Найти в Дзене
Вечера у камина

Зарисовка. Дед Кузьмич. Пашка

Навигация по каналу "Вечера у камина"

Дед Кузьмич открыл калитку и вошёл во двор. «Петровна» позвал он соседку, не спеша, проходя по дорожке к крылечку дома. Хозяйка не откликнулась. Дед поставил пакет с яблоками на крыльцо и только собрался позвать соседку снова, как сбоку от дома скрипнула дверь сарая и показалась пожилая женщина. Она вытерла лоб тыльной стороной ладони, подхватила стоявшее у сарая ведро, и пошла к дому.

— Петровна, я тебе яблок сладких на пирожки принёс, как обещал. — проговорил дед.

Женщина вздрогнула, услышав голос:

— Напугал, старый. Да у кур в сарайке я была, не слышала, как ты пришёл. — произнесла она. Поставив ведро, она тяжело опустилась на скамейку возле крыльца и снова рукой обтёрла лоб.

Дед Кузьмич внимательно посмотрел на соседку.

— Смотрю, совсем выдохлась ты Петровна. Вон еле на ногах держишься.

— Да, не говори, Кузьмич. — пожилая женщина махнула рукой. — Огород, куры, вздохнуть некогда, а тут ещё и давление прижало. Вот и брожу, как пьяная, там постою, там посижу.

Дед Кузьмич покачал головой.

— А внучок где? Не маленький ведь уже, чего не помогает.

— Беда с мальчонкой Кузьмич, ни какого сладу с ним нет. Жду не дождусь, когда дочка заберёт его. Избалованный он, помочь не допросишься, не слушается. На всё один ответ «Отстань, у меня каникулы, я отдыхать приехал». — Ольга Петровна тяжело вздохнула. — Когда отца не стало год назад, он переживал сильно. Дочка стала его баловать, ничего делать не заставляла. Так он во вкус вошёл. Дочка тоже на него жалуется. Учится, не хочет, делать ничего не хочет. Или в телефоне своём сидит или гуляет где-то. Сейчас-то ему всего тринадцать лет, боюсь даже представить, что через год-два с ним будет. Он отца очень любил, а меня и мать теперь ни во что не ставит. Раз даже матери сказал, что это она виновата, не заметила, что отец болеть начал, заставляла его работать много, не берегла. А то, что папка его сам дополнительные рейсы брал, чтобы денег заработать, на квартиру побольше, да любимому сыночку всякие штуковины покупал. То телефон новый, то компьютер. Эх, да что говорить… — женщина помолчала. — Ты прости меня Кузьмич, нехорошо мне как-то, вот и жалиться тебе стала… Пойду я полежу немного, а то ещё обед готовить надо, внука кормить.

Взгляд деда Кузьмича посуровел, рассказ соседки крепко застрял в его голове. Он пришёл домой, заварил себе крепкого чаю, да так и не выпил его. Просидел с полчаса, глядя в окно, да размешивая чай в кружке. Потом резко встал и торопливо зашагал к дому Петровны.

Ольга Петровна сидела за столом и ручным тонометром мерила себе давление, когда входная дверь открылась, и вошёл дед Кузьмич.

— Что намерила? — спросил Кузьмич.

— Что-то не падает давление, вроде и таблетку выпила и полежала чуток. Ну да ладно, разойдусь. Пора обед варить уже.

Старик прошёл к столу и сел.

— Вот что, Петровна. Хочешь немного мозги внуку на место поставить? — спросил он и посмотрел на женщину.

— Конечно, хочу, да только как? Он же слушать ничего не хочет.

— Я помогу тебе. Пора парнишке взрослеть, хватит на шее у мамки да бабки сидеть. Сделаешь, как я скажу, а остальное я сам.

— Хорошо. — произнесла Ольга Петровна. — Только…

— Стоп. Не твоё это дело, что я задумал. Просто будешь делать, как я говорю.

Женщина с тревогой смотрела на соседа. Как-то страшновато ей было за единственного внука. Но с другой стороны, Кузьмич мужик серьёзный, умный. Недаром к нему полсела за советом ходят. Поэтому она махнула рукой.

