Если в наше время хам звучит оскорбительно, то раньше совсем другое дело...
Район Хамовники начал активно развиваться только в 16-м веке и название своё получил от старинного названия льна - "хам" и льняного полотна "хамьян". На территории района начали возникать слободы, одной из которых как раз и была ткацкая. "Вид на жительство" здесь было получить непросто, только с разрешения государя. Местные полностью обслуживали царский двор, ткацкое дело поощрялось, и слобода процветала.
В эти же времена здесь отстраивается Новодевичий монастырь, который, помнит в своих стенах родственниц самого Петра 1-го.
Здесь провела несколько лет в заточении заключённая после Стрелецкого бунта царевна Софья, не хотевшая отдавать власть младшему брату. Несколько стрельцов в назидание были повешены на дереве напротив окна её кельи, дабы больше неповадно было...Эту страшную сцену можно увидеть на картине Репина:
Здесь же располагался двор первой жены Петра 1-го Евдокии Лопухиной, в честь которой улицы были названы Большая и Малая Царицынские, позже переименованные в Пироговские.
Кстати, Наполеон во время войны 1812-го года приказал своим солдатам фактически "заминировать" монастырь и стереть его с лица земли с помощью пороха и зажжённых фитилей. Но, предвкушая увидеть эффектное зрелище на расстоянии, он не учёл, что отважные монахини практически голыми руками бросятся тушить фитили и спасут монастырь от уничтожения.
Свое название по одной версии монастырь получил от Девичьего поля, на котором и был построен. Якобы на этом поле собирали перед отправкой дань Золотой Орде в виде молодых девиц. Другой вариант возникновения названия Девичьего поля более прост - здесь молодые девушки просто пасли скот, а вечерами пели песни, гуляли и водили хороводы. Есть версия о том, что это поле получило название от воздвигнутого на нём Новодевичьего монастыря, первой игуменьей которого была Елена Московская, носившая фамилию Девочкина. Версий и предположений много, выбирайте любую на свой вкус.
Раньше Девичье поле было местом народных гуляний:
«Есть даже кинохроника того времени: народ с мрачными лицами ходит туда-сюда и что-то покупает в киосках»
Но медицинскому факультету Московского университета требовалась модернизация и расширение научно-исследовательской базы. И в конце 19-го века на Девичьем поле по инициативе Склифосовского появляется Клинический городок, построенный архитектором Константином Быковским. Перед проектированием и строительством архитектор целый год изучал особенности строения медицинских учреждений заграницей и только после этого приступил к работе.
На Большой Пироговской улице возле памятника Николаю Васильевичу Склифосовскому можно увидеть целую схему застройки Клинического городка с наименованием всех зданий.
Вклад Склифосовского в развитие медицины просто неоценим. К примеру, он первый настоял на том, чтобы будущие врачи совмещали теоретические занятия с практическими. В прежнее время студенты такого допуска к практике не имели.
Он ввёл обязательную процедуру кипячения хирургических инструментов перед операцией, тем самым борясь с распространением инфекций. Этот опыт начал применяться уже на фронте в рамках полевого военного госпиталя.
Он изобрёл особый метод сращивания перелома бедренной кости путём закрепления концов металлическими швами. Этот метод до сих пор известен как "русский замок" или "замок Склифосовского".
А ещё Склифосовский, работая в Клиническом городке, впервые применяет систему ведения медицинских карточек пациентов с историей болезни.
Этого умного образованного интеллигентного человека очень любили и уважали коллеги и студенты, с которыми он делился своим опытом. А вот к его семье судьба отнеслась чрезвычайно жестоко.
От двух браков у Склифосовского было семеро детей, но из всех до взрослого возраста дожила лишь одна дочь. Один сын умер младенцем, второй от туберкулёза почек, старшая дочь-инвалид покончила собой. Такая же участь постигла и ещё одного сына Владимира, что серьёзно подкосило здоровье Николая Васильевича. Он перестаёт вести практику, уезжает в поместье Яковцы в Полтаве и там заканчивает свои дни. Ещё двух сыновей Склифосовского уничтожили войны, а самая страшная расправа ждала его парализованную жену и дочь Тамару. Жуткую казнь им устроили махновцы, увидев в их доме портрет Николая Васильевича в мундире царской армии с орденами. Хотя у семьи была на руках бумага, подписанная самим Лениным о том, что репрессии их не касаются, жену Склифосовского зарубили, а дочь изнасиловали и повесили на дереве...Как говорится: врагу не пожелаешь.
На Большой Пироговской памятников знаменитым врачам вообще немало, но один из них дошёл до наших дней ещё с царских времён. А поставлен он был по ходатайству того же Склифосовского, который чувствовал вину перед своим коллегой и знаменитым врачом, в честь которого и улицы были переименованы в Пироговские.
Николай Иванович Пирогов был выдающимся хирургом.
Одним из его неоценимых достижений была разработка безопасной методики анастезии. До тех пор в качестве обезболивания применяли употребление алкогольных напитков, мак или дурман, либо вообще просто били пациента по голове палкой и делали операцию, пока он был в отключке. Сразу вспомнилась известная фраза : "одно лечим, другое калечим". Смешно конечно, но не смешно.
Заграницей в качестве анастезии начали применять во время операций эфир, который капали на салфетку, покрывавшую лицо пациента. Но эфир в чистом виде был вреден, и нередко доходило до летальных исходов.
Пирогов на основе опытов приходит к выводу, что эфир нужно подавать дозированно и проводить анастезию на основе вдыхания его паров через специальную дыхательную маску, потому как эфир смертелен именно в виде жидкости. Сначала он проводит опыты на животных, потом на самом себе. Потом этот метод он начинает применять также в военно-полевом госпитале на раненых солдатах, избавляя их от болевого шока при тяжёлых ранениях и операциях с ампутациями конечностей.
Это не единственное достижение и заслуга гениального хирурга. А доверие и уважение со стороны простых людей к нему были так велики, что однажды, вынеся с поля боя тело солдата с оторванной головой, его велели отнести к медицинской палатке, сказав: "Пирогов пришьёт".
Заболевание, которое раньше времени свело Пирогова в могилу, заподозрил у него после осмотра его ученик, Николай Васильевич Склифосовский. Заключению, что у него рак верхней челюсти и надо срочно оперироваться, Пирогов верить отказался и обратился к своему ученику и выдающемуся врачу в Вене, который его успокоил, поставил неправильный диагноз и назначил бесполезное лечение.
В итоге время было упущено, Пирогов скончался, а Склифосовского мучила совесть, что он не смог убедить учителя в своей правоте. В те времена не принято было ставить памятники каким-то там врачам, но Склифосовский лично добивался разрешения у императора на установку монумента в Клиническом городке.
И с тех пор на Большой Пироговской улице на постаменте восседает Николай Иванович Пирогов, держащий в руке человеческий череп.
У меня он сразу вызвал ассоциацию с Гамлетом. У студентов есть традиция залезать на памятник и тереть череп перед сдачей экзамена, а после выпускного бывшие уже студенты статую Пирогова и бюст Сеченова, находящийся на этой же улице, наряжают в медицинские шапочки и обматывают бинтами. Удалось найти одно более-менее качественное фото такого интересного момента в интернете:
Между прочим, Пирогов был коренным москвичом, а вот где он нашёл своё последнее пристанище, что необычного в этом моменте и какие интересные истории таят в себе памятники и здания Клинического городка, читайте в следующей серии...
Ставьте лайки, оставляйте комментарии, делайте репосты!
Подписывайтесь на мой канал и читайте статьи о достопримечательностях и путешествиях!