Найти тему
Открытая семинария

"Тогда придут радость и веселье, и множество благ от земли и моря произыдет": пророчество святого Андрея Юродивого о Белом царе

Андрей Юродивый
Андрей Юродивый

Что особенно поражает в пророчествах о Белом царе, так это удивительное единство пророчеств, данных и записанных в различные эпохи. Пророчества могут быть краткие и длинные, они могут содержать или не содержать те или иные детали, но они никогда не противоречат друг другу и, как будто, стремятся быть частью единого целого. И в значительной степени "единое целое" изложение пророчеств о Белом царе найдено в Сборнике Льва Мудрого, в котором собраны и отчасти систематизированы пророчества о Белом царе.

Тем не менее есть еще много отдельных пророчеств, переданных через тех или иных святых людей Божиих, в самые разные эпохи, о самом главном - о "последнем императоре" светловолосого народа, о Предтече, о Белом царе. Вот и пророчество Андрея Юродивого относящееся к первой трети 10-го века, вполне согласно с уже знакомыми нам и, возможно, восполняет кое-что из того, что могло пройти мимо нашего внимания.

Конечно, как житель Константинополя, Андрей Юродивый во многом помышляет о своем городе - семихолмном - который будет предан в руки мусульман и блестящей византийской цивилизации придет конец. Далее он говорит о последних временах, когда придет избавление его народу и его городу - но придет оно от другого народа, от светловолосых. И от помазанного царя этого народа, который и есть Бедный или Белый царь. Посмотрим, на каких деталях сосредоточено пророчество Андрея Юродивого. Прочитаем а потом, как обычно, сделаем некоторые выводы:

-2
«Град сей, которому назначено господствовать над многими народами, будет необорим для иноплеменников... Но идет молва, что он откроет внутренний доступ к себе роду агарянскому и тот великое множество народа мечом убьет.
Я же говорю, что явится и светловолосый род, чье имя заключено в осьмнадцатой из двадцати четырех букв, соединенных в правильный порядок, и ноги грешников ступят на полы устланные. Горе им от двух отраслей, чьи мечи подобны ветру, а серпы, посекающие колос медно-красный в жатву, не обращаются вспять и позади себя ничего не оставляют...
В последние же дни восставит Господь Бог царя из нищеты, и тот вступит [во град] с правдой великой. И будет мир по подобию мира, бывшего во дни Ноевы, ибо не станут более воевать. И оттого что не будет войны на земле, перекуют свои мечи на плуги, серпы и [прочие] земледельческие орудия.
И обратит [царь] лицо свое на восток и смирит сынов Агари, ибо прогневается на них Господь наш Иисус Христос за беззаконие содомское, которое они творят. Из них многие примут Святое Крещение и у благочестивого царя того в почете окажутся, прочих же он истребит, огнем сожжет и [всякой иной] насильственной смерти предаст.
В те времена все восстановится, и Иллирик [станет частью державы] ромеев, и Египет обретет врата свои. И наложит [царь] десницу свою на окрестные народы, и покорит светловолосый род, и ненавистников своих победит.
И царство удержит в течение тридцати двух лет, подати же и дары двенадцать лет взиматься не будут. Восстановит разоренные сокровищницы и храмы святые отстроит. Не будет в те дни ни тяжб, ни неправедного с беззаконником, ибо устрашится лица [царского] вся земля, и всех сынов человеческих понудит он из страха пред ним быть целомудренными, и среди вельмож своих всякого законопреступника истребит... Тогда настанут радость и веселье, и множество благ от земли и моря произыдет. И будет, как было во дни Ноевы... Когда же минет владычество его, придет начало зол.»
-3

Шаг за шагом будем исследовать этот удивительный текст.

Град сей, которому назначено господствовать над многими народами, будет необорим для иноплеменников... Но идет молва, что он откроет внутренний доступ к себе роду агарянскому и тот великое множество народа мечом убьет.

Когда Андрей Юродивый говорит "град сей" он, конечно, прежде всего имеет ввиду свой град на семи холмах - Константинополь, Царьград, Второй Рим. Но вольно или невольно он пророчествует и о Третьем Риме, семихолмном - Москве. Пророчество Льва Великого, к примеру, выносит обитание Белого царя за пределы Византии. Да и Андрей Юродивый далее фокусируется на светловолосом народе, и это нашему граду, Москве, "назначено господствовать над многими народами".