— Согласна. Я тебя Кузьмич давно знаю, ты плохого не сделаешь.

— Вот и ладно. — Старик достал телефон и набрал номер. Когда на том конце ответили, Кузьмич заговорил. — Наталья, Стёпка твой дома? Скажи ему, что я прошу, пусть привезёт тебя к Ольге Петровне. Да, к соседке моей. Давление у неё. Заберёшь её, пускай у тебя поживёт чуток, под присмотром. Подлечишь её, да не мне тебе говорить, что делать, ты ж доктор, сама всё знаешь.

Закончив разговор, Кузьмич посмотрел на соседку.

— Наташка сейчас приедет. Поживёшь у неё пару дней. А я Пашкой твоим займусь.

Женщина хотела возразить, сказать, что как она может уехать, ведь внук даже не обедал сегодня. Но посмотрела на старика и согласно кивнула головой.

Через час дед Кузьмич заметил, что за забором мелькнула белобрысая голова внука Ольги Петровны. Старик усмехнулся и поспешил к дому соседке.

— Бабушка, я есть хочу. — услышал Кузьмич, подходя к соседской калитке. Через минут пять, Пашка, тринадцатилетний парнишка, ростом уже повыше Кузьмича, вышел на крыльцо и пошёл к сараю.

— Ба, ты где? — в голосе подростка слышалось удивление и легкое недовольство. Пока Пашка бегал по огороду, заглядывал в сарай, Кузьмич подошёл к дому и сел на скамейку.

Увидев у дома сидящего деда Кузьмича, мальчишка растерянно сказал:

— Здрасте. А Вы не знаете, куда бабушка моя делась. Ни в доме, ни в огороде её нет. И на обед она ничего не приготовила, я посмотрел.

— Бабушку твою в больницу увезли. Где же ты гулял, что не заметил, что к дому машина подъезжала?

— Мы у Серёги на компе играли. А что с ней случилось?

Кузьмич хмыкнул и покачал головой.

— Хорошее дело, в игрушки играть.

— А как же я без бабушки? Мама быстро приехать не сможет. А мне что делать? Я есть хочу. — Пашка растерянно смотрел на старика.

— Парень ты большой уже. Сам справляться будешь. На тебе теперь и огород и хозяйство. Куры вон не кормленные. А есть хочешь, так, пойди, картошки накопай и свари. У кур яиц собери. Да что мне тебе объяснять. Ты взрослый уже, бабушке ведь по хозяйству помогал, сам всё знаешь. — произнёс Кузьмич вставая со скамейки.

— Бабушка сама всё делала, я не помогал ей. — Паша опустил голову. — Деда, а что с ней случилось? Её увидеть можно?

Старик покачал головой.

— Сама говоришь, всё делала? А ты что же? Руки запачкать боялся или немощный какой?

Мальчик вскинул голову:

— А почему я должен был ей помогать. Мне это не надо, а если ей надо было, вот она сама и делала. А у меня каникулы, я не пахать сюда приехал, а отдыхать. — в голосе говорившего звучал вызов.

Старик усмехнулся.

— Ну, раз отдыхать приехал, так отдыхай. Ты же устал. А вот мать твоя, на двух работах работает, не устала. Бабка твоя, которой за семьдесят не устала, тебя великовозрастного лоботряса кормить, не устала. — Кузьмич махнул рукой. — Короче, или ты сам справляешься на хозяйстве или я позвоню в опеку. Пусть приезжают, забирают тебя и в казённом доме кормят, поят, пока бабушка твоя не поправится.

Кузьмич конечно, про опеку загнул, даже сам себе удивился.

Пашка растерянно смотрел на старика, не зная, что сказать.

— Деда, я же это, ничего не умею. Как я один то?

— Так я подскажу. Только помощник из меня никакой, мне годков побольше, чем твоей бабушке будет. Но советом помогу.

Ближе к вечеру, когда Пашка пыхтя и вытирая пот со лба копал картошку в огороде, Кузьмич позвонил Петровне.

