Найти тему
Свет к свету

Обязан ли учитель любить учеников

Оглавление

В начале каждого нового учебного года то и дело возникают проблемы и вопросы, в том числе далеко не новые. Именно к таким и относится вопрос, поднимаемый сегодня. Так ли однозначен ответ на него? Кто и как на него отвечает - об этом и пойдет разговор.

Позиция родителей учеников

Как правило, родители учащихся считают наличие любви учителя к их детям обязательной характеристикой педагогической деятельности.

Эмиль Мунье (1840 - 1895). "Девочка с голубем". На картине белый голубь олицетворяет духовную суть прелестной маленькой девочки. Фото взято из открытого доступа в интернете. https://crosti.ru/patterns/00/20/38/98_picture_98a5e80c.jpg.
Эмиль Мунье (1840 - 1895). "Девочка с голубем". На картине белый голубь олицетворяет духовную суть прелестной маленькой девочки. Фото взято из открытого доступа в интернете. https://crosti.ru/patterns/00/20/38/98_picture_98a5e80c.jpg.

Их точка зрения исторически и мировоззренчески подкреплена тем, что в поэзии, литературе и искусстве прошлого ребенок рассматривался как ангельское существо - чистое, непорочное, наивное и очень светлое. Как же можно не любить его?

Эта позиция, разумеется, имеет свою сильную сторону. Если работа учителя строится на безусловной любви к детям, то она - огромная социально-культурная и психологическая ценность. Такой учитель при прочих равных всегда будет лучше воспитывать, развивать учащихся, оптимальнее взаимодействовать с ними, даже улучшая их здоровье.

Исходя из этого, многие родители считают совершенно нормальным делегировать учителю начальной и классному руководителю средней школы часть своих родительских функций: например, дать ребенку вовремя таблетку; проследить, чтобы он не снимал теплую кофточку; помочь собрать портфель и не забыть шапку...

Только вот оппоненты при этом сохраняют скепсис. Что значит "учитель обязан любить детей"? В каком документе это указано? Каким образом можно замерить наличие или отсутствие любви учителя к детям? И как можно сочетать почти материнскую любовь к детям с необходимостью оценивать их учебные успехи в баллах?

Позиция учителей

Еще учась в вузе, будущие учителя читали труды великих педагогов прошлого и современности, где говорилось о любви учителя к детям. Они с этим согласны.

.Шалва Александрович Амонашвили. Фото взято из открытого источника в интернете.https://econet.ru/media/1077/covers/60089/original.jpg?1433355663
.Шалва Александрович Амонашвили. Фото взято из открытого источника в интернете.https://econet.ru/media/1077/covers/60089/original.jpg?1433355663

Вот как в книге "Здравствуйте, дети" предъявлял к себе как к педагогу высочайшие требования Ш.А. Амонашвили: "Если я стремлюсь проявить свою действительную любовь к детям, я обязан сделать это в наилучших формах". Действительно, педагоги не спорят с тем, что любовь учителя к детям дает уникальные результаты. Она же является и одним из высших проявлений профессионализма педагога.

Но ожидания и реальность редко совпадают. Если раньше педагога стремились допустить к работе не только по уровню знаний, но и по обладанию лучшими душевными качествами, то ныне профессия учителя давно стала массовой. А в наши дни - еще и очень, очень трудной. Дело приходится иметь с разными, в том числе сложными, детьми и подростками: агрессивными, неуправляемыми, безучастными, бесшабашными, депрессивными, запущенными, психически нездоровыми, имеющими криминальный опыт и др.

Профессия учителя ныне по уровню эмоционального выгорания - в числе первых. Возможно ли сохранить при этом любовь, даже если она и была? Кстати, современный учитель практически не защищен не только от неправедных претензий родителей, но и от оскорблений, а также физического насилия со стороны учеников.

Позиция психологов

Психологи занимают взвешенную позицию в том, что любить поголовно всех детей учителю совершенно нереально, хотя к некоторым из них вполне возможно относиться именно с любовью.

Художник Евгений Александрович Груздев (род.в 1975 г.) "Портрет мальчика". Здесь видно, что перед нами не пай-мальчик, а человек со своим характером и своими взглядами. Фото взято из открытого источника в интернете. https://i.pinimg.com/originals/aa/9a/c8/aa9ac823fca278f6b34de9c9b980aa76.jpg
Художник Евгений Александрович Груздев (род.в 1975 г.) "Портрет мальчика". Здесь видно, что перед нами не пай-мальчик, а человек со своим характером и своими взглядами. Фото взято из открытого источника в интернете. https://i.pinimg.com/originals/aa/9a/c8/aa9ac823fca278f6b34de9c9b980aa76.jpg

Должностные обязанности учителя регламентированы весьма обширной нормативно-правовой базой, трудовым договором, где о любви к детям не сказано ни одного слова. Продиагностировать наличие данного типа любви у учителей тоже невозможно.

В современной педагогической литературе уже отсутствует обсуждение вопроса о любви учителя к детям. Вместо этого часто упоминается необходимость сформированных профессиональных компетенций. В этом случае правильнее говорить не о любви, а о безусловном принятии ребенка.

Психологи рассматривают еще один ракурс этой проблемы. Когда педагог работает с детьми и подростками, им важно иметь от него внимание, заботу и помощь. Чтобы стать настоящим старшим другом и наставником для детей, необходимо искренне любить взаимодействие с ними, помогая, от души желая им добра. Когда это идет от всего сердца, это замечательно. Но, тем не менее, можно ли это назвать любовью? Вопрос остается открытым.

И какой же в итоге напрашивается вывод

Художник Валентин Серов. "Мика Морозов."  Ребенок на картине мастерски изображен так, что, только присев, он уже готовит руки, чтобы вскочить и побежать дальше. Фото взято из открытого источника в интернете. https://i.pinimg.com/originals/61/70/8a/61708a27da950bcfb88954e2a52402b5.jpg
Художник Валентин Серов. "Мика Морозов." Ребенок на картине мастерски изображен так, что, только присев, он уже готовит руки, чтобы вскочить и побежать дальше. Фото взято из открытого источника в интернете. https://i.pinimg.com/originals/61/70/8a/61708a27da950bcfb88954e2a52402b5.jpg

Дорогие читатели, выводов у нас получилось три. Первый - педагогу просто необходимо любить детей. Второй - любить всех детей нереально, их надо стараться принимать. Но любить можно и нужно тех, к кому открылось само сердце, без внешних усилий. Третий вывод таков: если учитель испытывает любовь к преподаванию, воспитанию детей, если ему нравится педагогическая деятельность, он горит на работе - это тоже разновидность любви к детям и очень хороший педагог.

Пожалуйста, укажите, какой из наших выводов совпадает с вашим? А может, у вас совсем другое мнение? Расскажите нам о нем. И еще необычное задание: кого из изображенных детей вы готовы были бы принять, а кого - полюбить? Почему?

Художник Владимир Сергеевич Гусев (род.в 1957 г.). "На Патриарших прудах". Можно ли назвать эту девочку беспечной? Готово ли Ваше сердце открыться лля нее? Фото взято из открытого источника в интернете. https://i.pinimg.com/originals/12/be/ef/12beef437645a5bd5d9ce84724f45d1c.jpg
Художник Владимир Сергеевич Гусев (род.в 1957 г.). "На Патриарших прудах". Можно ли назвать эту девочку беспечной? Готово ли Ваше сердце открыться лля нее? Фото взято из открытого источника в интернете. https://i.pinimg.com/originals/12/be/ef/12beef437645a5bd5d9ce84724f45d1c.jpg

С началом нового учебного года, дорогие читатели!