Как жители частного сектора своими силами развивают посёлок, сортируя и продавая мусор
В ЖК «Солнечная долина», который когда-то называли «Долиной нищих», кипит эко-жизнь. Вначале жители посёлка за свой счёт сделали детскую площадку, которой раньше не было. А потом начали собирать вторсырье и на этом зарабатывать. В октябре 2020 года прошла первая акция по сбору вторсырья, её организовали Елена Фролова и Равия Масалитова. Позднее к команде присоединилось ещё несколько человек. 29 числа жители Солнечного отмечают двухлетнюю годовщину экологических акций. Рассказываем, как они появились и какой путь уже успели пройти.
— Всё началось в 2020-м году, когда в стране случилась пандемия. Кто-то скис и расстроился, а для нас это было порой вдохновения, и самое главное — появилось свободное время. Сначала сделали детскую площадку за счёт сбора средств жителей. После неё появился экопроект по приёмке вторсырья, — рассказывает Елена Фролова.
Когда в городе начал работать региональный оператор «Магнит», жители Солнечного стали резко недовольные его работой.
Акции проводятся каждый месяц. Местным жителям объявляется дата и время в общем чате. Также рассказывается о том, какие принимаются и как подготовить вторсырьё.
Сейчас мы запускаем ещё один проект — библиотеку. Люди принесли книги на приёмку вторсырья, а у нас не поднялась рука их сдать в макулатуру. У нас есть здание на 4-ой Солнечной, мы его называем «контора». Сделать-то мы библиотеку там сделали, но у здания есть проблемы — туда мало ходит людей. Поэтому, чтобы это всё не умерло, ведём переговоры с местным магазином, чтобы установить у них полку для обмена книгами.
Как происходит сдача вторсырья? Куда увозят мусор на переработку?
— Раз в месяц мы объявляем жителям в чатах, что у нас организуется у детской площадки приёмка вторсырья. Объясняем, как подготовить вторсырьё: оно должно быть чистым, отсортированным, определённых фракций.
Уже два года мы сотрудничаем с «Народной уборкой», до этого у нас были другие приёмщики — не пошло. Разговаривали с «Эковтором» — тоже пока не идёт. А вот с «Народной уборкой» всё хорошо. Мы собираем, Максим (основатель НКО «Народная уборка») приезжает, всё взвешивает, рассчитывается и уезжает.
Сколько жителей сдавали вторсырьё два года назад и сколько сдают сейчас?
— Мы растём, но не так быстро, как хотелось бы. Хотим, чтобы масштабы были больше. Для информирования привлекаем активных жителей, разносим листовки, делаем объявления на улицах. Раньше было около 20-ти участников, сейчас около 50-ти постоянных. Мы считаем, что для нашего посёлка это очень скромный показатель, но мы работаем над этим.
А сколько всего жильцов в посёлке?
— По нашим подсчётам больше тысячи.
Чем вы занимаетесь, кроме организации таких проектов в посёлке?
— Я педагог, работаю в детском саду. До недавнего времени была воспитателем, сейчас учитель-дефектолог. Это моя основная профессия. Поэтому, наверное, очень хочу подключить молодёжь к нашим проектам, чтобы они продолжили наше дело. Поэтому делаем мероприятия и с детьми. Педагог он и есть педагог.
Какие дальнейшие планы у проектов? Куда хотите направить собранные деньги? Что-то уже удалось купить?
— У нас деньги направляются и будут направляться на развитие посёлка. Сначала мы делали детскую площадку и собирали на её содержание добровольные взносы, но они потихонечку таяли, поэтому пришлось думать, как содержать площадку. Сейчас в основном деньги идут сюда, чтобы где-то что-то подремонтировать, подкрасить, скосить траву вокруг площадки и вдоль тротуара.
Хотите расширять эти акции?
— Да. Мы два года жили скромно, никак о себе широкой публике не заявляли, но у нас есть человек, тоже наш экоактивист — Мария, которая живёт на улице Дианова. Она о нас узнала, ей стало интересно, и она нас убедила рассказать о своём опыте.
Сейчас будем проводить экомарафон, приглашаем СМИ, будем освещать нашим успехи и делиться опытом.
Что такое «Экомарафон»?
— Это альтернатива субботнику. Разделимся на команды, пройдём по посёлку, соберём мусор и рассортируем. Посмотрим, сколько у нас лежит под ногами денег, которые могут пойти на наши хорошие дела.
Равия Масалитова, экоактивистка
Расскажите, как появились чаты и обсуждения в посёлках?
— Два года назад, в октябре, мы первый раз сдавали вторсырьё «Эколабу». «Магнит» тогда только заходил в город. До этого в поселке мусор у нас прямо из домов забирали, мы просто выносили его за калитку. А тут появились контейнеры, их не хватает, мусор бросают рядом, все возмущаются в чатах. Чаты у нас появились уже давно. Я каждый раз писала, предлагала вторсырьё собирать, за вырученные деньги дворника нанять, но никто не отзывался.
