Найти тему

Будьте как дети!

Без кавычек, я не цитирую Х.К. Андерсена и тот самый источник. Название для этого обзора появилось моментально, только потом я поняла, что может быть не совсем верная связь, хотя...

Иногда это случается: в один момент ко мне попадают две книги, связи между которыми я не усматривала, но их встреча становится прям-таки знаковой! О первой книге я знала давно, с того момента, как она попала список IBBY, но в России она не издавалась, поэтому покупка всё откладывалась. Но когда на семинаре по тихим книгам я взяла её в руки, пролистала от и до, пути назад не было: оформила заказ и стала ждать, ждать. О второй книге до момента встречи с представителями издательства "Нигма" я не знала вообще ничего, но именно там после беглого обзора я поняла, что мне нужна именно она. С интервалом в два дня эти книги попали в мои руки. И я ещё раз убедилась: все случайности не случайны!

Покажу вам обе!

JonArno Lawson, Sydney Smith "Footpath Flowers" (оригинальное название "Sidewalk Flowers")

Книга вышла в Канаде, в 2018 году была включена в почётный список IBBY. Это книга без слов, тихая книга. Буду называть её в статье "Цветы на тротуаре", из всех вариантов перевода этот встречаю больше всего.

-2

Мне кажется, что мотив пути, дороги довольно часто используется в тихих книгах, это удачный ход, хотя и не очень оригинальный. Давайте отправимся в это маленькое путешествие вместе с нашими героями, папой и дочкой.

-3

Кстати, думаю, что вы сразу обратили внимание на цветовые акценты: красный плащ-дождевик девочки и цветы - это всё, что пока в цвете.

Первый же разворот нам наглядно продемонстрирует, как будет строиться рассказ: это чередование общих планов и крупных планов.

Справа любимая многими художниками раскадровка
Справа любимая многими художниками раскадровка

Скучный серый город, сосредоточенный отец с пакетом покупок, довольно много разговаривающий по телефону, и прохожие. Девочка в красном дождевике с любопытством рассматривает всё и всех вокруг. И вот первая её остановка - одуванчики, растущие у столба:

-5

Несколько страниц подряд продолжится то же самое: чередуются планы, девочка замечает цветы во всех уголках серой улицы (хотя иногда художник обыгрывает цветом разные другие детали) и собирает свой букет (листайте галерею):

И вот мы приближаемся к переломному моменту истории, они идут дальше через парк, всё по-прежнему унылое:

-7

Но сейчас девочка начнёт не только собирать цветы, но и раздавать их. Мир постепенно будет наполняться красками.

Любопытно (кому-то это точно покажется странным), где героиня будет оставлять цветы. Первый же разворот на эту тему - прощание с умершей птичкой (в галерее остальные):

Я понимаю неоднозначность ситуаций с одариваемыми. Родители постоянно твердят детям, чтобы они не трогали мёртвых зверей и птиц, не подходили к незнакомым людям. Но мне кажется, здесь нельзя оценивать с этой позиции. Это история про то, как ребёнок замечает много всего вокруг, ей не просто нравится собирать цветы, ей хочется этой радостью поделиться. Попрощаться с птичкой, удивить спящего незнакомца, поблагодарить четвероногого соседа.

Путешествие подходит к концу. И вот они дома! Встреча с с мамой, посмотрите, как быстро в её причёске появились цветы!

-9

И папа уже не в чёрно-белых тонах! Но на папу очень интересно посмотреть на следующем развороте, а девочка ведь куда-то продолжает бежать. И мы уже видим, вероятно, младших брата и сестру во дворе. Она успела и им подарить часть своего букета. Кстати, брат даже не отвлёкся от важного дела - наблюдения за улиткой! А папу в углу слева видите?

-10

Очень мне нравится этот момент:

-11

Интересно решено с его изображением: он наполовину тень! Но самое главное - у папы в руках букет, на который, как мне кажется, он смотрит с большим удивлением. Когда и как его дочь смогла собрать эти цветы?

Девочка не остановилась, она продолжила путь:

Мне кажется, что это книга о радости общения ребёнка с миром, о его внимании к мелочам, о каких-то добрых порывах, о желании раскрасить этот мир. И отец здесь не герой-антагонист, он просто погружён в повседневную рутину, в обычные заботы. Мне понравилась фраза на одном из иностранных сайтов: "настоящая радость находится намного ниже уровня его глаз". Оставаться внимательным к окружающему миру, не забывать о тех, кто рядом, в череде забот - такие простые и такие сложные моменты нашей жизни, о которой и напоминает девочка с букетиком цветов. Хотите добавить красок в этот мир? Действуйте!

