Найти в Дзене
Ключи к мышлению

Закон Йеркса-Додсона

Закон Йеркса-Додсона — это концепция из области психологии, которая объясняет, как уровень мотивации влияет на производительность человека. Этот закон был впервые сформулирован в начале 20-го века двумя учеными, Робертом Йерксом и Додсоном Хендри, и до сих пор остается важным инструментом для понимания того, как мы можем достичь оптимальных результатов в различных сферах нашей жизни.

Основные Принципы Закона Йеркса-Додсона

В основе этого закона лежит идея, что уровень мотивации или внутренней стимуляции не является постоянным. Он может варьироваться в зависимости от ситуации и задачи, с которой мы сталкиваемся. Следовательно, существует оптимальный уровень мотивации, который способствует наивысшей производительности.

Суть закона заключается в следующих ключевых моментах:

  1. Слишком низкий уровень мотивации: Если уровень мотивации слишком низок, человек может испытывать равнодушие и недостаток интереса к задаче. Это может привести к недостаточной активности и производительности.
  2. Оптимальный уровень мотивации: Существует оптимальный уровень мотивации, при котором человек чувствует себя максимально эффективным и мотивированным. На этом уровне производительность наивысшая.
  3. Слишком высокий уровень мотивации: Слишком высокий уровень мотивации может привести к стрессу, беспокойству и избыточной напряженности. Человек может испытывать затруднения в концентрации и принятии решений.

Закон Йеркса-Додсона можно представить в виде графика в форме обратной буквы "U", где на одной оси отложена производительность, а на другой - уровень мотивации.

На начальном этапе, при низком уровне мотивации, производительность также остается низкой. Это может быть связано с отсутствием интереса к задаче, недостаточной концентрацией или нехваткой энергии. С увеличением уровня мотивации производительность постепенно увеличивается, достигая своего пика в определенный момент.

Однако, когда уровень мотивации становится слишком высоким, происходит обратный эффект. Чрезмерная мотивация может вызвать стресс, беспокойство и переутомление, что снижает производительность. Таким образом, слишком высокий уровень мотивации также может быть неэффективным.

На практике это означает, что для каждой задачи существует оптимальный уровень мотивации, который способствует наивысшей производительности. Этот уровень может быть достигнут путем баланса между вызовами задачи и ресурсами, которые человек может вложить в ее выполнение.

-2

Приведем пример

Представьте студента, который готовится к важному экзамену. Если его уровень мотивации слишком низок, он может терять интерес к учебному материалу и откладывать подготовку до последнего момента. С другой стороны, слишком высокий уровень мотивации может привести к чрезмерному стрессу и беспокойству, что затруднит усвоение информации. Оптимальный уровень мотивации помогает студенту сосредотачиваться на учебе, не отвлекаться и достигать лучших результатов на экзамене.

Научные эксперименты

  1. Эксперимент с оценкой производительности в зависимости от уровня мотивации. В одном из классических экспериментов, участникам предлагалась задача решения логических головоломок. Уровень мотивации контролировался путем предложения разной награды за успешное выполнение задачи. По мере роста награды возрастала и заинтересованность участников, они лучше справлялись с заданием. Но до определённого момента. Когда награда стала достаточно крупной, люди начинали нервничать и переживать, что мешало им справляться с данным заданием.
  2. Эксперимент с уровнем стресса и памятью. В другом исследовании участникам предлагалось запоминать список слов в условиях разной степени стресса. Уровень стресса контролировался путем подачи страшных звуков и измерения физиологических показателей. Результаты показали, что участники, находившиеся в состоянии умеренного стресса, лучше запоминали слова, чем те, кто был слишком расслаблен или чрезмерно напряжен.

Исследования показали, что для простых задач наивысший результат достигается при мотивации на уровне 7-8 баллов на десятибалльной шкале, в то время как для задач средней сложности оптимальными являются около пяти баллов. В случае с трудными заданиями, наилучшей мотивацией является уровень в 2-3 балла.

Учитывая вышеизложенное, следует обратить внимание на важность определения необходимого уровня мотивации.

Представьте себе следующий сценарий: вы руководите проектом в своей компании, и перед вами стоит сложная задача, требующая максимальной эффективности и креативного подхода. Вы выбрали одного из ваших сотрудников, наделили его полной ответственностью за проект и предложили ему бонус, равный полугодовой зарплате, при условии успешной реализации проекта в заданные сроки.

На первый взгляд, это может показаться мощным стимулом. Однако, вы не учли, что ваш сотрудник уже работает на пределе своих возможностей, уделяя проекту максимум времени и усилий. Под давлением от угрозы увольнения и потери бонуса, он начинает чувствовать стресс и тревожность. Эти эмоции влияют на его работоспособность и способность к творческому мышлению, что делает выполнение задачи более сложным.

Вместо того, чтобы достигнуть оптимального уровня мотивации, вы перевели сотрудника в состояние чрезмерной мотивации и стресса. В результате производительность снижается, и сотрудник испытывает затруднения в решении сложных задач. В данной ситуации более эффективным подходом могло бы быть создание поддерживающей атмосферы, предоставление дополнительных ресурсов и возможность для творчества, что способствует достижению лучших результатов и уровню мотивации.