Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. В Узбекистане уже завтра стартует новый учебный год. С одной стороны, отечественная система образования выглядит вполне себе успешной: в стране работает свыше 10 тысяч школ и множество вузов, куда ежегодно пытаются поступить около миллиона абитуриентов. Однако здесь есть и свои подводные камни: обучение часто не просто бывает некачественным, но и оторвано от практики, в результате сотни тысяч выпускников не могут найти себе работу.
Другой бич отечественного образования – тотальное понижение уровня грамотности и культуры. Сегодня значительная часть молодых узбекистанцев предпочитает плясать на памятниках, снимая видео для Тиктока, а не читать книги. Они выбрасывают мусор где попало, не уважают никого вокруг и ставят во главу угла деньги, позволяющие им подняться над всеми остальными. Судя по всему, мы уже потеряли это поколение и должны срочно менять ситуацию, чтобы все не стало хуже.
По словам кандидата философских наук, старшего научного сотрудника Института государства и права Академии наук Узбекистана Равшана Назарова, падение уровня образования и культуры – это общая современная тенденция, характерная для многих стран мира, даже для тех, которые принято называть "развитыми".
Этот процесс, по его словам, очень ярко отображает "теория разбитых окон" социологов Джеймса Уилсона и Джорджа Келлинга. Ее принцип прост: если в здании разбито одно стекло, и никто его не заменяет, то через некоторое время в этом здании не останется ни одного целого окна. Иными словами попустительство общества к незначительным правонарушениям – мусор и курение в неположенных местах, мелкий вандализм, публичное пьянство, прыжки через турникеты в метро, нарушение правил дорожного движения и другие – провоцирует людей на совершение новых правонарушений.
"Люди говорят: если другим можно, почему мне нельзя? Человек видит, что нарушения правил поведения другими членами социума жестко не пресекаются и перестает считать правила обязательными для себя, причем любые правила. При этом средняя планка допустимости нарушений в обществе снижается, и это приводит к увеличению числа уже серьезных преступлений", – сказал эксперт.
Назаров считает, что только постоянная и активная работа по предотвращению любых нарушений и наказанию провинившихся создает общую атмосферу нетерпимости к нарушениям в целом, а сама деятельность по пресечению мелких правонарушений позволяет попутно задерживать или ограничивать в возможностях рецидивистов, обычно пренебрегающих правилами поведения в общественных местах.
"В истории человечества неоднократно были периоды, когда варварское отношение к культуре становилось чем-то обыденным и повседневным. Вообще, как показывает история человечества, периоды социальных катаклизмов и больших изменений неизбежно ведут к тому, что ценности предыдущих культурных эпох перестают восприниматься как что-то важное. Например, во время Египетского похода артиллеристы Наполеона упражнялись в стрельбе, используя в качестве мишени Большого Сфинкса. Или кто бы мог подумать, что в 30-х годах прошлого века в такой традиционно высококультурной стране как Германия будут публично сжигать книги? А уничтожение талибами в конце ХХ века статуй Будд в Бамиане?" – отметил он.
Многие произведения мирового искусства, добавил собеседник, подвергались нападениям современных вандалов, причем некоторые даже неоднократно. Это картины "Мона Лиза" Леонардо да Винчи, "Даная" и "Ночной дозор" Рембрандта, "Святое семейство" и "Воскресение Христово" Верещагина, "Иван Грозный и его сын Иван" Репина, "Венера с зеркалом" Веласкеса, статуя "Давид" Микеланджело и многие другие.
Кстати, в Уголовном кодексе Узбекистана закреплен целый ряд статей, предусматривающих наказания за те или иные формы вандализма, однако остается вопрос к правоприменению.
По словам Назарова, изменить эту ситуацию может реформирование системы высшего образования, которое позволит повысить качество обучения и количество квалифицированных специалистов.
"Для полноценного развития государства необходимо принятие срочных и эффективных мер в сфере высшего образования. Государство должно стремиться к тому, чтобы высшее образование соответствовало современным международным стандартам, удовлетворяло потребности республики в квалифицированных специалистах, а также влияло на общий рост образованности граждан", – отметил он.
Среди основных проблем системы эксперт выделил традиционную теоретическую направленность и недостаток практических навыков у выпускников, несоответствие общественного спроса и предложения квалифицированных специалистов, а также недофинансирование вузов и, как следствие, их недостаточную материально-техническую оснащенность, особенно у региональных учебных заведений. Кроме того, крайне важно улучшить общее качество обучения студентов, подготовку преподавательского состава и стимулирование его профессиональной мотивации, пересмотреть подход, повлекший излишнюю коммерциализацию высшего образования.
"Объективности ради стоит отметить, что ряд национальных вузов Узбекистана в настоящее время уже соответствует серьезным международным стандартам, или во всяком случае приближается к ним. Среди них такие известные вузы как Национальный университет Узбекистана, Университет мировой экономики и дипломатии, Узбекский государственный университет мировых языков, Ташкентский университет информационных технологий, Ташкентский финансовый институт, Ташкентский государственный педагогический университет, Самаркандский государственный медицинский институт. Но этого пока мало, учитывая общее количество вузов и филиалов в Узбекистане", – сказал собеседник.
Выходом из ситуации может стать кардинальное расширение сети филиалов зарубежных вузов, которые применяют у себя методики, наработанные в течение длительного времени. Здесь среди лидеров в Узбекистане – российские вузы.
