Манчестер - кузница музыкальных кадров
Этой статьей я начинаю рубрику про музыкальную культуру английского города Манчестер.
Манчестерская музыкальная сцена - непаханное поле для любого музыковеда, да и просто аудиофила, любящего копаться в разного рода артефактах. Действительно, за термином «Манчестерская музыка» скрывается такое количество артефактов - ценных и не очень, «подводных камней» в виде разных историй успеха, падений, трагедий, скандалов и прочего.. что про это просто необходимо написать отдельную книгу, которая прольет свет на данную тему.
Захолустный, унылый, серый, наполненный заброшенными заводами и фабриками город Манчестер дал нам во второй половине 20 века столько имен, столько музыки, что даже задаешься вопросом: «А, может, этот Манчестер и не такой уж унылый после этого?» . Эти ребята - музыканты и люди, стоящие вокруг этой музыки, - сделали из сурового и ничем доселе не примечательного места настоящий эпицентр веселья, место культурной революции.
Манчестерская музыка, как и любое выдающееся явление, сложна и неоднородна. Тут правят бал гротеск: от этой музыки исходит безудержное веселье и экзистенциальная депрессия, блеск, нищета, мода и «антимода», вычурность и аскетичность. Здесь тоскливый меланхоличный настрой JoyDivision плавно перетекает в эйфорический танцевальный поп New Order (после смерти фронтмена «Дивизии» Йена Кертиса остальные участники группы продолжили деятельность под вывеской New Order); тут неистовый и набирающий популярность жанр эйсид-хаус (который можно смело назвать новым рок-н-роллом) с его электронными ритмами контрастирует с гитарным минимализмом The Smiths; из Манчестера вышли такие полярные персонажы, как «провинциальный гопник» Шон Райдер (happy Mondays) и утонченный эстет-одиночка Моррисси (the Smiths); братья Галлахер (Oasis), стремительно идущие к творческому и коммерческому успеху и Марк Е. Смит (The Fall), который не хотел, чтобы его группу упоминали в телепрограммах. Добавьте сюда еще такие полярные и разные в своем подходе группы, как авангардисты, играющие диссонансную музыку Diagram brothers; коллектив James, которых взял под свое крыло не кто иной, а сам Брайан Ино - легендарный продюсер, создатель эмбиента; команда Elbow во главе с солистом и автором песен Гаем Гарви, сочинявший для своей группы умные и едкие (типичная английская традиция) тексты.
Тема настолько захватывающая, что про музыкальную сцену этого города был снят художественный фильм «Круглосуточные тусовщики» (в честь песни Mondays) Майкла Уиттерботтома, представленный на Каннском фестивале 2002 года. Данный фильм рассказывает нам историю успеха Тони Уилсона - вообще важного персонажа в формировании Манчестерской локальной сцены. Запомните это имя. Это ведущий передачи на телеканале «Granada TV», в которой выступали начинающие музыкальные таланты, а впоследствии основавший независимый манчестерский лейбл Factory records, собственно, открывший такие имена, как Joy Division, затем New order, Happy Mondays, A Сertains Ratio, Durutti Column. Это настоящий авантюрист, пассионарий, который генерировал идеи направо и налево, словно сумасшедший дока из «Назад в будущее». Не стоит забывать и про другого гения Манчестера - Мартина Хэннета, музыкального продюсера, создавшего неповторимый саунд для тех же Joy Division, Happy Mondays. Его причудливый метод работы в студии(играй громче, но тише) навсегда вошел в историю. А ведь Уилсон, и Хэннет - это только вишенка на торте в нашей истории. Стоит упомянуть и легендарный манчестерский музыкальный клуб Hacienda, который в 80-е и начале 90 - х был местом паломничества для всех любителей рейва.
Формально, историю манчестерской музыки можно поделить на два периода. Первый период - с конца 70-х по 90-е. Это был период новых открытий, нескончаемого энтузиазма, когда ночи были длиннее и веселее, а таблетки экстази (важный элемент в музыкальной тусовке в то время) давали радость и любовь ко всем людям (хоть к черту лысому). Новые группы появлялись как грибы после дождя. Постоянные эксперименты с саундом. Новые альбомы каждый год. Тони Уилсон. Мартин Хэннет. Инди-рок перекрещивался с электроникой и это еще не считалось банальным. Вообщем, мир, труд, май. Или как сказал был Шон Райдер - мир, вечный угар, лето круглый год.
Но потом все пошло не так.. Мартин Хэннет скончался; клуб Hacienda приказал долго жить ввиду своего банкротства и проблем с незаконным оборотом наркотиков; The Stone roses, выпустив второй альбом, вскоре распались; лейбл Factory также закончил свое существование. Но влияние этого периода нельзя переоценить на других музыкантов. Так, например, Том Йорк из Radiohead однажды сказал: «В юности мы ходили на вечеринки и слушали Joy Division». Влияния «дивизии» не обошел другой видный музыкант-электронщик Моби. Про влияние «Мэдчестера» (поджанр, возникший в конце 80-х, к которому относились группы, опыляющие инди-рок с хаусом)и говорить нечего. Очень много музыкантов, кто признавал влияние манчестерских команд.
Второй период - с начала нулевых и по сей день. Тут тоже есть, на что обратить внимание: синти-поп дуэт Hurts, Everything everithing - группа, которая хочет порвать с образом «белых парней с гитарами из Манчестера», группа The 1975 и пр.. Но это уже другая история, о которой тоже, безусловно, ниже пойдет речь.
Моя рубрика – это мой взгляд на данную тему, не лишенный субъективизма. Я постараюсь рассказать почти обо всех важных группах Манчестера, важных событиях и людях, ответственных за появление и развитие музыкальной культуры в этом месте. В моей работе найдут место коллективы и музыканты, вышедшие из разных музыкальных жанров и стилей. Тут не только рок, но и электроника, поп-музыка и даже джаз. Я надеюсь, моя работа поможет кому-то лучше понять данную тему или же вообще узнать о ней. Музыка – главное. Не сухие факты. Они нужны лишь для повествования. Я хочу, чтобы человек, прочитавший мою "эпопею" про Манчестер, открыл для себя новые группы, которые он захочет послушать или же чтобы он освежил в памяти данную тему.
Ладно, обо всем этом я по порядку расскажу. Продолжение следует..