Соловецкий монастырь - старинный духовно-культурный центр центр России, покровительство которому оказывали почти все государи, начиная с Василия 3, стал крупнейшим очагом сопротивления прошедшей в 1654 г. церковной реформе.
В этой старейшей обители, основанной в 1430-е гг. новгородскими монахами Зосимой, Германом и Савватием, было одно из богатейших книжных собраний, со всех уголков страны сюда стекались огромные толпы паломников, а укреплённые каменные стены являлись надёжным оборонительным форпостом всего региона. Могущество монастыря опиралось на его экономическую мощь, в частности богатые лесные и речные промыслы, успешные торговые операции, а так же обширные земельные угодья, расположенные по рекам Онега, Кемь и Выг.
Неприятие Никоновской реформы и ответные меры.
Ощущая себя не просто старинным центром русского православия, но и хранителем истинного благочестия, здешние монахи крайне негативно отнеслись к богослужебным новшествам, заявленным на Церковном Соборе 1654г. Неприятие усилил и тот факт, что инициатором выступил патриарх Никон, которого очень хорошо знали в обители, поскольку он в течении нескольких лет (1649-1652) возглавлял Новгородскую митрополию, в ведении которой находился Соловецкий монастырь.
Репутация патриарха Никона среди соловецкой братии, мягко говоря, оставляла желать лучшего, а поэтому неприятие его реформ легло на хорошо подготовленную почву. Было решено игнорировать "московские новины" и ничего не изменять в прежней богослужебной практике. Кроме того, Соловецкий монастырь посетил Иван Неронов - один из главных оппонентов патриарха, которому устроили показной торжественный приём, что не осталось незамеченным в столице.
Первые новопечатные книги, в частности служебники и скрижали, доставили на соловки в конце 1657г., однако большинство монахов наотрез отказалось их использовать, и тогда власть решила действовать по-другому. После смерти архимандрита Илии новым настоятелем монастыря был утверждён избранный монахами архимандрит Варфоломей, которому патриаршие посланники поставили главную задачу - аккуратно и неспешно, но твёрдо и неуклонно перейти на новый обряд. Однако Варфоломей слишком рьяно взялся за порученное дело, чем быстро нажил немало врагов.
Вплоть до Большого Московского Собора 1666-1667гг. противостояние монахов протекало в относительно мирной позиционной борьбе. Но накануне Большого Собора соловецкие монахи сочинили челобитную на имя царя, в которой умоляли его не позволять "иноземцам и наёмником нашея православныя веры впредь дерзновения не подати", ибо "от того начаша быти вся неполезная - морове и войны безвременныя, и пожары частыя, и скудность хлебная, и всяких благих оскудение". Однако после окончания Большого Собора, на котором верховная власть не только отвергла эту челобитную, но и заточила в монастырскую темницу соборного старца Александра Стукалова, привёзшего её в Москву, ситуация резко изменилась.
Соловецкое "сидение".
Началом Соловецкого восстания или "сидения", стал отказ большинства иноков принять нового архимандрита-назначенца Иосифа, присланного из столицы. Более того, монастырская братия не только избрала своего архимандрита, которым стал старец Никанор, но и сочинила очередную челобитную на имя царя, в которой де-факто объявило государству войну:
"Не вели, государь, болше того учителей к нам присылать напрасно, понеже отнюдь не будем прежней своей православной веры пременить, и вели, государь, на нас свой меч прислать царьской и от сего мятежного жития преселити нас на оное безмятежное и вечное житие"
Правительство расценило эту челобитную как настоящий ультиматум и в ответ направило на Соловки отряд стрельцов во главе с царским стряпчим воеводой Игнатием Андреевичем Болоховым, который, быстро устроив экономическую блокаду монастыря, намеревался взять его измором. Однако местные крестьяне постоянно подвозили мятежным монахам съестные припасы, да и сами государевы стрельцы, среди которых было немало архангельских, холмогорских, вологодских и кемских уроженцев, не горели особым рвением воевать с бунтующей обителью.
Продолжавшаяся в течении нескольких лет осада монастыря (1668-1672) не принесла каких-либо результатов, и Соловецкая обитель всё больше стала превращаться в серьёзный дестабилизирующий фактор для страны. Оттуда потоком лилась пропаганда против "никонианских новин", постоянно раздавались призывы жечь "латинские книги", ломать "латинские крыжи"(четырёхконечные кресты) и уничтожать всю церковную утварь с их изображением. Неудивительно, что происходящее вызывало у властей не только раздражение, но и тревогу. Поэтому ликвидация этого опасного очага церковной смуты, особенно после недавнего бунта атамана С.Т. Разина, стала одной из главных задач русского правительства.
В апреле 1672г. новым соловецким воеводой был назначен московский стрелецкий сотник Климент Андреевич Ивлиев, а к прежним 220 стрельцам добавились 500 стрельцов из московских посадских слобод.
Однако не справившись с поставленной задачей усмирения Соловецкого бунта, он тоже вскоре был отставлен от дел, и в сентябре 1673г. новым соловецким воеводой назначен царёв стольник Иван Алексеевич Мещеринов (Мещерский), которому прямо было дано указание начать боевые действия против монахов-бунтовщиков.
Предательство, расправа и грабёж.
На сей раз боевые действия велись по всем правилам военной науки, а войско пополнилось 800 двинских и холмогорских стрельцов. В 1674-1675гг. вокруг монастыря проводились осадные работы: помимо подкопов под монастырские башни и осушение колодцев путём перекрытия плотин, были устроены 13 "земляных городков" (пушечных батарей), которые стали методично бомбить монастырские стены и двор. Однако все эти усилия оказались напрасны и тогда Мещеринов предпринял два неудачных штурма монастырской цитадели, в ходе которых только убитыми потерял 68 стрельцов. Казалось, что осада неприступной цитадели будет продолжаться ещё не один год, однако в конце января 1676г. через потайной ход у белой башни в монастырь проник отряд из 50 стрельцов во главе с майором Степаном Келиным и иноком-предателем Феоктистом.
Воевода Мещеринов не только жестоко расправился с мятежными монахами, казнив на месте 28 иноков во главе с архимандритом Никанором, но и весьма основательно разорил и пограбил монастырь, присвоив себе, помимо золотой и серебряной утвари и "мягкой рухляди" (мехов), почти 2150 рублей - огромную по тем временам сумму. За сей разбой, в феврале 1677г. он был арестован и под крепким караулом отправлен в Москву, где был предан скорому суду, а затем и тюремному заключению. После захвата монастыря туда был послан новый настоятель архимандрит Макарий, а на место Соловецкого воеводы прибыл очередной царёв стольник князь Владимир Андреевич Волконский.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации - https://dzen.ru/arshistorica