Екатерина Савинова в фильме «Приходите завтра»
Фильм-бенефис потрясающей Екатерины Савиновой увидел свет в 1963 году и имел чрезвычайно громкий успех – только за первый год проката его увидели почти 15,5 млн. человек. Подсчитать, сколько зрителей успели посмотреть фильм и полюбить талантливую Фросю Бурлакову за 60 лет, которые прошли со дня его выхода, не представляется возможным.
До своей звёздной роли Савинова добиралась долгим путём: первый успех в кино пришёл к 22-летней студентке ВГИКа в фильме Ивана Пырьева «Кубанские казаки» (1949). Но с высокопоставленным ловеласом Пырьевым Катя была неласкова – влепила пощёчину за приставания, за что потом 13 долгих лет играла мелкие эпизоды, унизительные для такого дарования, как её.
Можно сказать, что «Приходите завтра» снял в подарок Екатерине её муж Евгений Ташков. Актрисе было уже 37, у них с Ташковым подрастал сын Андрей, а играть пришлось вчерашнюю школьницу, которая едет покорять столицу. Точно так же, как когда-то эта сделала сама Савинова, уроженка глухой алтайской деревушки Ельцовки, фигурирующей, к слову, и в фильме. Актриса из этого соревнования с возрастом вышла победительницей - такой молодой, живой, эмоциональной и непосредственной получилась её героиня.
«Золушка» Янина Жеймо
«Янина Жеймо была великой актрисой советского кино, — утверждает публицист Виталий Вульф. — Крохотного роста, с огромными глазами, божественной пластикой, нежным голосом. Её сравнивали с итальянкой Джульеттой Мазиной. Главная картина Жеймо была снята в 1947 году — «Золушка» Надежды Кошеверовой. Это великая лента не только потому, что там сыграли Эраст Гарин, Фаина Раневская, Елена Юнгер. Зритель верил чистоте помыслов Жеймо, доброму взгляду. Никто не мог догадаться, что актрисе в реальной жизни почти 40 лет.»
О возрасте советской Золушки заговорили сравнительно недавно, причём скорее в негативном ключе, – слишком много сегодня значит возраст актёров и актрис как таковой. Как же тут не вспомнить, что такую юную и нежную сказочную героиню в умопомрачительных бальных нарядах и хрустальных туфельках сыграла женщина 38 лет, мать, кто бы мог подумать, 17-летней дочери! Сколько лет может быть Золушке – 15-16? Не проще ли было взять на роль дочь актрисы Жеймо, чем её саму? Ведь в кадре, как иногда замечают на форумах придирчивые зрители, «у Золушки усталый взгляд взрослой женщины».
Вера Алентова в роли Кати Тихомировой в фильме «Москва слезам не верит»
Катерина приезжает поступать в московский вуз, и, даже если школу она закончила год или два назад, всё равно это очень молодая девушка. Но если во второй части фильма взрослая состоявшаяся 40-летняя женщина получилась у актрисы очень убедительной, на юную абитуриентку 38-летняя Вера Алентова похожа всё-таки мало.
Ирина Муравьёва в фильме «Карнавал»
К окончанию съёмок фильма Ирине исполнилось 32 года, у неё уже был 6-летний сын. А играть пришлось девушку 17-18 лет, которая горит молодым неистребимым желанием поехать в столицу и стать актрисой. Режиссёр Татьяна Лиознова была высокого мнения о возможностях Муравьёвой, понимая, что та справится с ролью благодаря крепкой актёрской технике.
Для этой роли, включавшей в себя музыкальные и танцевальные номера, актриса заметно похудела, на достойном уровне подготовила несколько вокальных номеров и танцев, а также научилась кататься на роликах. И хотя в фильме по желанию режиссёра поёт Жанна Рождественская, позже Муравьёва записала пластинку-миньон «Позвони мне, позвони...» А вот в большинстве танцевальных номеров появляется она сама.
Зрители работу Ирины Вадимовны в «Карнавале» оценили очень высоко, назвав её лучшей актрисой года согласно опросу журнала «Советский экран». На несоответствие возраста героини и актрисы внимания, как и предвидела Татьяна Лиознова, никто не обратил.
Нина Дорошина в роли Надюхи в фильме «Любовь и голуби»
Не совсем правильный для такой подборки пример – большая разница в возрасте Дорошиной и её Надюхи есть вряд ли. Речь о другом. Нина Михайловна, которой во время съёмок картины было почти 50, переживала, что покажется слишком возрастной женой своему Васе Кузякину. Александр Михайлов на 10 лет моложе, и опасения актрисы имели право на жизнь. В театре, по словам Дорошиной, такое несоответствие в порядке вещей, но театр - не кино с его крупными планами.
Сомнения рассеялись при первых же просмотрах рабочего материала – подвижная, энергичная, смешливая Дорошина полностью соответствовала Василию по возрасту. К тому же Нина как никто другой умела, как говорят в таких случаях, играть любовь.
К слову, разлучница Риса-Писа в исполнении Людмилы Гурченко оказалась почти на столько же лет старше непутёвого Васи. И ничего, легко разбила дружную семью, пусть и на время.