Найти в Дзене
ArtSreda

Романовы коллекционеры часть четвертая - Павел I и Мария Федоровна

Мы продолжаем наш рассказ о собраниях и коллекционных пристрастиях Романовых. В этой статье наш рассказ будет посвящен Императору Павлу I. пусть он не оставил столь яркого следа в формировании коллекции Императорского Эрмитажа как его матушка Екатерина Великая, именно благодаря ему уже сформированное собрание произведений искусства было проанализировано и систематизировано. Для этого участники Академии Художеств, живописцы И.А. Акимов, М.Ф. Воинов и Г.И. Угрюмов, а также скульпторы Ф.Г. Гордеев и М.И. Козловский проделали колоссальную работу - создали каталоги картин и скульптур хранившихся в Зимнем и других императорских дворцах.

Павел Первый
Павел Первый

Гуляя по залам Эрмитажа, обратите внимание, что на некоторых полотнах стоят по два многозначных числа: это те самые инвентарные номера, которые ставились при Екатерине и Павле. Можно предположить, что благодаря новому каталогу Павел I планировал более основательно и системно подойти к последующему пополнению коллекции, но не успел. 

Герард фон Кюгельген. Портрет Павла I с семьёй. 1800. Государственный музей-заповедник "Павловск".
Герард фон Кюгельген. Портрет Павла I с семьёй. 1800. Государственный музей-заповедник "Павловск".

Нельзя забывать, что будучи Великим князем Павел Петрович, создал собственную достаточно богатую коллекцию произведений живописи, графики, архитектурных отмывок и скульптурной пластики, преимущественно античной. Большую часть этой коллекции Вы можете увидеть в Павловске и Гатчине. Русский Гамлет, как его тогда прозвали в Европе, брал уроки архитектурного рисунка у Винченцо Бренна, и надо сказать, хорошо рисовал.

Великий князь Павел Петрович и Великая княгиня Мария Федоровна с сыновьями.
Великий князь Павел Петрович и Великая княгиня Мария Федоровна с сыновьями.

Мария Федоровна - поддерживала все начинания супруга, принимала участие в формировании, а потом и в пополнении их семейной коллекции. Сама она была также известна как художница достаточно высокого мастерства, использовала акварель и масло. Также Мария Федоровна прекрасно освоила сложную технику живописи и рисунка по молочному стеклу.

Александр Рослин «Мария Фёдоровна вскоре после свадьбы».  Эрмитаж, Санкт-Петербург
Александр Рослин «Мария Фёдоровна вскоре после свадьбы». Эрмитаж, Санкт-Петербург

Но это еще не все! Будущая императрица уверенно владела навыками работы на токарном станке: резала по многослойным яшмам и агату, стеклу, стали и кости. В прошлой статье мы говорили о том, что ее свекровь Екатерина II очень любила камеи. Так вот Мария Федоровна сама создавала формы из стеклянных масс для изготовления камей-литиков, на основе своих камнерезных произведений, создавала камей и преподносила их своей свекрови. Многие ее работы украшали покои монарших особ и членов семьи.

23 января 1782 года на Гранд-канале в честь приехавших путешественников прошла регата. На память об этом событии осталась гравюра М.-М. Джампиколли.
23 января 1782 года на Гранд-канале в честь приехавших путешественников прошла регата. На память об этом событии осталась гравюра М.-М. Джампиколли.

Значительную роль в формировании собрания Павла I сыграл европейский гран-вояж монарших супругов под именем четы Северных в 1781-1782 годах. Поездка была задумана как образовательная, главное задачей было изучение культуры и искусства Европы. Пара посещала королевские собрания и частные коллекции, известные библиотеки и антикварные салоны, фарфоровые мануфактуры и ремесленные производства, конечно же без внимания не остались мастерские художников и скульпторов. Во время вояжа было приобретено множество различных произведений искусства, среди которых даже фонтанная скульптура "Нептун", ныне украшающая Петергоф.

