Мы продолжаем наш рассказ о собраниях и коллекционных пристрастиях Романовых. В этой статье наш рассказ будет посвящен Императору Павлу I. пусть он не оставил столь яркого следа в формировании коллекции Императорского Эрмитажа как его матушка Екатерина Великая, именно благодаря ему уже сформированное собрание произведений искусства было проанализировано и систематизировано. Для этого участники Академии Художеств, живописцы И.А. Акимов, М.Ф. Воинов и Г.И. Угрюмов, а также скульпторы Ф.Г. Гордеев и М.И. Козловский проделали колоссальную работу - создали каталоги картин и скульптур хранившихся в Зимнем и других императорских дворцах.
Гуляя по залам Эрмитажа, обратите внимание, что на некоторых полотнах стоят по два многозначных числа: это те самые инвентарные номера, которые ставились при Екатерине и Павле. Можно предположить, что благодаря новому каталогу Павел I планировал более основательно и системно подойти к последующему пополнению коллекции, но не успел.
Нельзя забывать, что будучи Великим князем Павел Петрович, создал собственную достаточно богатую коллекцию произведений живописи, графики, архитектурных отмывок и скульптурной пластики, преимущественно античной. Большую часть этой коллекции Вы можете увидеть в Павловске и Гатчине. Русский Гамлет, как его тогда прозвали в Европе, брал уроки архитектурного рисунка у Винченцо Бренна, и надо сказать, хорошо рисовал.
Мария Федоровна - поддерживала все начинания супруга, принимала участие в формировании, а потом и в пополнении их семейной коллекции. Сама она была также известна как художница достаточно высокого мастерства, использовала акварель и масло. Также Мария Федоровна прекрасно освоила сложную технику живописи и рисунка по молочному стеклу.
Но это еще не все! Будущая императрица уверенно владела навыками работы на токарном станке: резала по многослойным яшмам и агату, стеклу, стали и кости. В прошлой статье мы говорили о том, что ее свекровь Екатерина II очень любила камеи. Так вот Мария Федоровна сама создавала формы из стеклянных масс для изготовления камей-литиков, на основе своих камнерезных произведений, создавала камей и преподносила их своей свекрови. Многие ее работы украшали покои монарших особ и членов семьи.
Значительную роль в формировании собрания Павла I сыграл европейский гран-вояж монарших супругов под именем четы Северных в 1781-1782 годах. Поездка была задумана как образовательная, главное задачей было изучение культуры и искусства Европы. Пара посещала королевские собрания и частные коллекции, известные библиотеки и антикварные салоны, фарфоровые мануфактуры и ремесленные производства, конечно же без внимания не остались мастерские художников и скульпторов. Во время вояжа было приобретено множество различных произведений искусства, среди которых даже фонтанная скульптура "Нептун", ныне украшающая Петергоф.
В парижском особняке российского посольства, была устроена целая выставка картин, скульптур и других произведений, приобретенных Великим князем Павлом Петровичем и его супругой. Интересно, что произведения были представлены публике с этикетками, на которых помимо информации так же была указана их стоимость. Так императрица Екатерина Великая хотела показать возможности Российской Империи, ведь на пополнение коллекции денег не жалели.
В ходе вояжа Павел Петрович был столь впечатлен античной скульптурой, что заказал для себя копии некоторых статуй. Богатая коллекция привезенных скульптур была выставлена в залах Павловского дворца. Уже будучи Императором Павел указал перевезти в Павловск коллекцию античных скульптур Екатерины Великой из Царского села. Речь идет о собрании, которое Императрица приобрела у лондонского банкира Лайд Брауна в 1780-х годах. В итоге коллекция античных скульптур Павловска стала лучшей в России, в нее входили римские и греческие произведения разных эпох. Уже после смерти Павла Петровича, Мария Федоровна систематизировала собрание скульптур, были созданы каталоги и описания.
Будучи в поездке супруги постоянно переписывались с архитектором Павловского дворца Чарльзом Камероном. Таким образом многие приобретенные предметы использовались во время строительства, например колонны, согласовывалась покупка мебели, также архитектору сообщали о полученных подарках - французский король Людовика XVI преподнёс роскошные гобелены, для которых разработали целое помещение во дворце.
Частная резиденция семьи Павла Петровича - Павловский дворец приобрел всемирную известность, так как был построен и оформлен как один из самых блестящих дворцово-парковых ансамблей своего времени. Здесь царственные супруги, а потом вдовствующая императрица разместили домашний "музеум".
