Найти в Дзене
IT Логово | Новости

Cloud vs on-premise: что лучше и кому подойдет

Оглавление

On-premise и Cloud – два разных по смыслу способа развертывания программного обеспечения (ПО) и хранения данных. Какой из них лучше выбрать бизнесу с точки зрения финансов, полезности и безопасности? Преимущества и недостатки каждого способа разберем в этом материале.

В течение последних 15 лет облачные технологии заметно усилили свои позиции. «Облака» потеснили традиционные парки серверов, которые предприятия создавали и настраивали под себя. В 2022 году «Технологии Доверия» и SberCloud опросили более 650 руководителей, чтобы выяснить уровень зрелости российского бизнеса в сфере on-cloud (полное исследование по ссылке).

Выяснилось, что за 2019-2022 гг. число предприятий, пользующихся облачной инфраструктурой, увеличилось в три раза. К 2025 году 85% российских компаний собираются применять облачные технологии – прогнозирует VK Cloud Solutions (подробнее).

On-cloud популярен, поскольку это просто, удобно и относительной дешево. Для доступа ко всем данным и ПО требуется лишь интернет-соединение. Владелец программы, провайдер следит за техническим состоянием серверов, отвечает за обновление и расширение инфраструктуры, за выполнение резервного копирования данных и т. д. Это позволяет компаниям сэкономить главные ресурсы – время и деньги.

On-cloud: для всех ли компаний подходит?

«Облака» позволяют хранить информацию и пользоваться приложениями так, чтобы они не занимали много места. На рынке on-cloud в форматах SaaS (Software as a Service — программное обеспечение как услуга), IaaS (Infrastructure as a Service — инфраструктура как услуга), PaaS (Platform as a Service — платформа как услуга) предлагают такие компании-разработчики и провайдеры, как Figma, 1С Облако, VK Cloud, Битрикс24, Compass и др.

К безусловным преимуществам on-cloud можно отнести:

  • Доступность из любой точки мира.

Доступа к интернету достаточно для того, чтобы пользоваться корпоративной библиотекой, ПО, рабочими данными. Это особенно актуально для компаний с офисами в разных странах.

  • Малые затраты.

Расходы на пользование облачными решениями минимальны и ограничиваются абонентской платой за определенный период (месяц, год и т. д.). В течение оплаченного срока компания спокойно пользуется услугой. В этом плане on-cloud выгодно отличается от on-premise, который подразумевает развертывание собственных серверных и внушительные инвестиции.

  • Гибкость и масштабируемость.

Поставщик услуги предлагает своим клиентам широкую сетку абонентских тарифов. Компания может выбрать необходимый пакет услуг, а когда бизнес начнет расширяться, тариф можно легко адаптировать под новый запрос.

Однако on-cloud – это, конечно, не «волшебная таблетка». Если поставщик не настроил функцию резервного копирования, то сбои оборудования и программные ошибки могут привести к безвозвратной потере информации. В случае если поставщик услуги хорошо проработал вопрос защитных механизмов и стабильности серверов, то клиент может не беспокоиться за свои данные – доступ третьих лиц к ним будет исключен.

Таким образом, on-cloud – наиболее подходящий вариант для компаний с ограниченным бюджетом. С облачными технологиями может успешно работать начинающий бизнес, у которого пока нет никакой инфраструктуры. Также «облака» – оптимальный выбор для компаний, которые постоянно занимаются тестированием ПО и хотят сократить свои издержки.

Преимущества и недостатки on-premise

В отличие от on-cloud, собственные сервера дают компании несколько большую гарантию сохранение данных в безопасности. Вся информация и ПО сосредоточены на локальных серверах, что до минимума снижает вероятность несанкционированного доступа через интернет. Сотрудники, отвечающие за информационную безопасность в компании, могут адаптировать систему под себя: использовать свои протоколы безопасности и способы мониторинга.

В долгосрочной перспективе затраты на on-premise оправданы тем, что данные находятся в большей безопасности и рабочие процессы не зависят от качества услуг, предоставляемых провайдером. Действительно, первоначальные инвестиции в приобретение собственного оборудования и ПО могут достигать 8 млн руб. (подробный расчет затрат здесь). Кроме того, ежемесячные затраты на поддержание инфраструктуры могут составлять 320 тыc. руб. Немало, но такова стоимость хранения данных в закрытом контуре.

Как и у любого решения, свои слабые места есть и у on-premise. Главное из них – высокие денежные расходы на:

  • Приобретение собственного оборудования и ПО. При этом расширение бизнеса потребует очередных дозакупок.
  • Поддержание работоспособности системы. Для компании наличие собственных серверов – это, как минимум, ежемесячные затраты на команду IT-инженеров, обслуживающих инфраструктуру.

On-premise скорее используют компании, обязанные соблюдать специальные требования по безопасности: банки, сотовые операторы, госструктуры и т. д. Данные, с которыми они работают, должны храниться на собственных серверах. Кроме того, это решение подойдет организациям с плавным темпом работы без непредсказуемых нагрузок на инфраструктуру.

Третий путь: on-cloud с возможностью on-premise

Свои сильные и слабые стороны есть у обоих способов развертывания ПО и хранения данных. Однако если объединить в одном продукте лучшее от on-cloud и on-premise, то получится защищенное, бюджетное и удобное it-решение. Такие продукты уже есть на российском рынке. Расскажем о них подробнее на примере корпоративного мессенджера Compass.

Compass работает преимущественно по модели on-cloud. Клиент скачивает приложение на свой компьютер и получает доступ к облачному пространству. В нем удобно выстраивать деловые коммуникации: отправлять сообщения, созваниваться, делиться документами и файлами и т. д. Вся информация хранится на сервере без лимитов по времени, обеспечивая сохранность данных.

При этом данные находятся не только в сохранности, но и в безопасности. Гибкие настройки позволяют:

  • запретить скачивание файлов из мессенджера,
  • закрыть доступ определенных лиц к чатам,
  • удалить сотрудника из рабочего пространства и предотвратить возможную утечку паролей и документов.
-2

Своим клиентам Compass предлагает on-premise версию, которую можно разместить на серверах компании. Такой вариант подойдет организациям, которые хотят хранить данные на собственных серверах. Когда мессенджер будет размещен локально, доступ третьих лиц к данным будет физически невозможен. При этом все полезные функции мессенджера сохранятся, а его стоимость по тарифный плану «бизнес» будет в любом случае ниже по сравнению с развертыванием парка серверов.

Таким образом, соединение в одном продукте on-cloud и on-premise дает пользователю возможность быстро и недорого закрыть свои потребности – в хранении данных, использовании приложений для работы, деловой коммуникации и т. д. Будущее, очевидно, за сервисами, которые будут воплощать в себе лучшее обоих способов: комфорт, безопасность и доступность.