря, фактов использования против «страны происхождения» нет.

После ухода Северского, в том же 1939 году, естественно по случайному стечению обстоятельств, у фирмы появился экспортный заказ от белой и пушистой Швеции на сто двадцать модифицированных P-35 (экспортное обозначение EP1, или EP-106, в Швеции – J9) и пятьдесят два двухместных «универсала» 2PA ( в Швеции – B6).

J9, «P-35 по-шведски», нес четыре пулемета (из них два крупнокалиберных), новая модификация двигателя «Твин Уосп», R-1830-45, мощностью 1065 л.с. разгоняла истребитель до 500 км/ч (напомню, на дворе был конец 1939 года), главное, заказчика все устраивало. Буйство шведских милитаристских планов в июне 40-го сорвало американское эмбарго на поставку оружия и военных материалов всем странам, кроме Великобритании: шведы успели получить только шестьдесят J9 и пару B6.

Нарядный Seversky J9 3-ей эскадрильи Крыла F8 (F8 Wing), Швеция, 1943 г. Сразу видно, люди собирались воевать по-серьезному и знали толк в маскировке. Подразделение занималось прикрытием Стокгольма от гипотетических воздушных налетов. В шведских источниках приводится максимальная скорость машины в 470 км/ч, то есть от нашего "Ишачка" ушли не далеко.  Бережливые шведы использовали машины Северского до начала 50-х годов.
Нарядный Seversky J9 3-ей эскадрильи Крыла F8 (F8 Wing), Швеция, 1943 г. Сразу видно, люди собирались воевать по-серьезному и знали толк в маскировке. Подразделение занималось прикрытием Стокгольма от гипотетических воздушных налетов. В шведских источниках приводится максимальная скорость машины в 470 км/ч, то есть от нашего "Ишачка" ушли не далеко. Бережливые шведы использовали машины Северского до начала 50-х годов.

Остальные машины выкупило правительство США и если "двухместный швед" B6, ставший Republic AT-12 "Guardsman", использовался исключительно в учебных целях, то с бывшими J9 ситуация была другая. Истребитель, натурализованный как Republic P-35A, был принят на вооружение и пятьдесят семь экземпляров к февралю 41-го отправились на Филиппины.

Самолетами вооружили четыре эскадрильи (3-я, 17-я, 21-я и 34-я), правда сами янки не собирались долго использовать абсолютно лишенный какой-либо пассивной защиты "тихоход": все четыре подразделения ожидали перевооружения на Curtiss P-40, а освободившиеся P-35A должны были быть переданы дружественно-вассальным ВВС Филиппин. К декабрю 41-го три эскадрильи таки успели перевооружить, а пока суд да дело, семь P-35A полностью разбили, еще двенадцать были списаны после мелких аварий и по факту филиппинцам ... ничего не досталось. P-35A остались на вооружении только 34-ой эскадрильи (34th PS), встретившей войну с восемнадцатью такими машинами в списочном составе.

Republic P-35A 17-ой эскадрильи (17th PS). 1941 год, Авиабаза Николс, Манила. Пилот: 1-ый лейтенант Бойд Вагнер - самый результативный пилот Армии начала войны ( 8 заявок на победы, правда на P-40 и P-39). В ноябре 41-го эскадрилья была перевооружена на P-40E.  "Шведское" происхождение P-35 обусловило сложности в освоении машины - все шкалы приборного оборудования были в метрической системе.
Republic P-35A 17-ой эскадрильи (17th PS). 1941 год, Авиабаза Николс, Манила. Пилот: 1-ый лейтенант Бойд Вагнер - самый результативный пилот Армии начала войны ( 8 заявок на победы, правда на P-40 и P-39). В ноябре 41-го эскадрилья была перевооружена на P-40E. "Шведское" происхождение P-35 обусловило сложности в освоении машины - все шкалы приборного оборудования были в метрической системе.

