Найти тему
Автолюбитель со стажем

Как остаться живым на дороге – советы, которые спасут жизнь

Оглавление

Сегодня поговорим о важных моментах, на которые не стоит закрывать глаза. Они касаются обслуживания вашего авто. Благодаря чему, вы сможете передвигаться по дорогам без смертельных ДТП, сохраняя жизнь не только себе и своим пассажирам, но и других участникам движения.

Простые правила, которые сохранят жизнь на дороге
Простые правила, которые сохранят жизнь на дороге

Вам покажется, что это настолько элементарные, очевидные моменты, что на них не нужно заострять внимание. Но большинство автовладельцев закрывают на них глаза, пытаются на них экономить. Не стоит этого делать, именно эти мелочи спасают жизни на дорогах.

Тормоза

Чтобы уверенно тормозить автомобилем - следите за своими тормозами
Чтобы уверенно тормозить автомобилем - следите за своими тормозами

Куда еще проще? – Скажите вы. Но многие думают: «Ну, завтра заменю колодки. Скрипят тормоза, завтра поеду на СТО. Стала вялая педаль тормоза, будет выходной у меня, так сразу поеду в мастерскую» и т.д.

А никто не задумывался, что благодаря тормозам, ваша машина останавливается? Да, можно тормозить двигателем, ручником притормаживать. А если в критической ситуации нужно резко затормозить, а педаль тормоза «вялая»? – В таком случае вы не сможет резко сбросить скорость.

Да, можно резко остановиться в этом случае, например, в стену, в соседнюю машину, дерево – вариантов много. Но зачем до такого доводить?!

До такого не стоит допускать, ка вы считаете?
До такого не стоит допускать, ка вы считаете?

Поэтому, заезжая на СТО, при каждом ТО, будь-то замена масла, фильтров или чего-то еще в машине, обращайтесь к парню в рабочей форме, чтобы он проверил тормоза на вашем авто. Если он говорит, что нужно менять колодки или диски – их нужно менять. Не завтра, не послезавтра, а прямо сейчас.

Не стоит умничать и спрашивать мастера, на сколько километров там еще осталось колодок? Если специалист сказал, нужно менять, значит не нужно сопротивляться. Я уверен в 90% случаев, что мастер СТО лучше простого автовладельца знает, когда нужно менять и обслуживать тормоза.

Меняем вовремя колодки, а не тянем до их полного износа
Меняем вовремя колодки, а не тянем до их полного износа

Вы поняли? Любые, даже маломальские неисправности, посторонние звуки, необычное поведение тормозов – это причина срочно ехать на сервис. Потому что завтра, может быть уже поздно будет.

Покрышки

Представьте, какой бы не был у вас автомобиль высокотехнологичным, с кучей ассистентов, сенсоров, датчик, стоит несколько десятков миллионов, а он на дороге держится всего лишь четырьмя небольшими колесиками. Да и то, не всей их поверхностью, а только небольшой частью, называемой «Пятном контакта».

Черное пятно - это пятно контакта и вот этой маленькой областью колеса, авто цепляется за дорогу
Черное пятно - это пятно контакта и вот этой маленькой областью колеса, авто цепляется за дорогу
Так вот, если покрышки вашего современного, высокотехнологичного авто, дорогущего, как самолет, лопнет от старости, то никакой ассистент, ни ценник, ни красивый салон, мягкий руль не спасут вас от вылета в кювет или соседний автомобиль. Хоть на Москвиче 412, хоть на Бентли, безопасность движения зависит от качества обычных покрышек.

Микротрещины

Что я имею в виду? Резина умеет стареть. Да, хоть это не живое существо, но она тоже подвержена старости. Воздействие ультрафиолетовых лучей, реагентов на дороге, времени приводит к появлению на покрышках микротрещин.