-4
Я же говорю, что явится и светловолосый род, чье имя заключено в... осьмнадцатой из двадцати четырех букв, соединенных в правильный порядок...

Здесь в рукописи есть несколько пробелов и неразборчивых слов, и разные переводчики немного по-разному переводят слова. Но оно явственно перекликается с пророчеством Льва Мудрого. Вспомните:

(27) Он вырос в семье, имя которой состоит из 80. И это из 12-го элемента. А второе имя пишется с первой буквы на 18-ю букву. Оно подобно Всевышнему Богу.

"Имя заключено в осьмнадцатой из двадцати четырех букв" и "второе имя пишется с первой буквы на 18-ю букву" - это, похоже, одно и то же пророчество.

В греческом алфавите 24 буквы. 18-ой буквой является Σ - сигма. Также и пророчество Святого Тарасия, патриарха Константинопольского (занимавшего Константинопольский патриарший престол в 784–806 годах) говорит:

Воздвигнется междоусобная брань, и погибнет весь род неверный. И восстанет тогда святой царь, в имени которого [буква] йота в начале, а также Σ (сигма).

Мы не будем сейчас подробно разбирать эту шараду, а просто отметим ее. Тут есть над чем поломать голову.

-5
"И хоть ноги грешников будут ступать по полам коврами устланными, горе им от двух отраслей, чьи мечи подобны ветру, а серпы, посекающие колос медно-красный в жатву, не обращаются вспять и позади себя ничего не оставляют..."

Помазанник в Свяшенном Писании зовется зачастую словом "отрасль". Цитирую из Большого Библейского Словаря: "ОТРАСЛЬ: СИМВОЛ МЕССИИ В следующих ключевых отрывках слово «отрасль» используется как символ Мессии (Помазаннику)." Но этот титул по отношению к Помазаннику дается только в тех случаях, когда Помазанник появляется неожиданно, из прерванной, казалось бы, династии. К примеру пророк Исаия (Ис 11:1, Ис 4:2 и др) изображает царский род Давида как падшую династию, срубленное дерево - от которого, тем не менее, восстанет однажды Отрасль (помазанный царь).

В Зах 3:8; Зах 6:12 образ Отрасли применяется к восстановлению монархии восле 108 лет без царя. Отрасль будет исполнять функции царя, царский род возродится. Зоровавелю предстояло в буквальном смысле царем-отраслью - восстановителем монархии. "Две отрасли" - это, вероятно, упоминание о двух последних помазанниках, царе и пророке (Откр 11), которые разгоняют всю шайку-лейку высокопоставленных грешников.

В последние же дни восставит Господь Бог царя из нищеты, и тот вступит [во град] с правдой великой. И будет мир по подобию мира, бывшего во дни Ноевы, ибо не станут более воевать. И оттого что не будет войны на земле, перекуют свои мечи на плуги, серпы и [прочие] земледельческие орудия.
-6

Читатели, вероятно, узнали здесь как Бедного, или Белого царя, так и слова из пророка Исаии, который говорит о Дне Господнем (о времени Предтечи):

"И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать." Исаия 2:4

Читаем дальше:

И обратит [царь] лицо свое на восток и смирит сынов Агари, ибо прогневается на них Господь наш Иисус Христос за беззаконие содомское, которое они творят. Из них многие примут Святое Крещение и у благочестивого царя того в почете окажутся, прочих же он истребит, огнем сожжет и [всякой иной] насильственной смерти предаст.

Сравните с текстом Льва Мудрого:

(5) При кончине Измаильтян он будет открыт; он проследует в те дни к юго-западу, и будет первый вторым, а второй первым.

(15) И в третий раз даст ему каменные скрижали, на которых вырезаны две заповеди: наказать язычников и привести их к праведности, и нечестие изгнать, и творящих содомские дела пожечь огнем.

(16) Равно и худых священников из святилища изгнать и достойных поставить к учению Божественных истин, потому что это угодно Богу неба и земли.

