Найти в Дзене
artsy boy

Экранная Культура: Клетка

Дебютный полнометражный фильм американского режиссера индийского происхождения Тарсема Сингха — "Клетка" ("Cell") — вышел завораживающим и пугающим. Если вынести за скобки клишированный сюжет, плоский сценарий и картонных персонажей — визуальная составляющая фильма просто великолепна. Даже компьютерная графика для 2000 г. была на хорошем уровне. Но самое главное — многие сцены фильма были вдохновлены работами художников XX в. и надолго остаются в памяти. Именно оммажи на произведения искусства я и буду разбирать в этой статье. В тексте будут спойлеры. Женщина-психиатр (Дженнифер Лопес) проникает в сознание серийного убийцы, находящегося в коме. На его счету уже почти десяток жертв — молодых девушек, которых он умерщвляет в автоматической клетке. Последнюю похищенную так и не нашли, но есть надежда, что ее еще можно спасти, а для этого нужно внедриться в темные закоулки подсознания психопата и выяснить, где находится камера пыток. И вот там, в сознании маньяка начинается самое интересн

Дебютный полнометражный фильм американского режиссера индийского происхождения Тарсема Сингха — "Клетка" ("Cell") — вышел завораживающим и пугающим. Если вынести за скобки клишированный сюжет, плоский сценарий и картонных персонажей — визуальная составляющая фильма просто великолепна. Даже компьютерная графика для 2000 г. была на хорошем уровне. Но самое главное — многие сцены фильма были вдохновлены работами художников XX в. и надолго остаются в памяти. Именно оммажи на произведения искусства я и буду разбирать в этой статье.

В тексте будут спойлеры.

Постер фильма "Клетка", 2000 г. © New Line Cinema
Постер фильма "Клетка", 2000 г. © New Line Cinema

Женщина-психиатр (Дженнифер Лопес) проникает в сознание серийного убийцы, находящегося в коме. На его счету уже почти десяток жертв — молодых девушек, которых он умерщвляет в автоматической клетке. Последнюю похищенную так и не нашли, но есть надежда, что ее еще можно спасти, а для этого нужно внедриться в темные закоулки подсознания психопата и выяснить, где находится камера пыток. И вот там, в сознании маньяка начинается самое интересное — сюрреалистичный мир, в котором нет правил. И этот мир вдохновлен произведениями современного искусства, местами практически копируя известные арт-объекты. Так как режиссер стремился показать внутренний мир человека с разрушенной психикой, то и селекция произведений была выбрана достаточно мрачная.

Погружение в голову маньяка начинается с пространства, явно вдохновленного творчеством Ганса Рудольфа Гигера. Этот художник известен массовому зрителю тем, что по просьбе Ридли Скотта создал мир "Чужого" и самого ксеноморфа. В сцене погружения в "Клетке" зритель видит тот же ракурс, те же бесконечно длинные лестницы, как и в серии работ Гигера “Шахта”.

"Клетка", 2000 г. © New Line Cinema
"Клетка", 2000 г. © New Line Cinema
Ганс Рудольф Гигер, "Шахта VI", 1966 г. © H. R. Giger
Ганс Рудольф Гигер, "Шахта VI", 1966 г. © H. R. Giger

В сцене знакомства с подсознанием маньяка — явная аллюзия на творчество Дэмиена Херста, в частности на работу "Некоторое утешение, получаемое от принятия присущей всему лжи" из серии "Естественная история". Скульптура Херста состоит из 12 герметичных стеклянных витрин с формальдегидом, в которых размещены части двух коров. Лошадь в "Клетке" делиться на 12 частей в схожей манере.

"Клетка", 2000 г. © New Line Cinema
"Клетка", 2000 г. © New Line Cinema
Дэмиен Херст, "Некоторое утешение, получаемое от принятия присущей всему лжи", 1996 г. © Damien Hirst and Science Ltd.
Дэмиен Херст, "Некоторое утешение, получаемое от принятия присущей всему лжи", 1996 г. © Damien Hirst and Science Ltd.

