-Ну вот, опять! - подумала я, когда увидела очередную заметку о проблемах детей-мигрантов.
Учительница ушла из класса, в котором были только дети иностранцев.
Понять её можно - её, как говорится, "бросили под танки": вот тебе класс, учи! А как учить - вряд ли объяснили. И помощи ждать неоткуда, потому что, по непонятным мне причинам, в России разучились обучать иностранцев русскому языку. Я больше никак не могу это объяснить.
Когда-то Россия являлась частью огромного Советского Союза, даже не частью, а основанием. Значительная часть населения не умела говорить по-русски, более того, в начале существования Союза они были еще и неграмотными. Но каким-то (наверное чудесным?) образом по-русски заговорило всё население огромной страны, ведь общаться-то как-то было надо. То есть в Советском Союзе проблему межнационального общения решать умели, поэтому я не могу понять, почему в России её решить не могут.
Нет учителей? Забыли, как преподавать русский в качестве иностранного?
В стране, где говорят на множестве языков?
Почему чеченцы, живущие в Чечне, могут говорить по-русски, а таджики, живущие в Москве, нет? Что-то я не верю, что чеченцы с рождения в семье по-русски говорят. Или якуты. Или тувинцы. Или все остальные 200 народностей, населяющих Россию.
Может, проблема в том, что никто эту проблему просто решать не хочет?
Насколько я понимаю, дети мигрантов идут в школу наравне с местными, попадают в одни классы.
Разумеется, сидеть в классе, где преподают на непонятном тебе языке сложно, скучно, если не сказать невозможно. Поэтому и случаются конфликты между русскими и мигрантами, да еще учительница нервничает, потому что программу проходить надо, а в классе такой "груз", который всех вниз тянет. Заметьте, не потому, что глупые, а потому, что языка не понимают, а ведь это можно исправить!
Как в этом случае поступают в Дании?
Дания- страна мононациональная, если не считать Гренландию и Фареры.
Но опыт обучения иностранцев датскому языку у них богатый, так как иностранцев сюда привлекает высокий уровень жизни - хорошие зарплаты (специалистов разного профиля - врачи, инженеры, айтишники) или неплохие пособия для беженцев.
Дети, не говорящие по-датски, попадают сюда с семьями в качестве беженцев или когда мама выходит замуж (чтобы папа-иностранец с ребенком женился на датчанке - такого я пока не встречала) .
В Дании существует две модели обучения детей, изначально не говорящих по-датски:
- Специальный класс, в который собирают детей - иностранцев разного возраста для обучения датскому (это и было в Волгограде).
- Ребенок идет в обычный класс, но получает дополнительные занятия по языку.
Обучение в специальном классе продолжается до тех пор, пока учителя не решат, что ребенок готов к переводу в обычный класс.
В специальных классах обычно два учителя, чтобы помогать друг другу. Учителя обязательно проходят курсы, на которых их учат преподаванию датского как иностранного. В случае с Украиной учиетлям даже объясняли систему украинской школы, чтобы лучше помогать детям-беженцам.
Таким образом Дания "переварила" сирийских беженцев в 2015,а сейчас переваривает украинских.
Датчане не возмущаются наличием иностранцев, они решают проблему.
Но не стоит думать, что в Дании лояльно относятся к "неговорящим" - языковой сертификат требуют везде, в том числе при получении пособий для людей, только что получивших образование и находящихся в поиске работы.
Буквально сегодня в местной прессе обсуждают ситуацию со шведкой, живущей в Дании, которой не платят пособие, потому что... у неё нет документа, подтверждающего знание ею датского языка! Вот так!
Так что я не понимаю, почему такие богатые регионы, как Москва, не могут создать специальные классы для изучения русского языка детьми мигрантов. Можно организовать нулевые языковые классы и обязать мигрантов отправлять туда детей. А если не захотят - не продлевать визу.
Можно много чего сделать, да только, видимо, это никому не нужно.
А возмущаться наличием мигрантов бесполезно, они уже есть, так что лучше начать решать проблемы!
А вы как считаете?