Bremen Hardcore (он же Bremencore, он же иногда Northcore) — устоявшееся обозначение специфического звучания на стыке старорежимного металкора, эмоционального пост-хардкора/раннего скримо и краст-панка, которое было рождено в середине девяностых внутри небольшой локальной тусовки близких коллективов из города Бремен, а затем стремительно разошлось не только по остальной Германии, но и далеко за её пределами. Соответственно, классифицироваться "бремен хардкором" могут группы не только родом из Бремена.
Оглавление:
Оригинальная бременская сцена
А началось всё в первой половине девяностых с бременской группы Acme (стилизованно AcMe). Их демо-материал, случайно попавший в США, внезапно стал легендой хардкор-андеграунда. Способствовал этому и американский лейбл Edison Recordings выпустивший его под названием ...To Reduce the Choir to One Soloist в 1996 году, но группа к тому моменту уже не существовала. Об AcMe ходили мифы, о них регулярно спрашивали гастролировавшие по Германии коллективы, и первоначально никто не мог дать никакого вменяемого ответа, кто же скрывался под личиной AcMe. А разгадка была прозаичной. AcMe были группой школьников. Не суровые хардкорщики, буквально живущие на сцене среди таких же суровых харкорщиков, а прилежные подростки из хороших семей, которых отводили на студию и забирали с концертов родители. Что отнюдь не помешало им создать полностью отбитый злобный микс хардкора и метала, повлиявший на десятки команд в разных странах мира.
AcMe – Attempt. Компиляция: ...To Reduce The Choir To One Soloist (1996)
AcMe просуществовали всего четыре года, вживую к тому же выступали крайне редко. Зато для сформировавшихся после бременских групп: Systral, Carol и Mörser — обязательно в рекламе и листовках фигурировала приписка «с участниками AcMe», что было правдой лишь частично (басист Сёнке Габриэль стал ударником Systral, гитарист Свен Зелькопф — басистом Mörser). Но музыкально все эти коллективы продолжали мрачный и бескомпромиссный подход AcMe.
Carol – Apathie. Миньон: Prefabricated (1995)
Значительно оформлению единого звучания этой локальной тусовки способствовал Дирк Куше, основатель звукозаписывающей студии Kuschelrock, на которой записывались и AcMe, а затем и добрая половина ключевых групп направления. Продвижение тоже было относительно единым — посредством дружественного лейбла Per Koro.
Дирк Куше, владелец Kuschelrock Studios и басист Systral:
...Acme произвели фурор. Звёзды сошлись, и записи вышли очень хорошими. С того момента все захотели записываться как Acme или хотя бы в той же студии, в которой Acme работали над своей семи-дюймовкой. Итак, у меня появилась хорошо-забронированная студия. Приезжали люди и не из Бремена. Каким-то образом Бремен стал дико популярным... Группы, которые в итоге были отнесены к бременскому звуку или бременкору были друзьями или, как минимум, хорошо друг друга знали. У них были идентичные музыкальные предпочтения, был очень популярен метал. Они не играли метал, но в открытую использовали метальные клише. Само по себе это не было чем-то новым, но может быть в данном случае имело особую специфику. В конце концов, в основном это были одни и те же музыканты, которые пользовались одинаковыми усилителями, одинаковыми инструментами и одной студией с одними и теми же микрофонами, помещениями и так далее. Так что не удивительно, что сформировался особый характер.
Systral – Insignifagance. Миньон: Fever... The Maximum Carnage (1995)
Примерно тогда же возник и смежный термин "Northcore" ("северный -кор"), обозначающий сцену северной части Германии. Иногда "норскор" даже используется как синоним "бременского хардкора", однако с помощью него может выделяться и конкретная общность групп с плотно пересекающимися составами, в число которых входили Lebensreform, Loxiran, Linsay, Enfold и Chispa.
Маркус Хаас, владелец лейбла Per Koro.
Насколько я знаю, термин "Northcore" был введён в игру группой Lebensreform из Гамбурга (прим.: авторство термина может принадлежать и Loxiran) в то время, когда они были на моём лейбле. Но термин, по сути, украден. Его истоки лежат в шведской хардкор-сцене девяностых. Также было три фестиваля в Бремен-Фарге под знаменем "Northcore", на которых выступали в основном группы из северной Германии. В конечном счёте, несколько групп с севера использовали этот тег, чтобы способствовать внешней сплоченности, дружбе... и так далее, сигнализировать о ней.
...
