Совсем недавно 16 лет исполнилось BioShock - шутеру от первого лица от ныне закрытой Irrational Games. В своё время игре удалось получить очень высокие оценки, а также огромное количество наград. Мы решили вернуться в 2007 год на пару десятков часов, вспомнить этот культовый шутер и понять, прошел ли он проверку временем.
Наследие из прошлого
Вообще, по заявлению разработчиков из Irrational Games, BioShock является наследником другого проекта студии - System Shock 2. И правда, если начать сравнивать игры лоб в лоб, то можно найти множество сходств. Плазмиды являются полным аналогом псионических способностей, на локациях есть камеры и турели, которые можно взламывать, в обеих играх есть призраки, возможность улучшать оружие, а также аудиодневники, из которых можно узнать больше о произошедшем в мире игры.
Так много сходств между этими двумя проектами - не случайность. Изначально, начав работу над новым проектом, студия решила просто еще раз создать System Shock 2, ведь однажды у них он уже получился. Разработчики хотели взять все лучшие механики из своего проекта, а также исправить ошибки и проблемы, которые они допустили. Но по итогу разработка была приостановлена и возобновилась лишь через два года.
За все время разработки сюжет игры множество раз переписывался. Так, по изначальной задумке BioShock был про недалекое будущее, а действия игры разворачивались на острове в заброшенной нацистской лаборатории. Но, по итогу Кен Левин, ведущий геймдизайнер BioShock, отклонил эту идею, не придумав, как можно ее развить.
Вообще, зная Левина, абсолютно неудивительно, что работа над BioShock тянулась с 2000 года и множество раз меняла концепцию. К какому-то моменту разработка и вовсе могла прекратиться (в том числе из-за проблем с поиском издателя), но, из-за того, что в журналах и СМИ уже пошли слухи о “духовном наследнике System Shock 2”, команда все же решила продолжить работу.
В итоге BioShock пришла к тому, что мы можем наблюдать сейчас после контракта с Take-Two. Именно тогда, получив три миллиона долларов, а также расширенный штат сотрудников, разработчики смогли уйти от прошлых концепций и дать себе больше простора, замахнувшись на более рискованные идеи. Именно так и появился BioShock именно в том виде, в котором мы видим его сейчас.
Утопия Восторга
Но перенесемся уже в сам Восторг. Именно в нём происходят события игры, и именно он является ядром его лора. Город был построен предпринимателем Эндрю Райаном после того, как он разочаровался в американской мечте. В итоге все накопленное он потратил на создание города на дне Атлантического океана. Восторг стал городом, в котором “художник не боится цензора” и который населили тысячами лучших людей мира. Звучит как утопия, не так ли? Но, разумеется, в один момент все пошло не так.
В истории Восторга таким моментом стало открытие доктором Бриджит Тененбаум АДАМа - стволовых клеток, способных изменять строение человеческого тела. Райан отказался финансировать эту, безусловно, революцию, поэтому Тененбаум обратилась к королю чёрного рынка города - Фрэнку Фонтейну. До этого он занимался контрабандой, за что преследовался Райаном, но после открытия АДАМа разбогател и стал довольно серьезным противником в борьбе за власть. Это стало одной из причин коллапса Восторга.
Еще одной причиной была сама концепция города. По изначальной задумке в нем жили лучшие умы - то есть интеллигенция. Такие люди, очевидно, не хотят заниматься бытовой работой вроде готовки пищи или уборки своего жилища. В итоге это привело к экономическому коллапсу. И это ещё не учитывая то, что своим запретом на контакт с поверхностью Райан, по сути, вдохнул жизнь в контрабандную деятельность Фонтейна. Их противостояние оказало влияние на весь Восторг: Райан не только стал разрушать свой же город, но и развязал полноценную гражданскую войну. И в ее разгар в город прибывает протагонист игры по имени Джек.
В начале игры он попадает в авиакатастрофу, но чудом выживает и находит маяк с с батисферой внутри. На ней он и прибывает в Восторг, где сталкивается с мужчиной по имени Атлас и постепенно начинает знакомиться с этим ныне разрушенным городом. Всё вышеописанное можно узнать из аудиодневников, которых в игре больше 100, или окружения, на которое мы советуем обращать внимание. Джек постепенно изучает Восторг, узнавая всё больше его тайн, и… И к чему это приведет, мы говорить не будем. Эту историю лучше прочувствовать самому, если вы по каким-то причинам всё ещё до неё не добрались. А пока что давайте поговорим о другом важном аспекте игры.
Обратная сторона Восторга
После разбора лора и завязки сюжета пришло время перейти к главной части любой игры - геймплею. BioShock является шутером от первого лица с элементами RPG. Эти элементы проявляются в возможности прокачивать персонажа, используя вышеупомянутый АДАМ. С его помощью игрок может приобретать плазмиды, дающие персонажу различные способности. Так, персонаж может, к примеру, поджигать или замораживать противников, бить их током, или вовсе кидать в них предметы при помощи телекинеза. Кроме того, эти способности часто нужны и для продвижения по сюжету. Так, например, игрок может расчистить себе путь, разморозив дверь в морозильной камере.