— Как ты там? — спросил он. А услышав обеспокоенный голос женщины, усмехаясь, произнёс. — За внука своего не бойся, не пропащий он ещё парень. Картошку вон копает. Сам яичницу себе жарил, так что не голодный. Ты того, раньше чем, дня через три домой ни ни и дочке ничего пока не говори. Пусть парень взрослеет, жизни учится. А я пригляжу за ним.

Пашка под присмотром старика покормил кур, натаскал воды в дом, выкопал рядок картошки. При этом был его два раза клюнул петух, он облился пару раз водой, попал молотком по пальцу, прибивая щеколду на дверь сарая. Несколько раз споткнулся о лопату, копая картошку. Он устал, пыхтел и недоумевал, как с этим всем справлялась бабушка. Вечером мальчик и дед, после ужина, сидели на лавочке возле дома., Пашка уставший и слегка разомлевший после еды, рассказал старику про отца, как они с ним ходили рыбачить, как гуляли в парке, как вместе ремонтировали старенькие жигули.

фото из свободных источников интернета
фото из свободных источников интернета

— Я скучаю по отцу, мне не хватает его.

— Так жизнь распорядилась. — дед Кузьмич обнял и прижал к себе мальчика. Тот уткнулся в плечо и всхлипнул. — Поплачь, нам мужикам можно иногда и прослезиться, только так, чтобы не видел никто. — он гладил мальчишку по голове, а тот всхлипывая, ещё плотнее прижимался к старику. — Ты, Пашка теперь единственный мужик в доме. Опора мамке и бабушке. Что же ведёшь себя, как избалованная девка. Вон бабушка твоя, грядки копая, давление себе нагнала. Не справляется она уже сама. А не станет её? Возраст у неё не маленький. Кто виноват будет? Она старуха картошку копает, а ты мужик в игрушки играешь? Не гоже так, не по-мужски.

— Знаешь деда, я как папки не стало, сильно на маму злился. Папа работал много, уставал. А мама словно и не замечала этого.

— Папку твоего, злая болезнь съела. Никто в этом не виноват. А мама, разве не работает на двух работах? Они изо всех сил рвались, чтобы на квартиру новую накопить, чтобы тебе лучше жилось. А ты… Эх. — Кузьмич махнул рукой.

— Дедушка, я сегодня испугался сильно, как ты сказал, что бабушка заболела. Как тогда, когда папа болел. А теперь понял, моя вина в том, что бабуля одна всё делала. Я прощенья хочу у неё попросить, мы съездим к ней в больницу?

— Через пару дней увидишь свою бабушку, сейчас её тревожить не стоит. Сейчас спать иди. Я утром приду, у нас с тобой дел много, надо к приезду бабушки подготовиться.

Когда через три дня Ольга Петровна вошла в калитку своего дома, то опешила, увидев, как он изменился. Трава была покошена, дорожка выметена. Забор у кур был поправлен, картофель выкопан, сорняки на грядках подёрганы. А на столе в доме стояла сваренная картошка, посыпанная укропом. Пашка бросился к бабушке на встречу.

— Бабулечка, родная. Я соскучился. Ты прости меня, я буду помогать теперь и тебе и маме. Я же мужчина.

Вскоре во двор вошёл друг Пашки, Игорь.

— Паш, мне родители игру новую купили, пошли поиграем. — сказал он.

— Я сейчас не могу, позже приду. — ответил мальчик. И повернувшись к бабушке и деду Кузьмичу, добавил. — Деда, пошли забор доделаем, покажешь мне, как там чего. — и пошёл в сторону огорода.

— Кузьмич, ты что с парнем сделал, его же не узнать. — глядя в след внука, произнесла Ольга Петровна.

— Ничего не делал, просто сказал ему, что он единственный мужчина в доме и пора ему взрослеть. Парень то он хороший, просто спрятался от жизни в своё горе, всех винил, что папки не стало. А сейчас понял, что думать надо о тех, что рядом сейчас и беречь их.

***

конец

***

сентябрь 2023г

автор: Светлана Буланова

Большое спасибо, что дочитали до конца) Если не сложно, поставьте лайк, если публикация понравилась) Буду очень признательна за комментарии и конструктивную критику)