Размещали коллекцию живописных работ в Павловске тоже интересно. Собрание было разделено по тематике на три части. Большой зал Павловской пинакотеки, специально возведенный Винченцо Бренной, вмещал примерно 100 полотен: пейзажей и картин бытового жанра, в основном французских, итальянский мастеров, а также голландских и фламандских художников, все XVII века. Также Большой зал служил парадной приемной, которая позволяла посетителям не только с пользой провести время ожидания, но и позволяла владельцам показать жемчужины коллекции. Там же располагались работы модных живописцев того времени: А. Кауффман (любимой художницы Марии Федоровны), Г. Робера, А.Р. Менгса и П. Баттони. Все они приобретались лично супругами у авторов.
В собственном кабинете, пребывая уже в статусе вдовствующей императрицы, Мария Федоровна разместила картины религиозного содержания, большей частью итальянской школы XVI-XVIII веков. Многие из этих примерно 40 полотен также приобретались во время гран-тура. Жемчужина коллекции – образ Мадонны с младенцем и маленьким Иоанном Крестителем работы Бронзино. Но были здесь и дары, как подаренная ей младшим сыном Михаилом картина "Явление Мадонны с младенцем Св. Алексею", написанная художником XVII века А. Турки.
Коллекция семейных портретов и миниатюр располагалась в общем кабинете Павловского дворца, где все семейство собиралось для чтения, общения и домашней работы. Здесь стены были украшены работами не только самой Марии Федоровны, но и ее дочерей.
Императрица коллекционировала гравюру. Эстампы хранились в библиотеке Павловска и украшали личные покои.
Отдельно необходимо упомянуть книжное собрание Павла I и его супруги. К концу жизни Марии Федоровны оно насчитывало более 20 тысяч томов и по праву считалось одним из лучших в империи.
Подобно Екатерине Великой имеющей "камейную болезнь", ее неординарная невестка была подвержена страсти, но иного рода - ботаникой. Такое "коллекционирование" весьма характерное для века Просвещения. От подобного увлечения мало что остается потомкам. Мы можем о нем судить по малым дошедшим до нас свидетельствам.
Во-первых, это сам Павловский парк, один из лучших ландшафтных ансамблей в пейзажном стиле. Во-вторых, собранная императрицей коллекция засушенных ею растений - гербария. В-третьих, – огромная библиотека по данной тематике. Также о сильной любви императрицы к цветам говорит разработанная для нее архитектором А.Н. Воронихиным мебель с жардиньерками, встроенными ложементами-подставками под цветочные горшки-кашпо.
Хочется обратить внимание на то, что именно Мария Федоровна ввела в России моду на комнатные цветы и домашние зимние сады. Покои вдовствующей императрицы всегда утопали в зелени. Ухаживание за растениями было ее ежедневной заботой. В Павловске она разбила собственный розовый сад вокруг павильона, служившего ей местом дневного отдыха.
Екатерина Великая заказала сервиз с камеями, где были репродуцированы резные камни короля Людовика XVI. А у Марии Федоровны был десертный Розовопавильонный сервиз с цветами роз и шиповника, который мог служить ей ботаническим атласом. Ни одно изображение на его предметах не повторялось, все изображения отгадали различных сорта.
Сервиз создали на французской частной фарфоровой мануфактуре специально для императрицы-матери по заказу ее невестки Елизаветы Алексеевны, жены Александра I. Образцы для росписи принадлежали знаменитому художнику-натуралисту П.-Ж. Редуте, который в 1817-1824 годах издал 3-томное издание "Les Roses". В библиотеке вдовствующей императрицы был и ботанический атлас П.-Ж. Редуте.
Супруга Павла I очень любила фарфор. В Павловске, в специальных шкафах-витринах она хранила коллекцию чайных пар. Начало этому небольшому, но драгоценному собранию положили экземпляры, полученные ею и ее супругом в дар после посещения ими Севрского фарфорового завода, а также лично преподнесённые французским королем Людовиком XVI и Марией Антуанеттой. Потом коллекция пополнялась дарами от членов семьи и близких друзей.
Дорогие читатели, на нашей платформе, вы всегда сможете найти нужное произведение или предмет, которого еще нет в вашем собрании или начать собирать свою коллекцию.