Вот это микротрещины на покрышке
Вот это микротрещины на покрышке
Микротрещины могут появляться еще и здесь, между протектором
Микротрещины могут появляться еще и здесь, между протектором

Так вот, где они начали выявляться, там резина уже начала разрушаться. В любое время шина может лопнуть. Всегда это происходит на ходу. Хорошо если лопнувшее колесо стояло на задней оси, в лучшем случае вы испугаетесь. Если лопнет покрышка на передних колесах – на большой скорости машину резко кинет в сторону, а это или встречка, или кювет.

Поэтому, периодически осматривайте покрышки. Если увидели маленькие трещины на них, лучше купите новую пару. И не нужно ждать, пока закончится сезона, или уговаривать себя, что куплю в следующем году и так далее.

Грыжи

Это не те, что в позвоночнике. Покрышка состоит не только из резины. Внутри есть металлическая сетка, которая придает жесткости покрышке, держит её форму. Если в одном месте эта сетка порвалась, то снаружи шины надувается шишка.

Так выглядит шишка на шине, она же "грыжа"
Так выглядит шишка на шине, она же "грыжа"

Так как внутри покрышки большое давление, у некоторых авто оно доходит до 4-6 атмосфер, а резину не удерживает порванная сетка, то она раздувается наружу. Так вот, эти раздутые шишки называются грыжами. Обычно они появляются сбоку покрышки.

При приложении усилий на шину, например, наехал на кочку, въехал в яму на скорости, она в месте появления грыжи лопнет. Вы прекрасно знаете о последствиях, если такая покрышка стаяла на передних колесах.

Глубина протектора

Я уверен, об этом уж точно все автовладельцы знают. Но почему-то, многие игнорируют свои «лысые» покрышки. Часто слышал отговорку: «Вот докатаю шины в этом сезоне, а в следующем году куплю новые колеса». Но если взглянуть на такие шины, то там даже уже индикаторов износа не видно, а владелец себя все уговаривает, что в следующем году по-любому поменяет покрышки.

Вот так выглядит "лысая" покрышка
Вот так выглядит "лысая" покрышка

А вы знаете, где искать индикаторы износа и как по ним ориентироваться? Между рисунком протектора есть продольные борозды. В них находятся в определенных местах небольшие наплывы. Они определенной высоты и размеров. Их место нахождение можно найти по треугольникам сбоку покрышки или надписью "TWI".

Вот эти резиновые пиптики и есть индикаторы износа
Вот эти резиновые пиптики и есть индикаторы износа
Маркировка сбоку "TWI" показывает, где на шине искать индикаторы износа
Маркировка сбоку "TWI" показывает, где на шине искать индикаторы износа
Если высота протектора сравнялась с высотой этих наплывов, то покрышку нужно сразу выбросить. Это называется критический износ протектора или уменьшение его глубины.
А вот так протектор стёрт до самих индикаторов износа
А вот так протектор стёрт до самих индикаторов износа

Вывод по шинам

Не ленитесь, периодически, например, раз в месяц, осматривайте свои покрышки. На передних колесах это проще сделать, повернули руль в одну сторону – осмотрели шину с одной стороны, повернули в другую – проверили колесо с другой стороны машины.

Повернув колесо, вы сможете полностью осмотреть шину. У вас будет доступ к протектору, чтобы рассмотреть индикаторы износа, внутреннюю и наружную сторону колеса. Ищем грыжи и микротрещины.

С задними колесами немного сложнее. Можно их проверять при сезонной замене покрышек или на подъемнике.

Кузов

На третьем месте по безопасности на дорогах – это кузов. В зависимости от его состояние, может менять степень урона водителю или пассажирам при ДТП. То есть, если кузов гнилой или после серьезной аварии, он не сможет эффективно защитить вас.

Все знают, что при проектировании кузова, инженеры закладывают в него определенный уровень безопасности. При лобовом столкновении он должен сминаться так, чтобы принять на себя максимальный удар, сохраняя жизнь людям.

Если он весь гнилой или уже побывал в серьезной аварии, то он не сможет защитить людей так, как это проектировали инженеры на заводе. Он просто рассыплется, как труха, или сложиться, похоронив в себе всех, кто находился внутри.