-7

Измаильтяне — народы, описанные в Библии, потомки Измаила, 12 сыновей которого сделались князьями народов или племён Измаильских. Считаются прародителями западноаравийских племен – лидеров мусульманского мира. С приходом Белого царя происходит прорыв в отношениях между мусульманами и христианами, так что многие мусульмане "у благочестивого царя того в почете окажутся". Другие пророчества уточняют, что "измаильтяне" в ту пору пострадают не от рук Белого царя, но, похоже, еще прежде - от его народа. Но об этом надеюсь поговорить подробнее разбирая пророчества Мефодия Патарского и надписи на гробнице Константина Великого. Читаем дальше:

В те времена все восстановится, и Иллирик ромеев, и Египет обретет врата свои. И наложит [царь] десницу свою на окрестные народы, и покорит светловолосый род, и ненавистников своих победит.

Из этого текста может сложиться впечатление, что светловолосый род - это не народ Белого царя, но народ, который ему предстоит покорить. Но, повторяю, рукопись эта имеет много пробелов, и текст не всегда просто восстановить. К тому же в ряде других пророчеств "светловолосый род" завоюет Царьград, возьмет его у измаильтян - похоже, прямо накануне явления Белого царя народу. Но в пророчестве Льва Мудрого и в ряде других документов Белый царь назван царем светловолосого народа. Таким образом, скорее всего под "завоюет" имеется ввиду не военное завоевание, а обретение власти и уважения иным образом - ведь даже завоевать можно по-разному, не обязательно для этого устраивать кровавые побоища. Читаем дальше:

-8
И царство удержит в течение тридцати двух лет, подати же и дары двенадцать лет взиматься не будут.

Мы подробно писали, что согласно пророчествам время царствования Белого царя составляет около 36 лет. (См. Сколько продлится Царство Белого царя? и О продолжительности грядущего Царства Святой Руси.) А еще и из иного источника сегодня добавлю, о котором не говорил, кажется, прежде - пророчестве Мефодия Патарского (умер в 312) о Белом царе:

И по возвращении его [с Востока] отверзутся сокровищницы земные, и обогатятся все, и не будет у них нищего, и земля даст плод свой сторицей. И перекуют все оружие на плуги и серпы. И царствования его будет лет тридцать пять.

Почему же в пророчестве Андрея Юродивого речь идет о 32 годах? Дело в том, что под 32 годами имеются ввиду годы процветания - о которых и говорят последующие стихи. А вот последние три с половиной года Белого царя - это время тяжелое и для него, и для мира. А вместе, конечно, это дает 36 лет. Читаем дальше:

Восстановит разоренные сокровищницы и храмы святые отстроит. Не будет в те дни ни тяжб, ни неправедного с беззаконником, ибо устрашится лица [царского] вся земля, и всех сынов человеческих понудит он из страха пред ним быть целомудренными, и среди вельмож своих всякого законопреступника истребит...

Об этом же мы читаем и в других пророчествах. Наконец, последнее предложение:

Тогда придут радость и веселье, и множество благ от земли и моря произыдет. И будет, как было во дни Ноевы... Когда же минет владычество его, придет начало зол.

В этом стихе пропущены несколько слов, затерты либо временем, либо цензорами. Но мы легко восстановим значение пропущенного, если вспомним, что говорил Иисус Христос о последних временах, когда сравнивал их со днями Ноя:

-9
37 но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого:
38 ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошёл Ной в ковчег,
39 и не думали, пока не пришёл потоп и не истребил всех, — так будет и пришествие Сына Человеческого. Евангелие от Матфея 24

Это еще раз подтверждает, что пророческий Белый царь и есть один из двух последних помазанников из Откровения 11, которые меняют облик всего мира. И со смертью Белого царя открывается очень краткий тяжелый период, который заканчивается наказанием злодеев и избавлением народа Божиего со Вторым пришествием Иисуса Христа.

Думаю, не стоит пока сосредотачиваться на этих последних годах Белого царя, и на последних днях - после его смерти. Лучше, вместе с пророчествами, смотреть на "радость и веселье, и множество благ от земли и моря", которые придут с Царством Святой Руси.