У людей, которые только начинают открывать для себя глубины Священного Писания, нередко возникает вопрос: зачем Христос держал пост, и почему именно 40 дней? Попробуем разобраться.
О сорокадневном посте Спасителя мы знаем из свидетельств трех апостолов-евангелистов: Матфея, Луки и Марка. В Евангелии говорится о том, как сразу после Своего Крещения Иисус Христос удалился в пустыню, где постился сорок дней и победил три искушения от дьявола. Но зачем Ему вообще было нужно поститься и почему именно 40 дней, не больше и не меньше?
Мы же понимаем, что Спаситель не нуждался в посте как в средстве обуздания плоти и смещения внимания с телесного на духовное. Христу не требовался пост и для принуждения Себя к молитве, потому что Он Сам был живой молитвой, упованием человечества на милосердие Бога. Но, приняв Крещение в водах Иордана от пророка Иоанна Предтечи, Спаситель уходит в пустыню, чтобы молиться и глубже погрузиться в Свое предназначение и преодолеть искушение дьявола. Ев. Матфея гл. 4, ст. 1.: «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от дьявола».
Пустыня и пост в этом случае – лишь сопутствующие молитве условия, чтобы никто и ничто не отвлекало. Все 40 дней Христос только молился. Пост Христа — это подвиг настоящей молитвы, а не мучительное ограничение в еде. А значит, и для христиан пост всегда должен быть связан в первую очередь с молитвой.
В Евангелии сказано, что Он взалкал (то есть проголодался) лишь напоследок. С одной стороны, это свидетельствует об удивительной сосредоточенности Спасителя на молитве (столько дней даже не помышлять о еде!). А с другой показывает Его человеческую природу. И именно эту человеческую природу в Христе пытался искусить дьявол. «По высоте Божества, Он был бы неприступен противнику, — пишет святитель Василий Великий, — если б чрез алкание не снизошел до человеческой немощи». Но Он был Богом, оставаясь в то же время Человеком, отвергнувшим предложение врага рода человеческого - превратить камни в хлеба и утолить голод.
Святитель Иоанн Златоуст писал: «Почему и Христос постился сорок дней, показывая нам спасительное врачевство. Дальше этого Он не простирается, чтобы чрезмерным величием чуда не сделать сомнительной самую истину воплощения. Теперь этого быть не может, потому что и прежде Его ещё Моисей и Илия, укрепляемые Божественной силой, оказались в состоянии вынести такой же продолжительный пост. А если бы Христос постился долее, то многим и это могло бы служить поводом сомневаться в истине воплощения».
Христос, не применял Свою Божественную силу, чтобы преодолеть дьявольское искушение. А Его 40-дневный пост не превышал по длительности постов , которые смогли выдержать святые пророки Моисей и Илия – люди, не боги. Христос стал Спасителем именно в Своей человеческой, а не Божественной ипостаси. И Его голод, и полное одиночество в пустыне, и страх перед неизбежным в Гефсиманском саду, и боль, и страдания на Голгофе– всё это было в человеческом воплощении. Он всё преодолел, проложив каждому из нас путь к спасению. Показав – и это возможно.
☦️ Позитивный Батюшка ☦️ Священник Антоний Русакевич - подпишитесь