Эскадрилья базировалась на авиабазе Дель Кармен и 8-го декабря 41-го года, в первый день войны, когда американские дальневосточные воздушные силы на Филиппинах (FEAF –Far East Air Force) понесли опустошающие потери, отделалась легким испугом, причем по крайней мере пара P-35A была поднята на перехват и пилотами было заявлено о двух победах над Зеро при потере одной машины (американские истребители заявили в этот день одиннадцать сбитых Зеро, при реальных японских потерях семи подобных машин, правда по всем причинам).

10-го декабря эскадрилью ждал первый и единственный успех и … гибель, как подразделения. Днем эскадрилья почти полным составом (16 машин) вылетела на штурмовку флота вторжения в районе города Виган (остров Лусон). Налет немножко не задался. Девять машин вернулись назад с неполадками двигателей, причем одна разбилась, похоронив пилота, остальные проштурмовали вражьи плав-средства. Пулеметным огнем (бомб самолеты не несли) был взорван японский тральщик W-10, разлетающиеся обломки которого поразили самолет комэска, лейтенанта Самуэля Марретта (1st Lt. Samuel H. Marrett), рухнувший в воду. Только группа вернулась домой, авиабаза была атакована вездесущими Зеро корпуса Таинан и эскадрильи не стало: 12 P-35A было уничтожено, еще шесть повреждены. Справедливости ради, досталось на орехи всем и к вечеру FEAF перестала существовать как организованная сила: в строю осталось 22 P-40, 18 B-17 и 8 "старичков" P-35A, причем многие машины требовали ремонта.

Republic P-35A 34-ой эскадрильи (34th PS). 1941 год. Филиппины. Неоспоримым, если не единственным плюсом машины был большой "багажный отсек" за кабиной пилота, где много чего и кого можно было перевезти. Осенью 41-го на машины был нанесен камуфляж: верхние и боковые поверхности покрашены вроде как в OD. Покраска проводилась без какой-либо подготовки и самолеты безбожно «облезали».  Номер на хвосте – явная ретушь.
Republic P-35A 34-ой эскадрильи (34th PS). 1941 год. Филиппины. Неоспоримым, если не единственным плюсом машины был большой "багажный отсек" за кабиной пилота, где много чего и кого можно было перевезти. Осенью 41-го на машины был нанесен камуфляж: верхние и боковые поверхности покрашены вроде как в OD. Покраска проводилась без какой-либо подготовки и самолеты безбожно «облезали». Номер на хвосте – явная ретушь.

Все последующие действия единичных оставшихся P-35A свелись к бравым перелетам на якобы безопасные аэродромы. О реальных боевых операциях известно не много, например "позор джунглей" 24-го декабря 41-го года, когда над заливом Ламон пара P-35A была сбита гидросамолетами Mitsubishi F1M c гидроавианосца "Мидзухо" (Mizuho).

В общем, лучше всего боевую службу P-35 характеризует пара фотографий, в комментариях не нуждающаяся:

-7

Но любой самолет, даже формально ничего не добившийся на поле боя, живет в своих реинкарнациях.

В мае 39-го взлетел итальянский Reggiane Re 2000, давший старт целой линейке итальянских и не только истребителей, в "облике которого легко улавливались черты перспективной в то время машины Seversky P-35"(с) . Угадывались черты? Да ладно. Да у него та же конструкция крыльев с такими же "текущими" интегральными баками. Хорошо, не пойман - не вор.

В марте 40-го взлетел первый из семейства Republic P-43 "Lancer" являвшийся прямым продолжением P-35. Да это же мелкосерийная "хромая утка", которая даже Китайцам не зашла. Но китайцам в те годы ничто не зашло. Ладно.

И наконец в мае 41-го взлетел немножко более крупный самолет, уж точно вошедший в историю, у которого угадывались знакомые черты "Гадкого утенка"...

-8

Всем добра.

· в статье использована информация из открытых источников.