И вдруг Елена мне говорит: «Берись! Я тебе помогу». Предложили «Эколаб». Они вели приемку, мы только анонсировали. Люди приходили со вторсырьем, радовались, как будто ждали.
Первый месяц была бесплатная акция. На второй месяц нам заплатили половину от продаж вторсырья, нонам этих денег было крайне мало, я стала искать нового подрядчика.
И через два месяца я нашла Максима из «Народной уборки». В январе 2021 года мы ему первый раз сдавали вторсырьё и с тех пор вместе работаем.
Как вы нашли подрядчика на эти акции?
— Есть же карты, где указано, кто принимает вторсырьё. Я звонила всем, но не могла найти желающих приезжать за вторсырьем в выходные дни. А мы с мужем долго не могли сдать листовое стекло для теплицы, у нас его было полно, но никто его не принимал. До администрации Омска дошли, но и они не могли подсказать, кто принимает такое стекло.
Муж сам нашел «Народную уборку», они к нам приехали и всё забрали. Я вспомнила про них, нашла номер и позвонила. Максим согласился с нами работать.
Чем вы занимаетесь, кроме этих экоакций?
— Общественной работой раньше я не занималась — работала. Когда ушла на пенсию, появилось свободное время. Уже и внучка подросла. До пенсии я работала на заводе высокого уровня. Там было принято сдавать на вторсырье картон, ПЭТ и стеклобутылки. Эта привычка во мне осталась. Познакомилась с активными соседями, устроили весной субботник, чтобы убрать бардак возле мусорной площадки, машину грузовую наняли. Цветы посадили вокруг мусорной площадки. Вот так все начиналось и развивалось.
Благодарна соседям: откликнулись, поддержали инициативу.
Хочу отметить, что две женщины и один приемщик сумели организовать сбор вторсырья без вложения средств. Значит, этот опыт надо распространить по городу.
Есть у меня мечта, чтобы мы — жители города — не выбрасывали и не жгли траву и ветки, а научились компостировать на своих участках. Для этого пока мы размещаем в чатах ссылки на хорошие практики, даем адреса нуждающихся в излишках урожая с наших участков. Продолжаем искать способы перехода к безотходной жизни.
Максим Соловьёв, руководитель фонда развития городской среды «Народная уборка»
Что такое «Народная уборка»?
— Некоммерческая организация. Я её основатель. В 2016 году зарегистрированы. Мы организуем акции, проводим субботники весной, занимаемся экологическим просвещением горожан.
Как вы познакомились с экоактивистами в Солнечном?
— Ребята сами меня нашли в интернете, и уже два года мы сотрудничаем. Всем всё нравится, и мы рады, что деятельность по правильному использованию вторсырья развивается.
Как много у вас подобных проектов по городу?
— Сейчас у нас четыре адреса, кроме этого: 16-ый военный городок, два адреса в Чкаловском поселке и на Волочаевской.
Чем вы занимались до того, как стали работать со вторсырьём?
— Я менеджер по продажам. Сейчас продолжаю работать, но кроме того решил заниматься некоммерческой экологической деятельностью. В какой-то момент просто решил попробовать, увидел возможности для развития и пришёл к тому, что надо такой проект организовать.
Вы сами перерабатываете или работаете с подрядчиками?
— Нет, сами мы не перерабатываем. У нас есть подрядчики на все видыы вторсырья, с которыми мы работаем.
Планируете ли вы расширять количество собираемых фракций?
— Да. Сейчас их у нас немного, но мы работаем над увеличением объёмов принимаемого вторсырья. Сейчас начали принимать полистирол и ПВХ. Это постоянный процесс. Всё зависит от развития рынка: когда появляется такая возможность, мы новую фракцию добавляем.
Жанна Мураева, экономист
Расскажите, как вы организовали экоприёмку?
— Случайно. Увидела в поселковом чате объявление о приёмке вторсырье. Раза два сходила сдала. И в очередной раз сдавая вторсырье, обсудила с активисткой Равиёй вопрос о том, что доводимая до населения информация о принимаемом вторсырье очень размытая. Было не понятно, какой пластик можно сдавать на переработку, а какой нет. Предложила свою помощь в составлении слайдов с более понятной и конкретной информацией о принимаемом вторсырье. И обсуждая вопросы вторсырья с группой активистов, я увидела, что люди ещё занимаются проблемами посёлка, и поняла, что мне это тоже интересно и важно.
Сколько получилось собрать вторсырья за два года?
— Первый раз вторсырьё было сдано в ноябре 2020 года. За два года было собрано пластика 1320 кг, бумаги, картона, книг, журналов — 2133 кг, стекла — 4917 и металла — 331 килограмм.
Сколько получилось заработать на этом?
— Примерно 37 тысяч рублей. Но тут дело не в деньгах, а в экологии. Например, из 400 винных бутылок можно сделать комплект стекловаты для изоляции дома. Из алюминиевых банок можно сделать велосипед. Это не гниёт на мусорных полигонах, мы не дышим этим, это не сжигается, а всё идёт на переработку и приносит пользу не только нашему городу, но и всей планете.