Вот такой кузов вас не от чего не защитит, даже от дождя
Вот такой кузов вас не от чего не защитит, даже от дождя
Поэтому, при покупке подержанного автомобиля, стоит внимательно осматривать силовые элементы кузова. Именно они должны взять на себя основной удар, а если они уже мятые или варенные, то они просто сложатся, как гармошка.

Это касается и гнилых кузовов. Если металл поврежден ржавчиной, то он утратил свою жесткость, упругость. И как он себя поведет при аварии, никому не известно.

Как бы не любили свою машину, но если кузов у ней в плачевном состоянии, а именно силовые элементы, то поменяйте её на более свежую. Я не говорю покупать новую машину, в наших реалиях и ценах – это нереально. Просто найдите более свежий авто с целым кузовом.

Помните, вы сидите внутри машины, и кузов вас защищает от внешних воздействий. Чем он надежнее, тем безопаснее будут ваши поездки.

Лобовое стекло

Как бы это парадоксально не звучало, но даже, если оно целое, но все зацарапанное, лучше замените его.
Вот пример лобового стекла с большим пескоструем, на бликах видно, сколько царапин
Вот пример лобового стекла с большим пескоструем, на бликах видно, сколько царапин

Дело в том, что во время эксплуатации авто, лобовое стекло больше всех подвержено пескострую. Днем через него хорошо все видно, но ночью или во время дождя, видимость поцарапанного стекла ухудшается в несколько раз.

Видимость через ветровое стекло ночью ухудшается в разы
Видимость через ветровое стекло ночью ухудшается в разы

А если вы будете плохо видеть через него дорогу, то можете не заметить животное, переходившее дорогу, или просто сидевшее на вашем пути. А если это будет человек? – Привет тюрьма.

Поэтому, не думайте о том, как вы будете продавать машину с поменянным стеклом, объясняя покупателю, что ДТП не было, а лобовое просто так заменили. Думайте о безопасности передвижения, о своем здоровье, пассажиров и других участников движения. Мутное, поцарапанное ветровое стекло снижает обзор впереди автомобиля, повышая вероятность аварии.

Свет

Световые приборы на автомобиле должны быть в исправном состоянии.

Не нужно легкомысленно относиться к не горящему «стопаку». Сзади едущий автомобиль может не понять, что вы тормозите и приехать вам в задний бампер.

Тоже самое касается передних световых приборов. Ближний, дальний свет, противотуманки, ходовые огни, если они есть, должны светиться. Я думаю, все понимают, чем чревато, если, например, в туман у вас не горят фары и противотуманные огни, и вас не увидят на трассе, или вы кого-то не увидите на дороге?

Езда со светом в тумане
Езда со светом в тумане

Инженеры не зря же придумали всю эту иллюминация на машине? – Чтобы вас было видно на трассе, и вы всех видели в любое время суток. Сгорела лампочка – купите новую, не откладывайте это на завтра. Сэкономив сегодня, вы завтра подвергаете себя и окружающих на дороге опасности.

В качестве вывода

Это я еще не говорил о необходимости соблюдать ПДД, о которой все прекрасно знают, но разворачиваются на «встречке». Кроме этого, желательно повышать свои навыки контраварийного вождения. Этого не сделать на дорогах общего пользования, только на специальных курсах, а за это нужно платить деньги, поэтому, никто туда не идет.

Что говорить о каких-то курсах, если многие люди ездят на лысых покрышка, на зимней резине летом?! Если на шины никто не хочет тратиться, то что говорить о затратах на дополнительное обучение вождению.

Будьте внимательными к мелочам. Не пренебрегайте хотя бы теми моментами, о которых я говорил в этой статье. Это минимально-критические требования к эксплуатации автомобиля.

Один человек сказал: «Открывая дверь авто, ты открываешь крышку гроба или дверь тюрьмы». Давайте не проверять на практике эту пословицу, следите за машиной, и она вас спасет в трудную минуту

А теперь минуточка благотворительности. Прошу не остаться равнодушными: https://geografiyadobra.ru/catalog/pomozhem-vove-vstat-na-nogi/