Кстати, а вы обратили внимание, чем занимался единственный взрослый, изображённый в цвете в первой половине книги?

Сосредоточенные и даже хмурые люди на автобусной остановке, все ждут, лишь одна читает. И внутри у неё радуга эмоций!
Сосредоточенные и даже хмурые люди на автобусной остановке, все ждут, лишь одна читает. И внутри у неё радуга эмоций!

Так прочитала эту книгу я. Мне очень интересно будет прожить её вместе с детьми. Кстати, нашла очень хорошее видео, кадры - иллюстрации из книги, уместное звуковое сопровождение:

И вторая история:

Маша Шебеко "Где мой дом?", издательство "Нигма", 2023

-14

Меня заинтересовала история появления этой книги, из посвящения мы узнаём:

-15

Так как на встрече я услышала чуть больше, то начала искать информацию в сети, обнаружила замечательную статью о Марии Холмогоровой (она же, Маша Шебеко), процитирую кусочек:

Мария рассказала, что идея зрела давно: как жителя Дальнего Востока ее беспокоит проблема загрязнения морей и побережий. А несколько лет назад вместе со своими студентами она организовала вывоз мусора из Андреевки — поселка на берегу Японского моря, куда приморские художники часто ездят на пленэры. В тот год берег был особенно грязным, и живописцы решили самостоятельно его очистить: купили мешки для мусора, заказали машину. Книга "Где мой дом?" — еще один важный шаг в борьбе за экологию.

Прочитала я книгу, узнала историю создания, но что-то не давало мне покоя. Бродила, бродила я по ссылкам в интернете и вдруг поняла. Обрадовалась и огорчилась немного.

Оказывается, книга "Где мой дом?" была в шорт-листе XII сезона «Новой детской книги» (2021 год)! И участвовала в конкурсе она как silent book, т.е. тихая книга! Участвовала она ещё и в конкурсе "Книга внутри" от издательства "Самокат" и вышла во второй тур.

Почему я обрадовалась: я сразу почувствовала излишество текста в этой книге, моя интуиция не подвела! Почему огорчилась: появился текст. Причина его появления вряд ли какая-то другая, скорее всего было как-то так: "как же продавать книгу без слов? кто у нас её купит? нам нужен текст!" Грустно от этой ситуации на нашем книжном рынке, но она пока что данность.

Давайте теперь рассмотрим книгу! Я решила, что во время занятий с детьми текст буду просто закрывать - проведу эксперимент. Всё, что нужно им знать ДО чтения: немного об истории создания (и то не уверена) и в чём особенность раков-отшельников.

Покажу сразу несколько разворотов подряд в галерее, а потом напишу свои наблюдения, листайте:

У маленького нашего героя, рака-отшельника, есть большая проблема: нужен новый дом, отыскать который на берегу оказывается проблематично из-за мусора. Это начало истории. И вы увидели, как художник строит её: чередование общих и крупных планов, раскадровка, цветовые акценты. Да-да, всё очень напоминает устройство книги "Цветы на тротуаре".

И вот поворотный момент! Появляется девочка Саша, которая не пройдёт мимо и поможет маленькому герою:

У нас вновь неравнодушный ребёнок, чуткий по отношению к окружающему миру и стремящийся сделать его хотя бы чуточку лучше. Саша, конечно, глобально подходит к вопросу, собирая целую кучу мусора.

Кстати, и тут ведь некоторые родители могут вспомнить свои "не трогай - порежешься, испачкаешься". Ещё одна перекличка с первой книгой.

А в финале мир тоже станет полностью цветным!

-18

Героини обеих историй - девочки. По какому-то удивительному совпадению они в ярких дождевиках, но сближает их не столько это, а внимание к большому миру, в котором не бывает мелочей.

-19

Они готовы протянуть руку помощи или просто порадовать кого-либо:

-20

Они маленькие звёздочки

-21

Благодаря их неравнодушию мир становится ярче (чуточку чище, добрее)

-22

Вы же теперь понимаете, почему именно так я назвала статью?

Удивительная пара чудесных историй! Предвкушаю знакомство учеников с ними. Если у нас будут какие-то маленькие открытия (с детьми я иначе начинаю смотреть на книги и замечать другие моменты) - обязательно поделюсь!