Найти тему
ЗАМЕТКИ О НАС

Женщины и политика. Часть 1. Мировые тенденции феминизации политики – от патриархальности к гендерным квотам

ХХ век был ознаменован расширением прав женщин, в том числе и политических, соответственно, у них появляется возможность участвовать в различных сферах деятельности, в которые им был закрыт или ограничен доступ ранее. Вся система социальной организации поддерживала такой порядок веками. Многим хорошо известен стереотип, что женщина – это хранительница домашнего очага и ей ни к чему получать образование и тем более совать свой нос в дела политические. Подобные мысли публично высказывались в ХIХ веке. Схожие представления бытуют среди нас и до сих пор.

Но факт изменения роли женщин в мировой политике налицо. В исследовательских работах в связи с этим стал использоваться термин «феминизация», который обозначает усиление роли и влияния женщин в общественной жизни. Яркие примеры на мировой политической арене Маргарет Тетчер, Индира Ганди, Беназир Бхутто, Ангела Меркель, Дилма Русеф, Урсула фон дер Ляйен и др. Причем женщины занимают не только ключевые посты, но и характерно значительное увеличение их числа и на более низких должностях [3].

Изучение статистической информации, публикаций ученых и журналистов приводит к мысли, что феминизация политики имеет специфику в различных регионах и странах. Мы не будем ориентироваться на рейтинги и индексы, составляемые международными организациями, так как их актуальность и обоснованность нередко ставится под сомнение. Обратимся к конкретным цифрам и процессам.

В западных странах расширение участия женщин в политике связывается с ростом феминистского движения.Также для продвижения женщин в европейские политические элиты большую роль сыграла идеология политкорректности, которая способствовала популяризации идеи более широкой интеграции женщин в различные политические структуры.

В качестве одной из передовых оценивают скандинавскую модель гендерного равенства. Именно скандинавские государства входят в десятку стран с наибольшим представительством женщин в национальных парламентах [3]. Кстати, именно там женщины одними из первых в Европе получили избирательное право: в Финляндии в 1906 году, когда она была еще в составе Российской империи, в Норвегии в 1913, в Дании в 1915, в Швеции в 1919 году.

Однако не все идет гладко, поскольку в европейских странах принимаются законы о гендерных квотах. Сам факт их введения уже наталкивает на мысль о том, что гендерное равенство не получается реализовать естественным путем. Глубинные социальные структуры и законы тормозят этот процесс, в том числе и в политике. Одним из обоснований идеи гендерных квот является то, что талантливым женщинам приходится прилагать больше усилий, чтобы продвинуться. Кроме того, было бы справедливым, если представительство женщин в политике отражало их число в структуре населения.

Какие же причины могут препятствовать реализации этих вроде бы положительных и справедливых рассуждений?

- Сохранение влияния глубинных стереотипов патриархального общества.

- Объективно – женщины продолжательницы человеческого рода, соответственно, они могут выпасть на определенный период из активной общественно-политической деятельности или же кто-то должен взять на себя заботу об их детях хотя бы до достижения ими подросткового возраста. Кроме того, необходимо перераспределение обязанностей по ведению домашнего хозяйства и заботе о детях между членами семьи.

- Квоты как способ интеграции женщин в политику не могут гарантировать качество работы привлекаемых специалистов, а наоборот порождают опасения, что должности займут недостойные кандидатки.

Из этого напрашивается вывод, что гендерные квоты в идеале должны быть временной мерой и способствовать трансформации вековых стереотипов.

Исследователи пытаются найти объяснение прихода на высшие должности женщин в странах Латинской Америки. В частности, можно встретить утверждения, что избиратели (в том числе мужчины) активно избирают женщин в определенных социальных условиях. Например, страны, только что пережившие сильные общественные потрясения, легче принимают еще одно революционное изменение – поставить во главе государства женщину [3]. Так, избрание Мишель Бачелет на должность президента Чили объяснялось тем, что большинство жителей Чили приписывали именно женщине способность «решить все проблемы чилийского общества» [1].

Выделяется и другие механизм прихода к власти женщин в этом регионе.

Так Лидия Гейлер-Техада (Боливия) и Эрта Паскаль-Труйо (Гаити) были избраны в результате государственного переворота, большинство остальных же – благодаря своим мужьям, которые в свое время занимали видные государственные посты. Поэтому высказывается предположение, что в Латинской Америке и Карибском регионе к власти женщины приходят не без помощи мужчин, что свидетельствует еще о наличии «предрассудков» у избирателей, которые видят в этих женщинах не столько лидера, сколько жену известного политика или бывшего президента [4].