Когда героиня Дженнифер Лопес попадает в комнату с жертвами маньяка, зритель видит сразу несколько отсылок. В целом само пространство и мрачная эстетика отсылает к работам Джоэла-Питера Уиткина, а конкретные витрины с жертвами — к работам Гигера (фильм часто заимствует мрачную некро-готическую эстетику работ этого швейцарского художника) и скульптуре Эдгара Дега "Маленькая танцовщица 14 лет", повторяя позу и частично костюм. Произведение Дега стало единственным референсом в фильме не из XX в.

"Клетка", 2000 г. © New Line Cinema
"Клетка", 2000 г. © New Line Cinema
Ганс Рудольф Гигер, "Биомеханический гуманоид", 1983 г. © H. R. Giger
Ганс Рудольф Гигер, "Биомеханический гуманоид", 1983 г. © H. R. Giger

"Клетка", 2000 г. © New Line Cinema
"Клетка", 2000 г. © New Line Cinema
Эдгар Дега, "Маленькая танцовщица 14 лет", 1881 г. © National Gallery of Art, Washington DC
Эдгар Дега, "Маленькая танцовщица 14 лет", 1881 г. © National Gallery of Art, Washington DC

В сцене с ванной декорации фильма делают отсылку к творчеству Яна Саудека и его серии работ с окном. Чешский фотограф, который провел детство в концлагере, где потерял всю семью кроме брата, часто делал снимки в подвалах. Это помогало скрываться от полиции, которая обвиняла художника в создании непристойных фотографий. Окно становится важным символом в творчестве Саудека — порталом в лучший мир.

"Клетка", 2000 г. © New Line Cinema
"Клетка", 2000 г. © New Line Cinema
Ян Саудек, из серии "Окно", 1980-е гг. © Jan Saudek
Ян Саудек, из серии "Окно", 1980-е гг. © Jan Saudek

В моменте, когда в подсознание убийцы входит агент ФБР режиссер делает отсылку на картину "Рассвет" Одда Нердрума. Эту работу норвежского художника Тарсем Сингх увидел в гостях у Дэвида Боуи. Гротескная, китчевая и несколько сюрреалистическая эстетика Нердрума как нельзя лучше подошла для фильма.

"Клетка", 2000 г. © New Line Cinema
"Клетка", 2000 г. © New Line Cinema
Одд Нердрум, "Рассвет", 1989 г. © Частная коллекция
Одд Нердрум, "Рассвет", 1989 г. © Частная коллекция

Позже агент ФБР попадает на пыточный стол, где его лицо искажает крик. В сочетании с замедленной съемкой и спецэффектами режиссер добивается сходства с работами Фрэнсиса Бэкона.

"Клетка", 2000 г. © New Line Cinema
"Клетка", 2000 г. © New Line Cinema
Фрэнсис Бэкон, "Эскиз для трех голов", 1962 г. © MoMA
Фрэнсис Бэкон, "Эскиз для трех голов", 1962 г. © MoMA

Когда по сюжету сознание маньяка переносится в сознание психолога, мы видим совершенно иную картину, в которой героиня Дженнифер Лопес (в образе Девы Марии) предстает в характерной манере дуэта Пьер и Жиль. Раскрашенные вручную фотографии этого творческого дуэта вдохновлены винтажными открытками и наполнены добродушной иронией, китчем и безудержной наивностью.

Также нельзя не отметить изобретательные костюмы Эйко Исиока, которые великолепно дополнили визуальный ряд и характеры персонажей. Запоминающиеся одежды "внутреннего мира", наполненные грубой, темной чувственностью и вдохновлены работами Иссея Мияки, Жана-Поля Готье и Тьерри Мюглера.

"Клетка", 2000 г. © New Line Cinema
"Клетка", 2000 г. © New Line Cinema

А какие отсылки в фильме увидели вы?