В парижском особняке российского посольства, была устроена целая выставка картин, скульптур и других произведений, приобретенных Великим князем Павлом Петровичем и его супругой. Интересно, что произведения были представлены публике с этикетками, на которых помимо информации так же была указана их стоимость. Так императрица Екатерина Великая хотела показать возможности Российской Империи, ведь на пополнение коллекции денег не жалели.

Прием папой Пием VI графа и графини Северных 8 февраля 1782 года. Гравюра 1800-х годов.
Прием папой Пием VI графа и графини Северных 8 февраля 1782 года. Гравюра 1800-х годов.

В ходе вояжа Павел Петрович был столь впечатлен античной скульптурой, что заказал для себя копии некоторых статуй. Богатая коллекция привезенных скульптур была выставлена в залах Павловского дворца. Уже будучи Императором Павел указал перевезти в Павловск коллекцию античных скульптур Екатерины Великой из Царского села. Речь идет о собрании, которое Императрица приобрела у лондонского банкира Лайд Брауна в 1780-х годах. В итоге коллекция античных скульптур Павловска стала лучшей в России, в нее входили римские и греческие произведения разных эпох. Уже после смерти Павла Петровича, Мария Федоровна систематизировала собрание скульптур, были созданы каталоги и описания.

Павловский дворец.
Павловский дворец.

Будучи в поездке супруги постоянно переписывались с архитектором Павловского дворца Чарльзом Камероном. Таким образом многие приобретенные предметы использовались во время строительства, например колонны, согласовывалась покупка мебели, также архитектору сообщали о полученных подарках - французский король Людовика XVI преподнёс роскошные гобелены, для которых разработали целое помещение во дворце.

Греческий зал Павловского дворца.
Греческий зал Павловского дворца.

Частная резиденция семьи Павла Петровича - Павловский дворец приобрел всемирную известность, так как был построен и оформлен как один из самых блестящих дворцово-парковых ансамблей своего времени. Здесь царственные супруги, а потом вдовствующая императрица разместили домашний "музеум".

Картина Павловского дворца
Картина Павловского дворца

Размещали коллекцию живописных работ в Павловске тоже интересно. Собрание было разделено по тематике на три части. Большой зал Павловской пинакотеки, специально возведенный Винченцо Бренной, вмещал примерно 100 полотен: пейзажей и картин бытового жанра, в основном французских, итальянский мастеров, а также голландских и фламандских художников, все XVII века. Также Большой зал служил парадной приемной, которая позволяла посетителям не только с пользой провести время ожидания, но и позволяла владельцам показать жемчужины коллекции. Там же располагались работы модных живописцев того времени: А. Кауффман (любимой художницы Марии Федоровны), Г. Робера, А.Р. Менгса и П. Баттони. Все они приобретались лично супругами у авторов.

Общий кабинет Павловского дворца сохранил отделку архитектора В. Брен
Общий кабинет Павловского дворца сохранил отделку архитектора В. Брен

В собственном кабинете, пребывая уже в статусе вдовствующей императрицы, Мария Федоровна разместила картины религиозного содержания, большей частью итальянской школы XVI-XVIII веков. Многие из этих примерно 40 полотен также приобретались во время гран-тура. Жемчужина коллекции – образ Мадонны с младенцем и маленьким Иоанном Крестителем работы Бронзино. Но были здесь и дары, как подаренная ей младшим сыном Михаилом картина "Явление Мадонны с младенцем Св. Алексею", написанная художником XVII века А. Турки. 

Часть галереи в Павловском дворце
Часть галереи в Павловском дворце

Коллекция семейных портретов и миниатюр располагалась в общем кабинете Павловского дворца, где все семейство собиралось для чтения, общения и домашней работы. Здесь стены были украшены работами не только самой Марии Федоровны, но и ее дочерей.

