До пандемии коронавируса аэропорт Бегишево методично наращивал пассажиропоток, который в пиковый период достигал практически 800 тысяч человек. Цифра весьма существенная. Но не слишком удивительная — воздушная гавань является основной «точкой доступа» к таким крупным промышленным городам Татарстана, как Нижнекамск, Набережные Челны и Альметьевск. Которые и сами по себе развиваются неплохими темпами.
Справляться с такой нагрузкой Бегишево было непросто. Единственный до недавнего времени терминал «А» реконструировали в 2013 году. Но «мощностей» это добавило в недостаточном количестве.
— Жители региона начали испытывать неудобства: были очереди на досмотре, на стойках регистрации, — рассказал генеральный директор аэропорта . — Пассажиры жаловались, что на действующем аэровокзале не самые комфортабельные условия. Например, зимой — холодно, а в теплую погоду — жарко.
Необходимость развития аэропорта назревала. По словам корпоративного директора КАМАЗа , понимали это и на автогиганте, который является единственным владельцем воздушной гавани. Поэтому и было принято решение инвестировать в строительство нового трехэтажного терминала «B» серьезную сумму — порядка миллиарда рублей.
— КАМАЗ и весь регион очень динамично развиваются. Для нас удобство наших партнеров и сотрудников является приоритетом. Кроме того, КАМАЗ – социально-ориентированная компания, и мы, безусловно, думаем о развитии региона и удобстве его жителей, — отмечает Халиуллина. — Появление комфортного красивого аэропорта – это шаг со стороны КАМАЗа для улучшения социальной инфраструктуры региона. Для нас это также в приоритете. Все будет улучшаться и дальше. В том числе с нашей поддержкой. Терминал – это новое логическое завершение инфраструктурной части. Мы надеемся, что он понравится жителям региона и станет центром жизни, даст возможности для новых рейсов.
Строительство объекта, однако, прошло не без трудностей. Сначала работы пришлось остановить из-за пандемии коронавируса. Затем — из-за событий 2022 года.
— Мы уже практически отчаялись, думали, что придется ставить проект на «стоп». Но КАМАЗ пошел нам навстречу. В итоге удалось все задуманное реализовать, — отметил гендиректор Бегишево.
Новый терминал разместился по левую руку от старого здания. Проектировщики и строители учли все проблемы, с которыми сталкивались пассажиры: объект оснащен современными инженерными системами — от охраны и пожарной сигнализации до вентиляции и отопления. Интересно, что многое импортное оборудование в связи с санкциями пришлось заменить отечественными аналогами.
— Много зарубежного оборудования стало недоступно, и мы привлекли отечественных производителей, что на качестве никак не отразилось. Все досмотровые системы, системы обработки багажа – они российского производства, — пояснил Парфененко. — Более того, все информационные системы сделаны в Набережных Челнах, на заводе «Хайер». Так что можно говорить даже о локальном производстве. Сейчас новый терминал имеет две линии досмотра, шесть стоек регистрации, которые позволят обслуживать до миллиона пассажиров в год. Строили с запасом. Да, у нас амбициозные планы – этого показателя хотели достигнуть уже к 2025 году. Но, к сожалению, пандемия, санкция повлияли на наших авиаперевозчиков, мы от них сильно зависим. Тем не менее планы остаются. Миллион пассажиров - наша цифра.
1/0
На первом этаже нового терминала сейчас размещаются стойки для регистрации пассажиров, а также лента для выдачи багажа и кафе (всего их планируется четыре). На втором — зал ожидания, досмотровые комнаты. При этом они сейчас кажутся слишком просторными, что сделано умышленно: место специально оставлено для размещения точек пограничного и таможенного контроля, которые необходимы для международных рейсов. Пока же новый терминал будет принимать только воздушные суда внутренних направлений.
Много писем поступало руководству аэропорта по поводу отсутствия молельных комнат (в старом здании их не было). В новом терминале они появились: одна для мусульман, другая — для православных верующих. Как и комфортабельная комната матери и ребенка, куда, к слову, в ожидании рейса могут зайти пассажиры с детьми, а в случае задержки — даже переночевать.
Значимость события подчеркивает и тот факт, что на торжественную церемонию приехал раис Татарстана . К слову, ставший первым пассажиром нового терминала — ему вручили огромных размеров посадочный талон. Сам же глава республики вспомнил времена, когда Бегишево особенно был никому не нужен.
— У меня появилась гениальная мысль — передать аэропорт КАМАЗу. Плохо помню уже, продали мы его или передали. Но в итоге объект стал принадлежать КАМАЗу, — вспоминал раис Татарстана. — Удачно жениться – это уже успех! Мы удачно «поженили» Бегишево с (генеральный директор КАМАЗа — прим. KazanFirst). Мы нашли сюда хозяина, который шаг за шагом приводил в порядок аэропорт. И сегодня в непростое время мы открываем терминал, который соответствует всем требованиям международного воздушного транспорта.
Сам генеральный директор КАМАЗа в своей речи отметил, что Бегишево — ворота и во внешний мир, так и в сторону Татарстана. А поскольку значительная часть бизнеса расположена именно в Закамской зоне, то и промышленникам важна скорость перемещения и доступность для партнеров.
— В то время, когда это все начиналось, до Казани приходилось ехать на автомобиле четыре часа, поэтому было важно, чтобы аэропорт развивался. Рустам Нургалиевич, за 150 млн рублей вы продали нам аэропорт, – вспомнил Когогин. – Когда мы закончили реконструкцию терминала, я позвал Рустама Нургалиевича посмотреть, открыть. Он тогда был премьер-министром. Он походил, оценил, посмотрел на меня и сказал: «Дешево я тебе его продал!». Это все конечно, шутки.
Важная цель, поставленная при строительстве нового терминала – создание самых комфортных условий для пассажиров, продолжил Когогин.
— С аэропорта начинается знакомство с территорией. Каждый, кто приезжает сюда, должен видеть, что здесь нормальные условия. А в старом здании мы этого обеспечить не могли. В то время надеялись, что у нас будет серьезный международный трафик. Времена поменялись. Мы видим, с какой скоростью восстанавливается пассажиропоток. И отметка в миллион пассажиров для нас желательна, чтобы обеспечить функционирование воздушной гавани, — отметил гендиректор КАМАЗа.
Закончил выступление глава автогиганта еще одной шуткой. Про то, что Бегишево — единственный аэропорт России, который находится под санкциями. «Нам, правда, это не мешает», — резюмировал Когогин, жестом указав на убранство нового терминала.