Термин "Бременкор" или "Бременская школа", вероятно, стоит на трёх равнозначных столпах: мой лейбл Per Koro, отличные локальные группы того времени (включая Acme, Carol, Systral, Mörser) и Дирк Куше со своей студией Kuschelrock. Короче говоря, я был местным, мне нравилось звучание местных групп, я публиковал их материал и следил за тем, чтобы к ним имелся доступ в Европе или по всему миру. Чтобы все группы отправлялись к Дирку в студию Kuschelrock и делали записи. Я думаю, что оба термина: "Норcкор" и "Бременская школа" — также могут служить удачным рекламным атрибутом.
Lebensreform – Geh Weg! Миньон: Retor (1997)
Loxiran – Nur Zusammen. Миньон: Loxiran (1997)
Перечень групп, записывавшихся на Kuschelrock Studios и/или издававшихся на лейбле Per Koro, с обозначенным "бременским" саундом: Systral, Carol, Acheborn, Stack (ранние), Mörser (ранние), Lebensreform, Chispa, Degarne, Loxiran, Linsay, Enfold, Akephal, Aclys (ранние), Anger Is Beautiful. Прочие немецкие группы: Metöke, Golgatha, Hybris и так далее (список не полный).
Acheborn – Demon Love. Миньон: Demon Love (1996)
Akephal – 48 Khz. Сэмплер: Wo Die Wilden Kerle Wohnen (1997) / Компиляция: Akephal (2008)
Источников у бременского саунда было множество: как немецких, так и зарубежных (преимущественно американских), это был и различный эмо-хардкор (в том числе писавшийся на Kuschelrock, вроде Queerfish), и ранние металкор-группы (вроде Unbroken). Но в качестве основного необходимо отметить влияние Rorschach, задавших тренд на диссонансы и значительно повлиявших на становление не только металкора, но и отчасти пауэрвайоленса и скримо. И у представителей бремена, соответственно, могли быть различные перекосы: одни тяготели к металкору (Acheborn), другие — к скримо (Linsay), третьи — к пауэрвайоленсу (Stack). Одни стремились к хаотичному аудио-террору, другие — к надрывному мелодизму. Но вне зависимости от стилистических нюансов, единый мрачный метализированный саунд делал эти группы более похожими друг на друга, чем на "чистых" представителей обозначенных жанров.
Также частой чертой было и содержание элементов, похожих на классический краст-панк: и характерный "хрустящий" риффинг, и специфически выдвинутый бас, и мелодичные вступления "под Amebix". Только восходят эти влияния не напрямую к британской сцене, а к самому раннему периоду Neurosis: Pain of Mind (1987) и The Word as Law (1990), которые как раз и были созданы с опором на Amebix.
Грегор Иванофф, ударник AcMe:
Rorschach сильно повлияли на нашу музыку, потому что я их очень любил. А нашему гитаристу, с которым я писал песни, нравились Slayer. Они также имели большое значение в формировании нашего стиля. Метал тогда был табуирован для хардкорщиков и панков. Его многие не слушали по причине коммерческой направленности. Вот поэтому и я никогда не слушал Slayer. И только годы спустя, прочитав в обзорах, что Acme звучат как смесь Rorschach и Slayer, я, наконец, послушал их — и у меня возникли те же мысли, что Acme звучат как смесь того и другого.
Филип Стайра, ударник Carol:
В общем, в поисках вдохновения мы искали такие группы, как Neurosis, Slayer, Citizens Arrest, Burn, Inside Out и, конечно же, Acme. Но мы также находили замечательными такие группы, как Iconoclast, Merel, "эмо" хардкор из реестра Ebullition Records/фанзина HeartattaCk.
...
Тогда мы просто хотели звучать жёстко и жирно. В то время все любили гитарный саунд Entombed/Dismember — звук студии Sunlight. Но, конечно, это не должно было звучать слишком дэт-метально. Не говоря уже о том, что в качестве музыкантов мы были далеко не так хороши, как шведы.
Бьёрн Шмидт, вокалист Carol:
Acme, Rorschach, Assück, Bolt Thrower — вещи, о которых думали: «Круто, сделаем так же!» Я до сих пор помню, как пластинка Rorschach повлияла на меня.
Да, музыкантами сцены упоминаются самые разные дэт-метал и грайндкор коллективы (собственно, некоторые группы, например Mörser и поздние Systral, имели значительную дэтовую составляющую).
