Шведский писатель Фредерик Бакман взял составные части, используемые писателями в детективах, и постебался над классическим жанром, утрировав ожидаемые читателем неожиданные повороты сюжета, целенаправленно перебарщивая с ними и доводя ситуацию до абсурда. Так мне это увиделось.
Я обожаю иронию, мне нравятся комедии и фильмы-пародии, поэтому прочитала роман с удовольствием, несмотря на обязательное для Запада включение в состав персонажей представителей ЛГБТ. На фоне общего абсурда розовая семейка как раз оказалась к месту. Автор сам предупреждает читателя в самом начале и потом неоднократно это повторяет:
Эта история обо всем на свете, но главным образом — об идиотах. Идиотом, скажем прямо, можно назвать любого, вот только не стоит забывать: быть человеком — дело вообще трудное до безумия. Особенно если рядом с тобой люди, перед которыми ты хочешь быть хорошим.
Открывает галерею идиотов грабитель, который нашел пистолет (то ли игрушечный, то ли настоящий) и надел балаклаву, чтобы пойти ограбить банк на 6500 крон (эта сумма нужна для оплаты квартиры, чтобы у него, как у неплатежеспособного, не отняли детей). Но — упс! — проблема: несмотря на угрозу оружием, банк не смог отдать налетчику нужную сумму, потому что он, банк, как сообщила ему девушка, сидящая за кассой и с трудом оторвавшаяся от изучения чего-то в своем мобильнике, работает только с безналом. «При ограблении банка это, сами знаете, существенный момент», — «глубокомысленно» подмигивает читателю автор.
Социальные сети отбили у двадцатилетнего банковского кассира все социальные навыки до такой степени, что, увидев грабителя, она лишь спрашивает: «Чувак, ты серьезно?» —демонстрируя тем самым полное отсутствие уважения к представителю старшего поколения…
Ой, сразу еще цитатку из Бакмана добавлю про соцсети:
Правда в том, что, если бы люди действительно были так счастливы, как выглядят в соцсетях, они бы не проводили столько времени в интернете, потому что тот, кто по-настоящему счастлив, не тратит полдня на то, чтобы делать селфи для соцсетей. Каждый может возделывать свой аккаунт, если у него достаточно удобрения, и, если по ту сторону забора трава кажется зеленее, значит, там просто полно навоза.
Так, продолжаем. Грабитель расстроился и ушел, но от полиции пришлось забежать в первую попавшуюся квартиру на одном из верхних этажей, а там как раз проходил показ для потенциальных покупателей, соответственно там находилась толпа народу.
Ну а дальше разыгрывается вариант классического стокгольмского синдрома. С той лишь разницей, что после первого испуга грабителя перестают бояться. Заложники все время напоминают ему, что грабитель он никудышный, и пытаются подсказывать, как должен поступать грабитель в той или иной ситуации («Вы должны быть успешным грабителем!»), хоть он и обижается. Сам же, в свою очередь, часто извиняется перед заложниками за свое поведение и тоже приходит к выводу: «Заложники из вас никудышные». Действительно, богатая дамочка, например (у нее зависимость — она ходит на просмотры квартир, которые ей не нужны, и вообще, она окажется директором банка), не хочет ложиться по просьбе грабителя на грязный, по ее мнению, пол в квартире представителей среднего класса.
— Так это ограбление или нет? Или вы передумали и решили взять нас в заложники? Вы уж определитесь!..
— Я никогда прежде… со мной такое впервые… Я не преступник…
— Да уж, надеюсь, что нет, вы в этом мало преуспели, — съязвила Зара.
— Зачем сразу критиковать? — одернула ее Ру.
— Я не граблю людей, я граблю банки, — поправил грабитель.
— Сами бы попробовали кого-то ограбить. Не так-то это и просто, — заметила ей Ру.
— И как вы оцениваете свою деятельность по шкале от одного до десяти?
Грабитель выглядел удручающе.
— Наверное, на два.
В общем, у каждого из заложников своя история и своя причина быть тревожным. Но все они едины в одном — на допросе в полиции после освобождения они все ведут себя по-идиотски (свидетели они тоже никудышные😄), обнаруживая неспособность вникнуть в суть вопросов и внятно на них ответить. Правда, они договорились так себя вести, чтобы помочь грабителю уйти от наказания. Но по логике всего происходящего понимаешь, что им не потребовалось прикладывать особые усилия, чтобы выглядеть идиотами.
Постепенно выясняется, что в туалете квартиры закрылся еще один персонаж — актер в костюме кролика. А риелторша давно сидит в лазе над потолком, она скрылась туда, как только услышала о появлении грабителя. Она подумала, что ей нельзя умирать, т. к. у нее на следующей неделе несколько важных показов и она не может подвести агентство. А ведь полицейские совсем уже решили, что риелторша и есть грабитель. Ну там все вообще чем дальше, тем чудесатее. Кстати, поведение продажников тоже пародируется, ведь, несмотря на пикантную ситуацию с захватом заложников, риелторша, будучи и сама заложницей, продолжает впаривать покупателям квартиру.
Еще автор не забывает про то, что полицейским все время должны мешать в расследовании начальник, начальник начальника, начальник начальника начальника и вообще все высокое начальство из Стокгольма. Ну да — ну да, хорошему танцору полицейскому всегда начальство мешает.
Короче, грабитель соглашается выпустить заложников, если полиция устроит грандиозный салют. Да-да, вот так вот у них там все работает. И, на самом деле, я вам мало что рассказала. Там что ни герой, то находка. Есть еще мост самоубийц, и это тоже важный персонаж в истории Бакмана про тревожных людей.
А идея просматривается, причем гуманистическая, о несправедливости распределения благ. Но при такой шутовской форме подачи, думаю, это лишнее. Веселиться так веселиться. Фарсу привычнее играть с бытовухой, чем с социалкой. А сатирой я это точно не могу назвать.
И под конец немного из авторских вкусняшек (перевод Ксении Коваленко, кстати, отличный):
Ру вздохнула так глубоко, что едва не достала до нефтеносного пласта…
[В дверь постучали]…все три женщины вздрогнули, как если бы на них вдруг посыпались щенки вперемешку с бенгальскими огнями.
Рогер был по-прежнему настроен воинственно, но его злость дала трещину, и туда уже проник воздух.
— Я…
— Милый, пожалуйста, — прошептала Анна-Лена.
Он решился поднять взгляд, но не выше ее дрожащего подбородка. И сделал шаг назад. Это был прекрасный и трогательный момент, если бы Рогер сдержался и не проворчал:
— …я надеюсь, они максимум прострелят вам ногу.
Вот такой комически-пародийный детектив-мелодрам получился. Все это очень напомнило мне Аркадия Аверченко или Хармса. Абсурд на абсурде и абсурдом погоняет. Забавно и увлекательно. Возможно, когда-нибудь почитаю другие книги Бакмана. Пока одной хватило, от буффонады тоже устаешь (из-за этого Пратчетта не смогла читать — там хотя все и славно, но явно перебор с этим). У меня «Числа» Пелевина на очереди (потом вам расскажу).
Похожие публикации можно найти в подборке.
Читайте — и будет вам радость!