Но, помимо плазмидов, в игре также есть и обычное оружие. Изначально игрок получает в свое распоряжение лишь гаечный ключ, но позже игра предоставляет и различное огнестрельное оружие. И на этом моменте она начинает обрастать проблемами.
Рукопашный бой в BioShock абсолютно бессмысленен. Начав сражаться с противником, вы можете быть уверены, что получите от него по голове, ведь в игре нет никакой системы уворотов, парирования или хотя бы простого блока. По итогу бой происходит так: вы бьете противника, он бьет вас, повторять до смерти одной из сторон.
Но, может быть, игра лучше показывает себя в плане огнестрельного оружия? К сожалению, тоже мимо. Стрельба в игре откровенно средняя. А еще больше ухудшает ситуацию странный прицел в виде круга, которым прицеливаться откровенно неудобно. Кроме того, в игре также есть и прицеливание, которое настолько неудобно, что многие игроки забудут про него, как про кошмарный сон. Но не стоит забывать, что BioShock вышел в 2007 году, так что списать проблемы со стрельбой можно на возраст (хотя она не то, чтобы стала сильно лучше в последующих частях).
Зато игру можно похвалить в других аспектах. Например, в системе взлома. Иногда по пути игроку будут встречаться камеры, а также турели, которые будут настроены враждебно. Но их можно переманить на свою сторону при помощи взлома, который изображен в виде мини-игры, в которой игроку необходимо провести путь для жидкости от одной точки до другой при помощи труб. Также иногда можно будет найти предметы для автовзлома, а также и просто выкупить предмет за деньги. Кроме турелей, взломать также можно и торговые автоматы, в которых игрок может покупать различные расходники. После удачного на все товары в автомате появится скидка.
Также нельзя не упомянуть и просторность локаций в BioShock. Конечно, игрок может идти конкретно по сюжету (для этого даже есть стрелка вверху экрана, которая показывает направление), но также можно и отходить от проложенного разработчиками пути, исследуя различные участки уровней. Исследуя уровни, игрок может найти различные ресурсы, аудио дневники, а также аппараты для прокачивания оружия. Да и в целом, учитывая хороший дизайн BioShock, смотреть на пейзажи полуразрушенного города мечты очень приятно.
Еще одной важной особенностью BioShock является выбор финала. Происходит он при помощи решений игрока по отношению к одним из жителей Восторга - Маленьким Сестричкам. Они являются генетически модифицированными девочками, созданными для сбора АДАМа. Сопровождают их еще одни модифицированные люди - Большие Папочки, цель которых защищать Сестричек. Игрок может победить Папочку, после чего перед ним появится выбор - спасти ребенка и получить немного АДАМа, или же уничтожить его, но зато получить намного больше необходимого ресурса. Этот выбор и повлияет на то, какой финал игрок получит по итогу.
Наследие Восторга
Впоследствии BioShock получил ещё два продолжения. BioShock 2 во многом был похож на своего предшественника, но при этом давал новые геймплейные возможности и, разумеется, предлагал новую историю в рамках уже знакомого нам города. Другими словами, типичный сиквел, который не предлагает ничего кардинально нового. А вот BioShock Infinite - это настоящий сиквел, который хорошо прокачал формулу оригинала. Здесь и другой город, и новые геймплейные возможности, и никак не связанный с первыми двумя частями сюжет… На первый взгляд. Но чем дальше, тем больше становится понятно, что эти игры всё же связаны. А дополнение Burial at Sea вообще переносит всё действие в так знакомый многим Восторг.
BioShock определённо не остался незамеченным как простыми игроками, так и разработчиками. Фанаты даже спустя 16 лет продолжают изучать Восторг и находить в философии Эндрю Райана всё новые трактовки, а разработчики регулярно пытаются повторить успех шутера Irrational Games. Порой получается очень даже успешно - достаточно вспомнить Atomic Heart, который вызвал настоящую бурю обсуждений в игровом сообществе. Да и сам создатель BioShock, несмотря на довольно скандальную разработку BioShock Infinite, не собирается завязывать со своей концепцией и уже готовит свой новый проект под названием “Judas”.
Прошел ли по итогу BioShock проверку временем? В целом, да. Хоть стрельба у игры и устарела, но все еще не устарел подход к геймдизайну и сюжету. Если вы вдруг еще не ознакомились с BioShock, то у вас есть возможность это сделать. Благо, на Nintendo Switch вышел сборник, включающий всю трилогию, и мы кратко рассказали о нём в нашем блиц-обзоре.
Пишите в комментариях, какие еще игры вы бы хотели увидеть в таком формате статей. Делитесь материалом с друзьями, а также не забывайте ставить лайки. Еще увидимся!