Mörser – Doom (The Divine Gift). Альбом: Two Hours to Doom (1997)
Ассоциированные группы
Очень часто в обсуждениях групп направления можно встретить и параллели с блэк-металом (тремоло, периодические бласт-биты, едкий скрим, относительная сырость и общая мрачность). Впрочем, у иногда ассоциирующейся с бременским саундом группы Zorn была и полноценная блэковая составляющая, в дальнейшем они заиграют и вовсе нечто ещё более специфическое на стыке готик-метала и скримо.
Zorn – Messer. Миньон: Heftig Aufflammender Unwille (1994)
С другого полюса, с акцентом уже на пост-хардкорное звучание выделяются Dawnbreed из Бёблингена, что в южной части Германии. До конца девяностых они будут постепенно облегчаться, отходя от брутальной металкорной составляющей, пока практически полностью не уйдут в инди-рок, в итоге поменяв и название на Monochrome. Но ранний материал был максимально близок к тому, что игралось на севере страны.
Dawnbreed – Innenraumverkleidung. Миньон: Amoklaufgefühl (1994)
Также к бременскому саунду могут причисляться и группы за пределами Германии. Два самых часто упоминающихся примера: американские металкорщики Unruh и влиятельная нидерландская скримо/эмовайленс-группа Shikari. Если в случае с Unruh неизвестно, вдохновлялись ли они бременским саундом, похожий результат мог получиться и из-за одинаковых исходных данных: ориентирами выступали Rorschach, Citizens Arrest, краст-панк и различный экстремальный метал. То Shikari же непосредственно записывались на Kuschelrock, и закономерно отличались той самой характерной бременской метализированностью.
Unruh – Friendly Fire. Миньон: Friendly Fire (1996)
Shikari – Robot Wars. Миньон: Robot Wars (2000)
Канадский филиал
Канада и вовсе отдельный случай. Звучание практически полностью аналогичное Бремену, только с ещё большим содержанием краст-панка (подобного Amebix и ранним Neurosis), там проросло параллельно и особенно плотно. Такие группы, как Union of Uranus, One Eyed God Prophecy и Drift регулярно упоминаются в плотной связке с немецкими коллективами. Хотя, возникли ли эти два явления взаимосвязано (посредством, например, активной циркуляции материала AcMe по американскому континенту) или независимо (из-за единых источников в лице Rorschach, Neurosis и эмоционального хардкора), доподлинно неизвестно.
Union of Uranus – Panacea. Миньон: Disaster By Design (1995) / Компиляция: To This Bearer of Truth (2004)
One Eyed God Prophecy – Individual Gallery. Альбом: One Eyed God Prophecy (1995)
Drift – Life Goes On. Сплит: Now That Much Has Been Said, Much Must Be Done (1997)
Отдельно стоят Acrid, тоже сравниваемые с бременским хардкором образца Systral или Mörser, и характеризующиеся уже не сильным содержанием краста, а своеобразным брутальным миксом из пауэрвайоленса, грайндкора и металкора.
Acrid – Synaptic Overload. Альбом: Eighty Sixed (1997)
Наследие
В начале нулевых бременское течение исчезло как таковое. Mörser остались единственными, кто сохранил активный статус, но заиграли они относительно стандартный дэтграйнд, очень далёкий от своей дебютной пластинки, сделавшей им имя. Однако говорить, что бременский саунд исчез полностью будет не совсем точным. По началу ещё появлялись новые коллективы, у которых был легко уловимый налёт того самого бременского или канадского мрака. Но это был только налёт, в полной мере назвать эти группы бремен хардкором сложно. Например: Zeroid (с бывшими участниками Akephal), Angstzustand, Arsen aka König der Monster или Zann.
Angstzustand – Blut und Schrot. Альбом: Ohne Dich Sind Wir Allein (2002)
Arsen aka König der Monster – Soziohierachizid. Альбом: No Gods...Only Monsters (2003)
Zann – Bis Aufs Messer. Альбом: Three Years in the Desert (2006)
Бремен хардкор по сути растворился в уже окончательно оформившихся металкоре и скримо/эмовайленсе. Представителей сцены в качестве вдохновителей упоминают многие группы, в том числе Converge, Orchid и Caliban. Если считать частью сцены Shikari, то список вдохновлённых ещё расширится. Канадская же ветка дала один из основных толчков к выделению ещё и неокраста в качестве полноценного жанра.
Источники:
- WELCOME TO BREMEN v.0.02 by reaching_forward (оригинал на Неформате)
Блог теперь в ТГ: t.me/doncarcharo