Найти тему
ПРЕСКЕВЮ

«Очень синяя борода»: псевдопсихологический разбор

Оглавление

Посмотреть советский мультфильм меня спровоцировали два блогера, которые с интервалом в один день попались мне в ленте.

Они представили на это произведение искусства два взгляда.

1. Юмористично-юридический

Автор проанализировал на предмет состава преступления несчастные случаи с первыми двумя жёнами Синей Бороды. Пришёл к выводу, что там действительно получилось всё случайно. Арестовывать не за что. Настоящее преступление могло бы получиться в третьем случае, но не состоялось. Точнее, состоялось, но не герцог был преступником. Заодно описываются типажи девушек, предсказанные ещё в те далекие времена.

Вывод: жёны сами виноваты.

Акцент в этом разборе сделан на типажах женщин. И на неразборчивости главного героя, который представлен почти жертвой. В общем, взгляд, как видно, мужской. И как намекается, в самом мультфильме, не самый объективный.

2. Психологический взгляд

Автор другого канала, психолог, также не обходит вниманием жён с их интересными типажами, но всё же сосредотачивается на главном герое. Который не долюблен, зажат, не уверен в себе, не умеет договариваться и идти на контакт и вручает своё сердце и ключи первой попавшейся девице. Жёны, конечно, интересны, с точки зрения психолога, но они были честны изначально. А вот герой, молчаливо начинающий отношения с коленопреклонения, молчавший в некомфортных для себя ситуациях, а потом срывающийся, вызывает множество вопросов.

В статье также было и сомнение в истинности рассказа Синей Бороды, которого «довели» жёны. Может, это взгляд абьюзера, у которого всегда виноваты жертвы?

В общем, эти люди настолько заинтриговали, что я села смотреть мультфильм. И возникло ещё два взгляда.

3. Псевдолингвистический

Все, кто анализировал поведение Синей Бороды в стадии влюблённости, обращали внимание на его полнейшую покорность и выпрашивание любви, а также полное согласие с женами на начальном этапе. А я обратила внимание на преобладание в его начальном призыве к отношениям глаголов повелительного наклонения:

«Подойди же ко мне, Марианна,
И в объятья меня заключи,
И возьми поскорей, Марианна,
Моё сердце и все ключи».

Повелительное наклонение неспроста ведь так называется. Призыв, просьба, приказ. По сути, герой почти требовал этой самой любви и заботы. А колени — это так, декорация, сбивающая с толку.

А фраза «Прости, любимая, так получилось» одновременно и снимает ответственность с героя, и показывает немного злорадства.

Да и напоследок Синяя Борода называет детектива другом и желает «побольше чуткого тепла и преданной любви». Звучит как проклятье в семейной жизни, с учётом личности говорящего. Да и книга сама, как пелось в начале — «лучший подарок супружеской паре».

4. Литературно-псевдопсихологический взгляд

Я бы этот недетский мультфильм рассмотрела бы как историю становления у. б. и. й. ц. ы. Только не Синей Бороды — с ним и так всё ясно, а детектива.

С чего бы это современному, молодому и симпатичному мужчине так живо интересоваться историей средневекового герцога и его коллекцией загубленных жён?

Ответ получаем сразу же: у детектива проблемы в семейной жизни. Его жена, которая почти не видит мужа, подозревает его в неверности и устраивает выволочки даже по телефону. Что происходит при их встречах, догадаться нетрудно. Впрочем, это лишь взгляд героя, не претендующий на истину, но именно так он видит ситуацию.

Подсознательно удерживая в голове эту проблему и находясь в поиске решения, детектив обнаруживает историю о Синей Бороде, известному как раз-таки своеобразным решением вопросов с «не такими как надо» жёнами.

Личный, а не рабочий интерес к этому персонажу настолько силён, что детектив отправляется искать ответы на свои вопросы на ночь глядя, несмотря на протесты жены и просьбы отложить это до завтра. Судя по тому, что песенная вставка говорит о книге, главный герой именно через произведение вступает в связь с мрачным герцогом и начинает смотреть на мир его глазами. А ведь книга действительно могла бы подождать.

Во время беседы детектив охотно и без сомнений принимает версию Синей Бороды, понимающе кивая. А ведь ему ли не знать, что у преступников жертвы всегда сами виноваты во всём.

Но наш герой наконец-то слышит то, что искал. Он интуитивно давно хотел выплеснуть свой гнев и решить ситуацию именно таким образом. После общения с Синей Бородой и очередным конфликтом с женой по телефону, детектив уже точно знает, что сделает, когда приедет домой. И синяя борода, внезапно выросшая у детектива, намного превосходит ту, что была когда-то у герцога. Ученик, по всей видимости, превзойдёт своего учителя.

Кстати, ещё два момента привлекают внимание. Фигура пса-шута. Это ж не то искуситель, не то олицетворение тёмной стороны личности Синей Бороды. Его ремарки, насмешливо-безжалостное отношение к несчастным жёнам и непосредственное участие в уничтожении второй пассии наводят на эту мысль.

А ещё удивляет, что третья жена Синей Бороды, с которой поначалу была невероятная гармония, сильно совпадает с ним по чертам лица.

Она — его женский аналог. Возможно, муж у неё тоже не первый
Она — его женский аналог. Возможно, муж у неё тоже не первый

Смею предположить, что это неспроста, учитывая психологичность этого мультика. Не исполнение ли наших желаний ведёт к гибели? И не сами себя ли мы обрекаем на это? Или его третья пассия — женский аналог Синей Бороды, сеющий раздор между мужьями и их друзьями? Она ведь воплощение того, что он хотел: бесконечная любовь, праздник, исполнение желаний, гости...

В общем, символичная обраточка получилась. И она была неизбежна.

Прости, любимый, так получилось...
Конец для незадачливого мужа был плачевен
Конец для незадачливого мужа был плачевен

Жаль, что детектив — последователь дела мрачного герцога, не усвоил вот этот, самый главный урок.

А как вы смотрите на эту историю?