В начале каждого нового учебного года то и дело возникают проблемы и вопросы, в том числе далеко не новые. Именно к таким и относится вопрос, поднимаемый сегодня. Так ли однозначен ответ на него? Кто и как на него отвечает - об этом и пойдет разговор.
Позиция родителей учеников
Как правило, родители учащихся считают наличие любви учителя к их детям обязательной характеристикой педагогической деятельности.
Их точка зрения исторически и мировоззренчески подкреплена тем, что в поэзии, литературе и искусстве прошлого ребенок рассматривался как ангельское существо - чистое, непорочное, наивное и очень светлое. Как же можно не любить его?
Эта позиция, разумеется, имеет свою сильную сторону. Если работа учителя строится на безусловной любви к детям, то она - огромная социально-культурная и психологическая ценность. Такой учитель при прочих равных всегда будет лучше воспитывать, развивать учащихся, оптимальнее взаимодействовать с ними, даже улучшая их здоровье.
Исходя из этого, многие родители считают совершенно нормальным делегировать учителю начальной и классному руководителю средней школы часть своих родительских функций: например, дать ребенку вовремя таблетку; проследить, чтобы он не снимал теплую кофточку; помочь собрать портфель и не забыть шапку...
Только вот оппоненты при этом сохраняют скепсис. Что значит "учитель обязан любить детей"? В каком документе это указано? Каким образом можно замерить наличие или отсутствие любви учителя к детям? И как можно сочетать почти материнскую любовь к детям с необходимостью оценивать их учебные успехи в баллах?
Позиция учителей
Еще учась в вузе, будущие учителя читали труды великих педагогов прошлого и современности, где говорилось о любви учителя к детям. Они с этим согласны.
Вот как в книге "Здравствуйте, дети" предъявлял к себе как к педагогу высочайшие требования Ш.А. Амонашвили: "Если я стремлюсь проявить свою действительную любовь к детям, я обязан сделать это в наилучших формах". Действительно, педагоги не спорят с тем, что любовь учителя к детям дает уникальные результаты. Она же является и одним из высших проявлений профессионализма педагога.
Но ожидания и реальность редко совпадают. Если раньше педагога стремились допустить к работе не только по уровню знаний, но и по обладанию лучшими душевными качествами, то ныне профессия учителя давно стала массовой. А в наши дни - еще и очень, очень трудной. Дело приходится иметь с разными, в том числе сложными, детьми и подростками: агрессивными, неуправляемыми, безучастными, бесшабашными, депрессивными, запущенными, психически нездоровыми, имеющими криминальный опыт и др.
Профессия учителя ныне по уровню эмоционального выгорания - в числе первых. Возможно ли сохранить при этом любовь, даже если она и была? Кстати, современный учитель практически не защищен не только от неправедных претензий родителей, но и от оскорблений, а также физического насилия со стороны учеников.
Позиция психологов
Психологи занимают взвешенную позицию в том, что любить поголовно всех детей учителю совершенно нереально, хотя к некоторым из них вполне возможно относиться именно с любовью.
Должностные обязанности учителя регламентированы весьма обширной нормативно-правовой базой, трудовым договором, где о любви к детям не сказано ни одного слова. Продиагностировать наличие данного типа любви у учителей тоже невозможно.
В современной педагогической литературе уже отсутствует обсуждение вопроса о любви учителя к детям. Вместо этого часто упоминается необходимость сформированных профессиональных компетенций. В этом случае правильнее говорить не о любви, а о безусловном принятии ребенка.
Психологи рассматривают еще один ракурс этой проблемы. Когда педагог работает с детьми и подростками, им важно иметь от него внимание, заботу и помощь. Чтобы стать настоящим старшим другом и наставником для детей, необходимо искренне любить взаимодействие с ними, помогая, от души желая им добра. Когда это идет от всего сердца, это замечательно. Но, тем не менее, можно ли это назвать любовью? Вопрос остается открытым.
И какой же в итоге напрашивается вывод
Дорогие читатели, выводов у нас получилось три. Первый - педагогу просто необходимо любить детей. Второй - любить всех детей нереально, их надо стараться принимать. Но любить можно и нужно тех, к кому открылось само сердце, без внешних усилий. Третий вывод таков: если учитель испытывает любовь к преподаванию, воспитанию детей, если ему нравится педагогическая деятельность, он горит на работе - это тоже разновидность любви к детям и очень хороший педагог.
Пожалуйста, укажите, какой из наших выводов совпадает с вашим? А может, у вас совсем другое мнение? Расскажите нам о нем. И еще необычное задание: кого из изображенных детей вы готовы были бы принять, а кого - полюбить? Почему?