Библиотека Марии Федоровны
Библиотека Марии Федоровны

Императрица коллекционировала гравюру. Эстампы хранились в библиотеке Павловска и украшали личные покои. 

Отдельно необходимо упомянуть книжное собрание Павла I и его супруги. К концу жизни Марии Федоровны оно насчитывало более 20 тысяч томов и по праву считалось одним из лучших в империи.

Камея с профилем Екатерины Великой авторства Марии Федоровны
Камея с профилем Екатерины Великой авторства Марии Федоровны

Подобно Екатерине Великой имеющей "камейную болезнь", ее неординарная невестка была подвержена страсти, но иного рода - ботаникой. Такое "коллекционирование" весьма характерное для века Просвещения. От подобного увлечения мало что остается потомкам. Мы можем о нем судить по малым дошедшим до нас свидетельствам.

Часть сада с клумбами в Павловске.
Часть сада с клумбами в Павловске.

Во-первых, это сам Павловский парк, один из лучших ландшафтных ансамблей в пейзажном стиле. Во-вторых, собранная императрицей коллекция засушенных ею растений - гербария. В-третьих, – огромная библиотека по данной тематике. Также о сильной любви императрицы к цветам говорит разработанная для нее архитектором А.Н. Воронихиным мебель с жардиньерками, встроенными ложементами-подставками под цветочные горшки-кашпо.

Интерьеры Павловского дворца.
Интерьеры Павловского дворца.

Хочется обратить внимание на то, что именно Мария Федоровна ввела в России моду на комнатные цветы и домашние зимние сады. Покои вдовствующей императрицы всегда утопали в зелени. Ухаживание за растениями было ее ежедневной заботой. В Павловске она разбила собственный розовый сад вокруг павильона, служившего ей местом дневного отдыха.

Кабинет Фонарик в Павловском дворце.
Кабинет Фонарик в Павловском дворце.

Екатерина Великая заказала сервиз с камеями, где были репродуцированы резные камни короля Людовика XVI. А у Марии Федоровны был десертный Розовопавильонный сервиз с цветами роз и шиповника, который мог служить ей ботаническим атласом. Ни одно изображение на его предметах не повторялось, все изображения отгадали различных сорта.

Джордж Доу «Портрет императрицы Марии Федоровны»
Джордж Доу «Портрет императрицы Марии Федоровны»

Сервиз создали на французской частной фарфоровой мануфактуре специально для императрицы-матери по заказу ее невестки Елизаветы Алексеевны, жены Александра I. Образцы для росписи принадлежали знаменитому художнику-натуралисту П.-Ж. Редуте, который в 1817-1824 годах издал 3-томное издание "Les Roses". В библиотеке вдовствующей императрицы был и ботанический атлас П.-Ж. Редуте.

Севрский туалетный прибор преподнесен от имени французского короля Людовика XVI и королевы Марии-Антуанетты великой княгине Марии Федоровне во время посещения великокняжеской четой Севрской мануфактуры 13 июня 1782 года. Государственный музей-заповедник "Павловск".
Севрский туалетный прибор преподнесен от имени французского короля Людовика XVI и королевы Марии-Антуанетты великой княгине Марии Федоровне во время посещения великокняжеской четой Севрской мануфактуры 13 июня 1782 года. Государственный музей-заповедник "Павловск".

Супруга Павла I очень любила фарфор. В Павловске, в специальных шкафах-витринах она хранила коллекцию чайных пар. Начало этому небольшому, но драгоценному собранию положили экземпляры, полученные ею и ее супругом в дар после посещения ими Севрского фарфорового завода, а также лично преподнесённые французским королем Людовиком XVI и Марией Антуанеттой. Потом коллекция пополнялась дарами от членов семьи и близких друзей.

Коронация Павла I и Марии Федоровны.
Коронация Павла I и Марии Федоровны.

Дорогие читатели, на нашей платформе, вы всегда сможете найти нужное произведение или предмет, которого еще нет в вашем собрании или начать собирать свою коллекцию.