Найти тему

Явился дочери на девятый день после смерти. 8 сентября память святого Романа Медведя († 1937)

Роман Иванович Медведь родился в 1874 г. в Замостье Холмской губернии в семье учителя. По окончании Холмской семинарии Роман поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. Духовным отцом студента стал праведный Иоанн Кронштадтский, с которым он впоследствии вел переписку. По окончании академии Роман Иванович вступил в брак с дочерью священника Анной Николаевной Невзоровой, рукоположен во диакона и священника, служил храме св. Марии Магдалины в Санкт-Петербурге.
В 1907 г. отец Роман был переведен в Севастополь, где стал настоятелем собора и благочинным береговых команд Черноморского флота. «В Севастополе нет крыши, под которой бы я не проповедовал», - впоследствии говорил пастырь. Будучи благочинным, отец Роман воспрепятствовал введению на флоте тайной полиции, однако при этом боролся с революционным движением, издал брошюру «О дисциплине и товариществе на флоте», где речь шла об основах православия и о соблазнах революции.
В конце 1917 г. отец Роман едва избежал смерти. Революционно настроенные матросы решили расстрелять священника сразу после Рождества, однако предупрежденный пастырь сразу после богослужения пробрался на вокзал и уехал в Москву. В столице он сначала служил в соборе Василия Блаженного, а с 1919 г. был настоятелем храма святителя Алексия Московского в Глинищевском переулке. Отец Роман сразу же развернул просветительскую деятельность, создал братство. Он служил ежедневно, три раза в неделю устраивал беседы. Известный московский старец, праведный Алексий Мечёв очень ценил отца Романа и однажды сказал ему:
- У тебя стационар, а у меня только амбулатория.
Протоиерей Роман подчеркивал свою лояльность советской администрации, однако это не спасло приход и его духовных детей. С 1918 по 1929 год отца Романа ненадолго арестовывали 15 раз. В 1929 г., когда на Церковь обрушились неведомые прежде гонения, стало понятно, что отец Роман не избежит расстрела или концлагеря. Чтобы уберечь своих близких от преследований как членов семьи «врага народа», протоиерей Роман формально развелся с женой и уговорил ее вернуть себе девичью фамилию.
В феврале 1931 г. отец Роман и все прихожане действительно были арестованы. Духовное единство исповедников было поразительным – почти все держались на допросах очень мужественно. Отец Роман был приговорен к расстрелу, однако приговор был заменен 10-летним сроком. Тогда же был закрыт, а чуть позднее разрушен и храм святителя Алексия.
Жена и дочь Ирина сумели посетить отца Романа в лагере на Беломорканале. Дочь рассказывала о страшных условиях заключения, особенно поразила девушку такая картина: часовые везут по льду большие сани, на которых штабелем сложены замороженные трупы заключенных.
В 1936 г. отец Роман, страдавший от туберкулеза, был отпущен домой умирать. Поселился святой в Малоярославце. В августе 1937 года, чувствуя приближение смерти, отец Роман принял монашество с именем Иосиф. Почти каждый день он причащался Тела и Крови Христовых.
Когда чекисты вновь пришли арестовывать святого, он кашлял кровью. Анна Николаевна спасла мужа от ареста, смело сказав:
- Забирайте, он вот-вот умрет, и мне не надо будет его хоронить.
Палачи решили не возиться с умирающим и ушли. Страдалец благодарно улыбнулся матушке за то, что отстояла его и дала возможность спокойно провести последние дни земной жизни.
Утром 8 сентября исповедник последний раз причастился, а в 7 часов вечера его не стало. На девятый день дочь Ирина увидела отца во сне. Он стоял на коленях перед иконами в золотом облачении и читал «Отче наш». В 1999 г. мощи святого были перенесены из Малоярославца в храм Покрова Богородицы на Лыщиковой горе в Москве.