Схожие тенденции отмечают и в Бразилии, где в 2011 году на пост президента была избрана Дилма Русеф. Она победила на выборах так же при поддержке бывшего президента Бразилии Луиса Инасиу Лулы да Силва. Многие считают, что именно благодаря этому избиратели проголосовали за Д. Русеф, так как надеялись, что она продолжит его начинания по выводу страну из глубочайшего кризиса [2]. Но все-таки представляется, что это слишком упрощенный подход к восприятию фактов. Нет ничего удивительного в том, что действующий президент поддерживает одного из кандидатов. Такое встречается довольно часто и среди мужчин, но их победу не приписывают только лишь этой поддержке.

Поэтому нельзя упускать из виду факт, что в этом регионе происходят значительные социальные трансформации, которые расширили политическое присутствие женщин: культурные преобразования, введение квот и повышение уровня образованности.

Китайское общество остается довольно патриархальным в отношении интеграции женщин в политику. Сейчас только 11 женщин входят в состав Центрального комитета Коммунистической партии Китая 20-го созыва (это из 235 человек). В ЦК КПК 19-го созыва при общей численности в 204 человека женщин было 10. Все министерские посты в Китае занимают мужчины. Если посмотреть женское представительство по регионам, где наиболее значимой является должность секретаря партийного комитета провинции, то за всю историю Коммунистической партии Китая было 3 женщины на этом посту. В настоящее время это секретарь парткома провинции Гуйчжоу Чэнь Ицинь. Хотя в Китае еще со времен Мао Дзедуна практикуются применение квот для привлечения женщин в партийно-государственные структуры, но судя по имеющимся данным, пока более успешно реализуется экономическая составляющая гендерного равенство.

В Индии в 2022 году Драурпади Мурму стала президентом страны. Она не первая в списке индийских женщин на высших руководящих должностях, но первая представительница племени из списка дискриминируемых (в них входят народы и группы, которые когда-либо подвергались гонениям или находились на низших ступенях социальной лестницы).

Главной проблемой Индии называют то, что, несмотря на юридически закрепленное равенство мужчин и женщин, на ментальном уровне по-прежнему работают традиционные нормы, которые приводят к дискриминации женщин, особенно в сельской местности.

Также как и в европейских странах, в Индии в 1993 году были установлены квоты на привлечение женщин в местные органы власти (33%), предполагается их ввести и для высших законодательных органов федерального уровня, но закон пока не принят. В целом, считается, что принимаемые меры привели к росту их вовлеченности в политическую жизнь и несмотря на сохранение проявлений имущественного, кастового, гендерного неравенства в Индии женщины избираются в законодательные собрания штатов и национальный парламент в большом количестве на протяжении десятилетий.

Подводя итог о мировых трендах участия женщин в политической жизни, можно сказать, что на мировом уровне в массовом сознании все больше получает поддержку идея о необходимости расширения прав женщин, пусть и встречая на своем пути серьезные препятствия в лице традиционных гендерных стереотипов. И здесь нужно не только создать правовые гарантии, но и социально-экономические. Часто препятствием для дальнейшей самореализации в политике является отсутствие элементарного образования, а политическая деятельность, кроме всего прочего, требует специальной подготовки. Квоты как способ интеграции женщин в политику имеют положительное значение, особенно, когда необходимо ускорить изменение существующего общественного уклада, но несут и ряд рисков. В следующей части поговорим о женщинах в политике в России. Интересно, что в отличие многих стран мира у нас гендерных квот нет.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

Источники:

1. Асадова Н. Женопочитание // Коммерсантъ. URL: http://www.kommersant.ru/k-vlast/get_page.asp?DocID=642652 (1.09.2023).

2. Матвеева Д. С. Роль женщин в политике стран Латинской Америки и Карибского бассейна // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 9 (47): в 2-х ч. Ч. I. C. 103-106.

3. Медведев М.В. Феминизация сферы политики как одна из тенденций развития современного мирового сообщества Государственное управление. Электронный вестник Выпуск № 10. Март 2007.

4. Феномен женского лидерства в странах Латино-Карибской Америки // Перспективы.. URL: https://www.perspektivy.info/oykumena/amerika/fenomen_zhenskogo_liderstva_v_stranah_latino-karibskoj_ameriki_2011-04-25.htm (дата обращения: 23.06.2023).