"Конечно, филиалы зарубежных, в том числе российских вузов, отличаются в целом от отечественной системы образования. Надо вспомнить, что самому старому из вузов Узбекистана – Национальному университету – чуть более 100 лет, остальные вузы значительно моложе, а некоторые вообще появились только в период независимости. В то же время МГУ возник еще в 1755 году, РГПУ имени Герцена – в 1797 году, Санкт-Петербургский университет – в 1819 году, РЭУ имени Плеханова – в 1907 году. За большинством российских вузов стоит большая историческая школа. Многие преподаватели этих филиалов сами являются выпускниками российских вузов, они проходили и проходят там аспирантуру, докторантуру, стажировки, повышение квалификации", – заметил Назаров.
По его словам, в филиалах российских вузов очень высокие требования к общему уровню абитуриентов.
"Я сам преподаю в Ташкентском филиале РЭУ имени Плеханова и могу отметить высокий уровень как профессорско-преподавательского состава во главе с ректором – известным в республике и за ее пределами экономистом, академиком Каландаром Ходжаевичем Абдурахмановым, так и общий уровень студентов. Аналогично отзываются о преподавателях и студентах своих филиалов мои друзья и коллеги, работающие в филиалах других вузов РФ", – подчеркнул он.
Собеседник добавил, что сотрудничество с Россией в сфере высшего образования – одно из ключевых направлений культурно-гуманитарного сотрудничества Ташкента и Москвы. Если в 2016 году в Узбекистане было только три филиала российских вузов, то сейчас их уже 16, и еще по целому ряду филиалов идут двусторонние переговоры. Причем стоит отметить, что такие авторитетные вузы России как МГИМО и ВГИК вообще впервые в своей истории открыли зарубежные филиалы, и они расположены именно в Узбекистане.
Кроме того, заметил Назаров, регулярно проводятся российско-узбекские образовательные форумы, по результатам которых вузы двух стран заключают меморандумы и соглашения о сотрудничестве. Например, состоявшийся в Самарканде в октябре 2022 года третий форум прошел под лозунгом "интеграция образования, производства и науки – драйвер академической эффективности". Председатель Совета ректоров России, ректор МГУ Виктор Садовничий по его итогам отметил, что этот форум – уникальное явление, ставшее примером того, как можно приносить пользу своим народам и студентам.
"Еще одним важным направлением сотрудничества является программа двойных дипломов, когда студенты национальных вузов Узбекистана параллельно получают также и дипломы ведущих вузов России. Так что сотрудничество Узбекистана и России в сфере образования – одно из важнейших и ключевых направлений двустороннего культурно-гуманитарного сотрудничества", – подчеркнул эксперт.
Назаров также прокомментировал и еще одну серьезную проблему – несоответствие количества выпускников размерам отечественной экономики. По его словам, в 2022-2023 учебном году общее количество выпускников 11 классов в Узбекистане составило около 400 тысяч человек. Это практически столько же, сколько было в 2021-2022 учебном году и на 15% меньше, чем в 2020-2021 учебном году, когда школы закончили 450 тысяч человек. Еще чуть более 500 тысяч человек в год – это выпускники 9 классов, основная масса которых продолжает учебу в 10 и 11 классах, а также в колледжах и лицеях. Но все равно некоторая часть выпускников 9 классов попадает на рынок труда.
Что касается выпускников 11 классов, отметил собеседник, то определенная часть из них поступает учиться в вузы. В 2023 году тестовые экзамены сдавали 888,5 тысяч абитуриентов, из которых поступили более 190 тысяч человек. На дневную форму обучения приняли 127 259 абитуриентов, из них 34 930 – на основе гранта, 92 329 – на контрактной основе. Также были популярны заочное (49 078), вечернее (11 125) и дистанционное (2 825) обучение.
"Демографическая ситуация современного Узбекистана такова, что численность населения, в том числе трудовых ресурсов, растет значительно быстрее, чем число рабочих мест. Это вызывает проблемы с обеспечением занятости. В определенном смысле в этом может помочь "экспорт" части трудовых ресурсов Узбекистана на рынки труда других стран", – считает эксперт.
Поэтому, по его словам, неслучайно, что в 2022 году из 3,47 миллиона трудовых мигрантов в России более половины составили граждане Узбекистана.
"Между правительствами Узбекистана и России действует соглашение об организованном наборе и привлечении узбекистанцев для осуществления временной трудовой деятельности на территории РФ, а также соглашение между Федеральной службой по труду и занятости РФ и Агентством по внешней трудовой миграции Узбекистана, которые помогают упорядочить весь процесс и защитить права наших граждан на территории России. Для этого активно используется информационно-аналитическая система "Общероссийская база вакансий "Работа России", – сказал Назаров.
Собеседник добавил, что данная система уже зарекомендовала себя очень хорошо. Работает она просто: работодатель размещает на специальном портале информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей. Он должен указать информацию о заработной плате, режиме работы, требованиях к квалификации и образованию, профессиональным знаниям, навыкам, опыту и предоставлении дополнительных социальных гарантий.
Еще один важный момент: работодатель берет на себя обязательство по обеспечению мигрантов из Узбекистана местами проживания в соответствии с необходимыми санитарно-гигиеническими и иными нормами, безопасными условиями труда, а также должен гарантировать оплату не ниже минимального уровня, установленного законодательством РФ. В свою очередь Агентство по внешней трудовой миграции Узбекистана заключает контракт с работодателем и проводит организованный набор в нашей стране.
"Кроме России граждане Узбекистана трудятся также и в других странах СНГ, например, в Казахстане, Беларуси и Азербайджане. Также популярны страны дальнего зарубежья – Южная Корея, Турция и ОАЭ. Узбекистан имеет Соглашения по трудовой миграции с 27 странами мира. Среди сравнительно новых направлений такие страны, как Германия, Дания, Иран, Франция и Япония. Однако лидером по объемам трудовой миграции все-таки остается Россия", – заключил собеседник.