Сколько жителей сдаёт вторсырьё?
— Мы не ведём подсчёт. Люди не в каждую приёмку приносят вторсырьё, и подсчитать точно нельзя. Например, в прошлый раз было 39 домов. Кто-то может копить сырьё несколько месяцев. Мы предполагаем, что примерно от 50 до 60 домов.
Чем вы занимаетесь вне этого проекта? Насколько статистика, которую вы ведёте тут, является вашей основной деятельностью?
— Я работаю экономистом. Моя основная работа — это сбор и анализ информации.
Галина Кондакова, экоактивист
Что будет дальше?
— У нас очень много идей. Мы хотим, чтобы в нашем посёлке как можно больше людей отнеслись внимательно к экологическим проблемам. Мы должны объединиться в стремлении к экокультуре населения. И мне хотелось бы, чтобы въезжая в наш посёлок, все видели, что здесь живут культурные люди, объединенные идеей экокультурного общества.
Сейчас мы хотим заявить о себе в премии «ЭкоПозитив», затем воплотить в жизнь план мероприятий, который мы составили, опросив жителей посёлка. Там более 15-ти хороших идей: создать библиотеку открытого доступа, обновить детскую площадку, привести в порядок лесополосу, которая сейчас в запущенном состоянии, и так далее. Мы надеемся, что наш локальный бизнес поможет этому, и желание есть. Мы рассчитываем, что свои обязательства выполнит город, потому что лесополоса — муниципальная земля. Наши жители тоже готовы выйти на субботник и собрать там мусор. В этом месте можно сделать отличный сквер, где можно было бы гулять и общаться.
Недавно вы стали собирать пластиковые крышечки. Расскажите об этом.
— Экологическая тема пронизывает всю жизнь моей семьи и предприятие, где я работала. Экология была не формальностью, а очень серьезным требованием — в чек-листе было более 100 вопросов, там были обученные люди, которые выполняли эти требования, имелось специальное оснащение на производстве и территории, были требования к сырью и побочным продуктам.
Я узнала про #ДобрыеКрышечки от коллег, друзей-экологов и от своего сына. Читала в группе Дома культуры МЕГА, что там происходит сбор. Это всероссийское экологическое направление развито во всех городах, о крышечках знают на каждом полигоне и каждом экопункте. Это сырьё для получения твёрдого пластика, и доходы от производства идут в фонд детских домов. Мы не остались в стороне: люди приносят крышечки, интересуются акцией, и меня это очень радует.
Расскажите про сбор вещей для животных в приюты?
— Это тоже история из жизни. Зимой, пока чистила снег у дома, разговаривала с соседями, которые прогуливали собак, и выяснилось, что они каждую неделю ездят в приют для животных и собирают туда всё, что можно. Везут туда крупы, старый текстиль и так далее. Решили собирать вещи и продукты для приютов здесь, а зооволонтёр, моя соседка, очень вдохновилась и очень нас поддерживает.
Мы собираем эти посылки уже третий раз, и каждый раз люди приносят вещей всё больше и больше. Кто-то даже одёжку для собак несёт, если их питомец вырос из неё.
Будете делать что-то со старой одеждой для людей?
— У меня уже были переговоры с «Кладовкой», и они уже подобрали пустой контейнер и готовы его поставить на въезде в посёлок. Сейчас мы ведём переговоры с руководством минимаркета — хотим установить контейнер около их здания.
Вы ведёте переговоры с «ЭкоВтором» и «Магнитом». Можете рассказать о них?
— Да, одно из направлений — расширить число участников этих сборов — заключалось в том, чтобы найти возможность установить специальные контейнеры, куда бы люди сбрасывали вторсырьё, потому что у многих нет желания их долго накапливать или нет возможности приносить их в назначенные даты.
Когда мы узнали, что «Магнит» собирается открывать 11 экопунктов по городу, обратились к «Магниту» с предложением разместить такой экопункт в посёлке, поскольку у нас эта практика уже два года работает и было бы хорошо её расширить. «Магнит» передал эту информацию «ЭкоВтору», который занимается созданием экопунктов. Их предложение по ценам довольно привлекательное, но они не готовы работать в выходные дни, мы же не можем для них проводить сбор в будние дни. Мы хотим сдавать вторсырьё в выходные и настаиваем на установке контейнеров. Пока такой возможности нет.
Чем вы занимаетесь, кроме экопроектов в посёлке?
— Я работала в международной компании всю свою жизнь, приехав в Омск по распределению из города Мичуринск Тамбовской области. Завод, на котором я работала, постоянно развивался, и я развивалась вместе с ним. Сейчас я дома — ушла на заслуженный отдых.
Слева направо: Равия Масалитова, Жанна Мураева, Максим Соловьёв, Елена Фролова и Галина Кондакова
Автор: Николай Кондаков